Наверх

Левиафан

Трудяга Николай, живущий вместе с женой и сыном на берегу моря в маленьком северном городке, вынужден вступить в открытое противостояние с мэром, вознамерившемся "отжать" у Николая землю в пользу очередного храма. Николай обращается к своему сослуживцу, а ныне влиятельному, успешному адвокату Диме, после приезда в город которого события начинают развиваться с огромной скоростью.

  • Год: 2014
  • Страна: Россия
  • Режиссёр: Андрей Звягинцев
  • В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Сергей Бачурский, Валерий Гришко, Алла Еминцева, Маргарита Шубина, Игорь Савочкин, Игорь Сергеев, Мария Скорницкая
  • Продолжительность: 141 минута
  • Слоган-

Фильм "Левиафан" — это очень редкий случай, когда мне хочется накинуть балл к оценке, просто потому что это картина о которой "много говорят". Не в том смысле, что это какая-то очередная комедия или "великая картина о великой войне" с щедро оплаченной рекламной компанией, а в том — что она вызывает у людей потребность высказываться, спорить, думать, сравнивать, и ещё несколько десятков глаголов, описывающих разного уровня социальную активность. В этом, конечно, заслуга не только создателей фильма, но и череды случайных (или не очень) событий, среди которых и факт материальной поддержки картины со стороны Министерства Культуры, и то как быстро Мединский отрёкся от "Левиафана", и победы на зарубежных кинофестивалях и премиях, и шумиха, вызванная законом "против мата" и многие-многие другие мелочи, благодаря которым "Левиафан" действительно стал мощнейшим кинособытием, безотносительно к субъективной оценке его качеств, как конечного продукта кинопроизводства.

Осталось разобраться к чему именно мне предстоит добавить этот самый "бонусный" балл, попытавшись определиться в своём отношении к этой картине, не учитывая разгоревшуюся "войну мнений" по её поводу в сети и СМИ. Здесь я скорее на стороне оценки "очень хорошо", нежели "отлично" или "средне". Фильм хороший, мощный, глубокий, но не без недостатков. Что понравилось? Во-первых, общая завязка и течение сюжета. Охотно верится, что в современной России ни простой человек, ни успешный адвокат не защищён от беспредела властей, подпитываемых алчной верой "оборотней в рясах". Фильм поднимает серьёзную, актуальную проблему, не давая зрителю ни надежды, ни ответов на вопросы. Однако стоит отметить, что "Левиафан" не заточен исключительно под задачу очернения власти. Простые люди в этой картине — тоже не образец добродетели. Лиля самовольно ложится в койку к успешному москвичу, который в свою очередь предаёт своего старого друга. Коля пьёт и лупит сына, который грубит приёмной матери и посылает её "в далёкое путешествие". Они обычные люди — где-то мелочные, где-то подлые, где-то злые и даже жестокие.

Вообще я посмотрел этот фильм ещё до объявления номинантов не премию "Оскар" и попадания его в категорию "Лучший сценарий" я никак не ожидал. Мне кажется, сценарий — как раз самое слабое место фильма. И этому есть объяснение: сложно написать внятный сюжет, не зная точно, что станет со страной и миром через 5 или 10 лет, не говоря уж о физическом и моральном состоянии каждого из четверых "сквозных" актёров (кстати, Линклейтера чуть не подвела его собственная дочь, которая вдруг потеряла к проекту интерес, но в итоге после уговоров согласилась его закончить) Думаю, что я не сильно ошибусь, если предположу, что у Линклейтера вообще изначально не было сценария на руках, и что он его дописывал перед каждым из 45-и съёмочных дней. Ну и что в итоге могло получиться? Только вот такая экзистенциональная лента, как "Отрочество", главной мыслью которой является банальное "жизнь — это миг между прошлым и будущим".

Во-вторых, понравились актёрские работы. В первую очередь, это невероятно живой и какой-то "настоящий" Серебряков. Затем, конечно, Вдовиченков и Мадянов. А вот Лядова, на мой взгляд, с похожей ролью справилась лучше в картине "Географ Глобус Пропил". Здесь, конечно, задача была другой — никакого юмора, только "драма". Получилось хорошо, но не гениально. Хорош и второй план — отличная пара вышла у Розина и Уколовой, классная, хоть и несколько гротескная, получилась "адская" троица "судья - прокурор - начальник милиции". Наконец, стоит отметить большое количество хороших, глубоких метафор, заключённых чуть ли не в каждом кадре фильма: это рыбы с отрубленными головами, падающие с конвейера, и старая церковь, приспособленная к сборам пьяной и наглой молодёжи, и море, амплитуда волн которого меняется в зависимости от сюжета, и стрельба из автомата по портретам "предводителей".

Что же тогда не понравилось? Детали, в которых, как известно, дьявол. На мой взгляд, Звягинцев несколько увлёкся задачей максимально очернить быт и жизнь простых россиян из глубинки, чем сам подставился под "удары" критиков. Я верю, что люди могут столько пить, но зачем это показывать столь нарочито, столь выпукло, столь "в лоб"? Я верю, что люди матерятся, но зачем вставлять эти слова в те места, где они звучат максимально неестественно. Я верю, что мэр маленького города может приехать к жителю пьяным, но зачем снимать это настолько примитивно, настолько "лубочно". Я верю, что жена может изменить мужу с его старым другом, но зачем делать это на совместной поездке за город, где и спрятаться-то толком негде. Я верю, что милиционеры могут на свой день рождения выпить стакан водки, а потом пострелять в портреты генсеков из автомата, но зачем это нужно показывать зрителю в течение 10 минут, да ещё и под песню "О, боже, какой мужчина". Всё могло было быть тоньше, проще, менее вычурно и менее спекулятивно.

Однако, в любом случае, "Левиафан" — это очень хороший, глубокий фильм, вскрывающий широкий пласт проблем современной России, да ещё и замеченный мировым киносообществом. Так держать, Звягинцев! Победы тебе на Оскаре!

Оценка: 9 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.