Наверх

Одержимость

Молодой парнишка Эндрю (Теллер) учится в престижной американской консерватории и мечтает стать великим джазовым барабанщиком. Методично добиваясь своей цели, он день за днём, час за часом до полного изнеможения упражняется в классах своего учебного заведения. За этим занятием его застаёт некто Флетчер (Симмонс) — руководитель одного из лучших джазовых коллективов страны. Флетчер берёт Эндрю под свою опеку. Вскоре молодому барабанщику предстоит пройти настоящий тест на выживание, ведь суть педагогического метода Флетчера — создавать своим ученикам невыносимые условия существования с целью найти настоящего гения, который не сломается от его садистских нападок.

  • Год: 2014
  • Страна: США
  • Режиссёр: Дэмьен Шазелл
  • В ролях: Майлз Теллер, Дж.К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки, Дэймон Гаптон, Сюанн Споук
  • Продолжительность: 106 минут
  • Слоган-

В 2010 году в техническом регламенте престижной американской премии "Оскар" произошло одно значительное изменение. Если до этого количество номинантов на получение приза в категории "Лучший фильм" ограничивалось цифрой 5, то с 2010 года число таких претендентов официально могло достигать десятка. Эта новация привела к тому, что в окончательный список стали регулярно попадать хорошие, независимые фильмы, которые раньше проигрывали конкуренцию, благодаря рекламным кампаниям и агрессивному промоушну со стороны крупных студий, продвигающих свои дорогостоящие проекты. До сего момента Меккой для дешёвых картин, за плечами у которых нет могущественных протеже, служил фестиваль независимого кино "Сандэнс". Уже в 2010-м году номинацию на "Лучший фильм" Оскара получил победитель этого фестиваля — фильм "Сокровище". В 2011-м такой лента стала "Зимняя кость". После года передышки подобного успеха добились "Звери дикого Юга". Однако всем было понятно, что в этих списках подобные фильмы выполняют роль статистов, расходного материала. Тем удивительнее осознавать, что в текущем году для лауреата "Сандэнса" наметился качественный сдвиг — что ни говори, а картина "Одержимость" вовсе не выглядит "мальчиком для битья" в компании маститых конкурентов.

Прежде всего, впечатляет сюжет и вопросы, которые он ставит. Самый главный из них, на мой взгляд, вовсе не в том, сколько надо усилий и терпения, чтобы стать великим музыкантом, и чем ради этой цели надо пожертвовать. Я вообще не считаю, что Эндрю — главный герой картины. Его образ не несёт в себе ничего такого уж уникального или интересного, подобных историй о мужестве и следовании своим мечтам мы видели уже немало. Флетчер — вот в ком заключается главная загадка и моральный посыл ленты "Одержимости". Вопрос звучит так: прав Флетчер или нет в своих методах? Цель-то у него благая, и объясняет он её доступно — действительно, не факт, что мир узнал бы многих гениев, если бы их учителя когда-то сказали им: "молодец, ты всего достиг". Как бы не был хорош кто-то в своём деле, он может стать ещё лучше, если не успокоится. А чтобы не успокаиваться нужен мотиватор, такой как Флетчер. С другой стороны, и в сюжете фильма об этом говорится напрямую, методы учителя-садиста приводят порой к непоправимым трагедиям, когда ученик просто ломается, и уже не то что не может стать великим, он просто становится никаким. Стоит ли теоретическая возможность найти "алмаз" столь безумного риска — вот вопрос на который зритель должен для себя ответить во время просмотра этой картины. Актёр Джей Кей Симмонс смог блестяще передать всю сложность и двусмысленность образа Флетчера на экране, за что и подвергается сейчас безудержной бомбардировки различными престижными наградами.

"Одержимость" — отличный, стильный, красивый, музыкальный и сложный авторский фильм с гениальным Симмонсом в роли преподавателя с очень спорной мотивацией. Этому фильму ещё бы центрального персонажа чуть более сложного с точки зрения сюжета, но с другой стороны, зачем городить лишнего. В любом случае, для меня это уже однозначно один из лучших фильмов года.

Оценка: 9 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.