Наверх

Хоббит: Битва пяти воинств

Окопавшись в недрах Одинокой Горы, отряд гномов под предводительством Торина Дубощита (Армитедж) начинает активно искать Аркенстон - волшебный камень, реликвию расы гномов. В это время к Горе уже стягиваются желающие поживиться золотом: люди, которым было обещано возмещение урона, нанесённого драконом Смаугом, эльфы, которые хотят вернуть себе свои украшения, и орки, которые просто хотят ограбить всех остальных и установить в Средиземье свою "орочную" диктатуру. У Бильбо (Фриман) же другие проблемы, во-первых, он видит, что Торин сошёл с ума, а во-вторых, он нашёл Аркенстон и не знает, что с ним делать.

  • Год: 2014
  • Страна: Новая Зеландия, США
  • Режиссёр: Питер Джексон
  • В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Люк Эванс, Эванджелин Лилли, Ли Пейс, Орландо Блум, Бенедикт Камбербэтч, Кен Стотт, Эйдан Тернер, Дин О'Горман, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли, Иэн Холм, Сильвестр МакКой, Стивен Фрай, Райан Гейдж
  • Продолжительность: 144 минуты
  • Слоган"Последнее путешествие в Средиземье"

Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперёд
А за ним комарики на воздушном шарике
А за ними раки на хромой собаке
(c) Корней Чуковский описывает Битву Пяти Воинств

После выхода на экран второй части трилогии о путешествии Бильбо Бэггинса, стало понятно, что в заключительной серии мы абсолютно точно не увидим той доброй сказки, которую написал Толкиен и которая более или менее просвечивала в дебютной части франшизы. Было очевидно, что закрывая все свои с нуля придуманные сюжетные линии, Джексону так или иначе придётся нагнетать эпик и мощь. Вопрос был только в том, насколько всё это будет смотреться уместно и интересно, так как вторая часть зачастую "радовала" своего зрителя абсолютно бессмысленными погонями и драками, а также навязчивым стремлением к пустой эффектности. При этом в попытках скрестить настроение "Властелина колец" со сказочностью "Хоббита" в итоге родилось нечто шумное, громкое, но абсолютно инфантильно-цирковое.

В упорстве Питеру Джексону не откажешь, он решил до конца гнуть свою линию, и третья часть в этом смысле — вершина всего, абсолютное мерило торжества формы над сутью, фильм, в котором эффекты берут не качеством, а количеством, выплёскиваясь на зрителя с частотой автоматной очереди. Если у эльфов есть Трандуил на шикарном лосе, а у орков Азог на волке, то предводитель отряда гномов Даин обязан появиться на боевом кабанчике - просто для равновесия и эффектности. Если есть орлы, то обязательно должны быть и какие-то особенные летучие мыши, которые вообще не играют роли в сюжете. Катарсиса это видовое безумие достигло в тот момент, когда неожиданно на поляну выскочили гоблины-наёмники. И чёрт с ним, что их не было у Толкина, к этому мы уже привыкли, но ведь их не было и у Джексона. Более того, через минуту про них вообще можно забыть — больше они не появятся.

Не пошло фильму на пользу и то, что необходимо было в последний раз показать всех любимых фанатами героев. Вспоминая эту картину, я вижу перед глазами череду ярких лиц, но ни одного более-менее внятного персонального развития. Галадриэль, Гендальф, Трандуил, Леголас, Саруман, Элронд, Беорн, Радагаст — все они есть, но все они, по сути, на подтанцовках. Да что там говорить, сам Бильбо Бэггинс — титульный, казалось бы, персонаж, и тот вынужден ютиться в тени полностью выдуманной любовной линии между Тауриэль и Кили. Торин — единственный герой фильм, который имеет развитие, но показано оно более, чем схематично. Зашёл в золотой зал, увидел глюк и прозрел — серьёзно?

Да, я знаю, что "Хоббит" это, прежде всего, красивая сказка с классными компьютерными эффектами и взрывной динамикой. Но мне нужен ещё и сценарий, или хоть какие-то разумные его зачатки. Вспомните всю линию Горлума в трилогии "Властелин колец". Ведь это же был персонаж достойный пера любого великого классика. А герой поневоле Сэм? А Арагорн — великий король, ждущий своего часа? Был в Хоббите хоть один персонаж такого же уровня персонализации и неоднозначности? Разве что Торин, да Кили — для самых маленьких, так сказать. Зато лось красивый, да, и боевой кабанчик. Снимай Питер Джексон сказку, не было бы никаких вопросов. Но он же замахнулся на эпик-драму. А не вышло.

Оценка: 6 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.