Наверх

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света

Темой студенческого документального фильма молодой девушки Хезер являются мистические события, в былые времена происходившие в маленьком американском городке Бёркиттсвилль. Взяв с собой своего друга-оператора Джоша и пригласив принять участие в проекте специалиста по звуковому оборудованию Майка, Хезер отправилась снимать фильм в прилегающие к городу леса. С тех пор всех троих никто не видел. И лишь спустя год в лесу были найдены отснятые ими материалы.

  • Год: 1999
  • Страна: США
  • Режиссёры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
  • В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс
  • Продолжительность: 81 минута
  • Слоган"Everything you've heard is true"

Конечно, "Ведьма из Блэр" не является первым фильмом, снятым в модных ныне жанрах "мокьюментари" (псевдодокументальность) и "фаунд-футадж" (найденная плёнка). Экспериментировать с ложной документальностью режиссёры начали ещё в 60-х, а первый известный в широких кругах хоррор в стиле "любительской съёмки" назывался "Ад каннибалов" и снял его итальянец Руджеро Деодато ещё в 1979 году. Причём сделал это так круто, что картина немедленно была запрещена в 60 странах мира, а сам режиссёр долго отбивался от судебного преследования, доказывая, что человеческие жертвоприношения в кадре — не более, чем искусная постановка.

Но это все дела минувших дней. В "моё" время реальный бум в жанре произвела именно "Ведьма из Блэр". Будучи малобюджетным проектом двух относительно молодых и совершенно никому не известных режиссёров, по какой-то неведомой причине он привлёк внимание профессиональных продюсеров, которые решили пойти на интересный эксперимент и вложить деньги в создание мифа о том, что происходящие на экране события случились на самом деле. В ход пошло, что всё что можно было только придумать: активная раскрутка выдуманной легенды о ведьме из городка Бёркиттсвилль (бывший Блэр), видео-ролики с фальшивыми очевидцами событий и особенно изящные штрихи типа введения актёров в базу портала IMDB в качестве "пропавших без вести". Этот необычный маркетинг привёл к поистине потрясающему результату: почти 250 миллионов долларов кассовых сборов при изначальном бюджете в 22 тысячи. Прибыльность этого фильма (доход делённый на расход, впрочем, без учёта маркетинга) позволил "Ведьме из Блэр" попасть в Книгу рекордов Гиннеса. К слову, рекорд был побит лишь 8 лет спустя, причём картиной "Паранормальное явление", снятой ровно в той же псевдодокументальной манере.

Вся эта шумиха, как водится, затмила собой реальную ценность картины "Ведьма из Блэр", сделав из неё в первую очередь продукт необычных рекламных технологий, а уже потом фильм, в котором есть сюжет, актёрская игра и режиссёрские находки. И на мой взгляд это положение вещей не вполне справедливо. Ведь "Ведьма из Блэр" и без рекламной поддержки остаётся довольно жутким фильмом, смотреть который в одиночестве и темноте — дело не из приятных. Несмотря на название, любителям хорроров с разного рода привидениями и монстрами здесь, конечно, ловить нечего. Но лично меня всегда больше пугали по-хичкоковски неожиданно медленно открывающиеся двери, скрипы и шорохи в ночной темноте и всё, что обитает рядом с тобой, но не спешит показываться на глаза. "Ведьма из Блэр" в этом плане очень хороша. Все ночные приключения незадачливой троицы юных кинематографистов сделано очень впечатляюще — меня они всегда пробирали до самых костей. А дневные периоды сюжета очень толково заполнены нарастающей паникой потерявшихся в лесу студентов, психующих и ссорящихся друг с другом.

С точки зрения кинематографических достоинств, я так и так поставил бы картине "Ведьма из Блэр" высокий балл, к примеру, 8 из 10. Но это один из тех редких случаев, когда картина заслуживает дополнительного уважения за то, какое место в развитии и тенденциях современного кинематографа она занимает, и какие отчаянно экспериментальные методы были применены для её раскрутки. Режиссёры — молодцы, а продюсеры — просто гении.

Оценка: 9 из 10
Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.