Наверх

Американская история X

  • Год: 1998
  • Страна: США
  • Режиссёр: Тони Кей
  • В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д'Анджело, Дженнифер Лиен
  • Продолжительность: 119
  • Слоган: Узрей реальность в своих глазах, когда ненависть сделает тебя слепым
  • Награды: Оскар: 1 номинация - Лучшая мужская роль (Эдвард Нортон)
  • Рейтинг: 8.514 (25 место в Топ250 на Кинопоиске)

"Путь ненависти лёгок, он ведёт прямо в ад, это дорога прямая, но дорога назад..."
Dolphin, "Я буду жить"


Очень долго я размышлял о том, что надо бы написать рецензию на фильм, который вот уже несколько лет моей жизни носит звание "самого любимого". Возможно, когда-нибудь я и переменю своё мнение, но на данный момент именно "Американская история X" - это тот фильм, который трогает меня сильнее всего. И как это часто бывает, я не в силах объяснить причину этой любви. Я вырос в условиях далёких от нацизма и расовой нетерпимости (настолько далеко, насколько это вообще возможно в нашей многонациональной стране). И я настолько русский, как по характеру, так и по внешности, что никаких, даже малейших подозрений у соответствующих организаций я не вызывал никогда. Что же касается моего личного отношения к людям, то тут тоже полный порядок. Я дружил или дружу со многими: татарами, узбеками, марийцами, армянами. В-общем, по какой причине именно этот фильм задевает какие-то неведомые мне самому струнки души, я объяснить не могу. И как это было у Гришковца: "о причинах больше говорить не будем".

Сюжет фильма "Американская история X" невероятно прост. Дерек Виньярд (Эдвард Нортон) - лидер местной банды скинхедов, которая устраивает набеги на мексиканские магазинчики и ненавидит негров. Потихоньку Дерек втягивает в дело и своего младшего брата Дэнни (Эдвард Ферлонг). Но убийство двух чернокожих, совершённое Дереком, разделяет братьев. Дерек попадает в тюрьму, где ему предстоит внутренне переродиться и понять, что путь ненависти - это дорога в никуда.

Фильм классный, фильм сильный, фильм сложный, тяжёлый и страшный. И в первую очередь именно для нас - русских. Подобный сюжет мог произойти в любом из крупных российских городов, разве что условия в тюрьме для главного героя были бы хуже. Это доказывает, что расизм - общемировая проблема. И с ней надо бороться. Самый главный вопрос -  как? Ведь порой расовая нетерпимость имеет под собой вполне разумную и реальную подоплёку. Как объяснить молодому парню, чьих родителей расстрелял невменяемый чеченец, что он не должен мстить так, как подсказывают ему лидеры нац. движений?  Как понять умом и сердцем, почему мы не должны отстаивать свои земли любыми способами, если даже "герой нашего времени" Данила Багров говорит "не брат ты мне"? Как не сорваться в этой борьбе за выживание, как остаться человеком, а не зверьём?

Ведь примеров полно: и французы, которых уже просто не видно в толпе арабов, и американцы, которые пали жертвой собственной толерантности и вековым чувством вины перед бывшими рабами, и наша страна, в которой чеченцы, дагестанцы и прочие "дружественные народы" свободно разъезжают по улицам НАШИХ городов на своих чёрных тонированных иномарках, под завязку нафаршированные оружием и наркотиками, в полной уверенности, что им ничего не будет - хоть ты тресни.

Режиссёр фильма не даёт ответов на эти вопросы. Он лишь пытается показать нам, что в наше время ненависть - путь сильных, но глупых, а добро - удел слабых, но человечных. Тони Кей даёт приказ зрителю соединить в себе силу и разум, как это сделал Дерек.

Эдвард Нортон просто гениален. Я готов сотни раз пересматривать момент, когда он глядит на своего брата после убийства двух чернокожих пареньков, которые посмели попытаться взломать его машину. Сколько в этом взгляде ненависти и в то же время превосходства, радости, гордости за своё деяние. Лишь за этот мимолётный взгляд необходимо было давать Нортону Оскара. Но нет. В том году холокост показался американцам важнее нацизма и статуэтку отдали Бениньи за "Жизнь прекрасна". Я не спорю, роль достойная, но не чета образу Дерека Виньярда. Нортон смог показать духовное перерождение своего героя, смог вызвать интерес, уважение и даже жалость.

Эдвард Ферлонг справился с ролью похуже, но в целом на уровне. Впрочем, его персонаж даже по сюжету проигрывал в драматизме своему брату. Этакий паренёк без царя в голове, которого легко увести как в одну сторону, так и в другую. Человеческая единица в борьбе двух противоположностей.

Советую посмотреть "Американскую историю X" абсолютно всем, независимо от национальности, возраста, пола и вероисповедания. Смотреть - и думать, думать, думать...

Оценка: 10 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.