Наверх

Хребет дьявола

Первая половина XX века. В Испании свирепствует гражданская война. Опекун привозит маленького мальчика Карлоса, потерявшего отца, в одну из сиротских школ, переживающую не лучшие времена. Директриса Кармен и профессор Касарес еле сводят концы с концами, с трудом изыскивая средства на пропитание детей, несмотря на то, что в сейфе хранится некоторое количество бесполезного в условиях войны золота. Именно на это сокровище и положил глаз один из бывших учеников школы, а ныне местный подмастерье Хасинто.

  • Год: 2001
  • Страна: Испания, Мексика, Аргентина
  • Режиссёр: Гильермо дель Торо
  • В ролях: Фернандо Тиельве, Иниго Гарсес, Эдуардо Норьега, Мариса Перес, Федерико Луппи, Ирена Виседо, Хосе Мануэль Лоренсо, Франсиско Маэстре, Хунио Вальверде
  • Продолжительность: 106 минут
  • Слоган"What is a ghost?"

Талантливому мексиканскому режиссёру Гильермо дель Торо повезло быть замеченным Голливудскими продюсерами ещё в самом начале его творческого пути. Легендарные братья Вайнштейны положили глаз на дель Торо сразу после его дебютного фильма "Хронос", и уже спустя 4 года на экраны вышла его первая англоязычная картина "Мутанты". И несмотря на то, что эта лента провалилась в прокате (считается, что из-за вмешательства Боба Вайнштейна в производственный процесс), Гильермо дель Торо вполне мог рассчитывать на участие в других голливудских проектах среднего уровня. Но Гильермо решил вернуться в Мексику, где организовал собственную производственную компанию и начал снимать "Хребет дьявола", сценарий которого был написан ещё во время учёбы в колледже. И кто знает, был бы успех "Лабиринта Фавна" столь же велик, если бы Гильермо дель Торо не попрактиковался бы в создании своего стиля на съёмках "Хребта дьявола".

Фильм "Хребет дьявола" — это по сути мистическая притча, до отказа наполненная символизмом. На фоне братоубийственной жестокой гражданской войны показан процесс зарождения зла в душе обиженного жизнью человека, который чувствует себя достойным лучшей доли. Возможно, в мирное время он и отступил бы от своих злых намерений, но ведь доказано, что чем грязнее на улице, тем выше вероятность того, что человек и сам плюнет на тротуар или бросит бумажку мимо урны. Зло порождает зло, делая это максимально незаметно — и вот уже молодой подлец с удивлением смотрит на свои детские фотографии, задавая безмолвный вопрос: "А как я дошёл до такого?". Именно эта тематика мне кажется фундаментом картины "Хребет дьявола", а вовсе не процесс сиротской социализации мальчика Карлоса и его мистическая связь с духом погибшего воспитанника пансионата. Процесс постепенно просыпающегося в человеке зла блистательно обыгран в фильме множеством символов: и тикающая во дворе приюта бомба, и заспиртованные младенцы с тем самым "хребтом дьявола", и стоящий посреди пустыни одинокий сиротский приют.

Отдельно хотелось бы отметить, что в отличие от явного идейного продолжения "Хребта дьявола", картины "Лабиринт Фавна", здесь всё же нет перекоса в сторону визионерского подхода и создания многочисленных одновременно красивых и страшных монстров запредельного мира. "Хребет дьявола" в этом плане гораздо более приземлённый фильм, что лично мне понравилось намного больше — визуальные изыски не рассеивали внимание от сюжета и заложенных в нём смыслов.

Таким образом, "Хребет дьявола" — это очень хороший, авторский фильм по-настоящему оригинального и независимого от веяний моды режиссёра. Жаль, конечно, что его постепенно затмил собой успех таких картин, как "Лабиринт Фавна" и "Хеллбой: Герой из пекла". На мой взгляд "Хребет дьявола", безусловно, заслуживает полноправного места в этом ряду.

Оценка: 8 из 10
Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.