Наверх

Сияние

Бывший школьный учитель и начинающий писатель Джек Торрэнс находит себе удачный вариант подработки на зиму. Его приглашают в горный отель "Оверлук" в качестве смотрителя на период простоя. Он переезжает туда вместе с женой Венди и маленьким сыном Дэнни. Оказавшись в условиях полной изоляции от внешнего мира, Джек планирует наконец-то написать что-нибудь достойное, однако, вскоре выясняется, что отель "Оверлук" полон загадочных тайн и ужасных кошмаров, способных свести с ума кого угодно.

  • Год: 1980
  • Страна: США, Великобритания
  • Режиссёр: Стэнли Кубрик
  • В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Бэрри Нельсон, Филип Стоун, Джо Тёркел, Энн Джексон, Тони Бертон
  • Продолжительность: 144 минуты
  • Слоган"The Horror is driving him crazy"

Считается, что Стивен Кинг — один из главных неудачников мира литературы по части плохих экранизаций его произведений. И это даже несмотря на то, что он является автором книг, по которым были сняты шедевральные "Побег из Шоушенка", "Зелёная Миля", "Мизери" и многие другие достойные картины. Однако ещё больше было снято откровенно неудачных или средних фильмов. И причина неудачи, на мой взгляд, практически всегда кроется в одном и том же. Зачастую "хронометраж" книг Стивена Кинга столь велик, что режиссёр просто не может полноценно раскрыть и пугающую и драматическую составляющие того или иного романа, из-за чего решает остановиться только на первой из них, превращая социально-интеллектуальный "ужастик" в "ужастик" обыкновенный.

И, что самое интересное, одним из первопроходцев в тактике целенаправленного упрощения прозы "мастера ужасов", стал именно Стэнли Кубрик. Ведь ни для кого не секрет, что сам Кинг остался крайне недоволен фильмом "Сияние", и если внимательно вчитаться в его претензии, становится понятно, что чаще всего речь идёт о намеренном укорачивании процесса психологической трансформации каждого из трёх главных героев. Джек Торрэнс в исполнении Николсона изначально выглядит безумцем, Венди с самого начала играет трагедию и тяжёлый жизненный опыт, а Дэнни у Кубрика практически не развивает свой паранормальный талант, который по ходу фильма приносит ему разве что визуальные страдания. Составители списков на получение позорной премии "Золотая малина" ведь неспроста номинировали Кубрика на звание "худшего режиссёра". Мне кажется, они руководствовались именно тем фактом, что в этой картине хирургическим путём удалены все психологические нюансы зарождающегося конфликта между в сущности неплохим парнем Джеком Торрэнсом и демонами, которые живут как у него в душе, так и в стенах кошмарного отеля "Оверлук".

Но Кубрик не был бы великим режиссёром, если бы не знал, на что он идёт, и почему он делает так, а не иначе. Отказав свои героям в праве на внятное развитие, Кубрик ступил на зыбкое поле набравших невиданную на тот момент популярность "слешеров", не опускаясь при этом до их примитивного уровня со слепым копированием одним и тех же штампов и клише. Как всегда режиссёр подошёл к делу вдумчиво и скрупулёзно. Больше года длились съёмки "Сияния", каждый кадр стоил актёрам и съёмочной бригаде невероятных усилий, о дотошности и невероятном перфекционизме Кубрика написаны сотни статей и исследований. Но все эти старания не пропали даром. Когда смотришь "Сияние", понимаешь, насколько этот фильм идеален по темпоритму, по визуальному ряду, по музыкальному сопровождению, по уровню взаимодействия со зрителями, по прямому попаданию замыслов режиссёра в нервные клетки мозга и верхний слой кожи, отвечающий за мурашки. Единственное, что мне не очень понравилось в этом фильме, это актёрские умения Шелли Дювалл, которая зачастую выбивалась из общей гармонии. Но зато на её фоне неистовый Джек Николсон выглядел ещё убедительнее, ещё страшнее, ещё безумнее.

Поражает, конечно, широта кинематографических умений Кубрика — за что бы не взялся, неизменно становился, если и не лучшим, то одним из. "Доктор Стрэйнджлав" — одна из лучших сатирических комедий в истории кинематографа, "2001 год: Космическая одиссея" — классика научной фантастики, "Заводной апельсин" — культовая арт-хаусная антиутопия. Кубрик всегда снимал исключительно жанровое кино, легко и играючи перемещаясь из ниши в нишу, попутно затыкая за пояс многих классиков каждого конкретного жанра. И не удивительно, что попав в мир "ужастиков", режиссёр смог перевести себя на подходящие рельсы и сделать такой "фильм ужасов", который люди будут помнить и чтить годами.

Таким образом, что такое для меня фильм "Сияние". Это простой, но интересный сюжет Стивена Кинга (только сюжет, без психологических нюансов), снятый великим режиссёром-аккуратистом Стэнли Кубриком, с гениальным Джеком Николсоном в главной роли и потрясающей визуальной и звуковой составляющими. Минусы — Шелли Дювалл и несколько оборванный финал.

Оценка: 9 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.