Наверх

12 лет рабства

  • Год: 2013
  • Страна: США, Великобритания
  • Режиссёр: Стив МакКуин
  • В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Лулита Нионго, Сара Полсон, Брэд Питт
  • Продолжительность: 133
  • Слоган: The extraordinary true story of Solomon Northup
  • Рейтинг: 8.136

США, середина XIX века. Соломон Нортоп (Эджиофор) - чёрнокожий житель одного из северных штатов. У него есть семья, дом, профессия. Однажды, он отправляется на заработки в Вашингтон, где его, предварительно напоив до беспамятства, похищают и продают в рабство под вымышленным именем. Спустя некоторое время он оказывается на юге, где ему предстоит провести долгие 12 лет невыносимых издевательств, тяжёлого труда и борьбы за выживание.

Всё у этого фильма могло сложиться хорошо, ведь уже даже на этапе производства видно было, насколько талантливые люди заняты в этой картине. Режиссёр Стив МакКуин, при всей спорности его предыдущего фильма "Стыд", на секундочку является обладателем одной из престижных премий Каннского Кинофестиваля, композитор Ханс Циммер в представлениях не нуждается, также как и чертовски одарённые актёры: Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Брэд Питт - цвет современного кинематографа.

После просмотра фильма "12 лет рабства" с уверенностью могу заявить, что ни один из вышеперечисленных людей не разочаровал меня, как зрителя. Чего, к сожалению, не скажешь о сценаристе этой ленты Джоне Ридле, который адаптировал одноимённую книгу абсолютно реального человека по имени Соломон Нортоп, действительно попавшего в описанный выше переплёт, вышедший из него победителем и описавший все свои злоключения на бумаге. Книгу я, признаюсь честно, не читал и даже не слышал о ней до выхода этого фильма на экраны. Поэтому я не знаю чья вина в том, что сюжет картины получился на 100% манипулятивным, наполненным всевозможными штампами и прямым, как палка.

Казалось бы, в прошлом году великий и ужасный Квентин, как мог поглумился над соответствующим жанром. И что же мы видим? Спустя всего год на экраны выходит лента "12 лет рабства", в которой самым безбожным образом расставлены соответствующие коньюнктурный акценты: все белые, за редким исключением, подонки, все чёрные, вообще без исключений, хорошие, на севере негры ходят в шляпах, сюртуках и ничем не отличаются от белых людей, на юге тех же негров нещадно стегут плетьми. Слишком в лоб, слишком субъективно, слишком недвусмысленно.

При этом, техническая составляющая фильма просто на высоте. Гениальный (без шуток) Майкл Фассбендер в кадре творит какие-то чудеса, Пол Дано радует очередным своим пакостным образом, в целом, понравился Эджиофор, особенно несколько эпизодов, связанных с его душевными трансформациями. Блестящая работа оператора, отличная музыка, сложно выверенная режиссура и монтаж. Всё на уровне - кроме, собственно, сценария. Такая жалость, скажу я вам.

В то время, как многие уважаемые критики называют картину "12 лет рабства" фаворитом Оскаровской гонки, я вынужден констатировать, что при всей своей кажущейся мощи, она базируется на простеньком и манипулятивном сценарии, что, разумеется, лишь добавляет ей весомости в глазах жюри киноакадемии. Достаточно вспомнить прошлогоднюю победу насквозь заштампованного "Арго". А раз так, то и ожидания от этого фильма автоматически становятся несколько завышенными, и оправдать их он, к сожалению, не может. Хороший фильм, очень хороший. Но не лучший в уходящем 2013 году.

Оценка: 8 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.