Наверх

Бункер

Апрель 1945 года. Берлин в шаге от падения под натиском советских войск. Высшее командование Третьего Рейха во главе с Гитлером и Геббельсом укрывается в подземном бункере, надёжно защищённом от бомб и снарядов. Поняв, что сопротивление бесполезно, болеющий и полубезумный диктатор отказывается от побега и готовится к своим последним дням. Но далеко не все обитатели бункера готовы окончить свои дни в подземных катакомбах разрушенной столицы.

  • Год: 2004
  • Страна: Германия, Австрия, Италия
  • Режиссёр: Оливер Хиршбигель
  • В ролях: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфух, Ульрих Маттес, Юлиана Кёлер, Хайно Ферх, Кристиан Беркель, Маттиас Хабих, Томас Кречман, Михаэль Мендль, Андре Хеннике, Ульрих Нётен, Биргит Минихмайр, Рольф Канис, Юстус фон Донаньи, Доневан Гуния, Елизавета Боярская
  • Продолжительность: 156 минут
  • Слоган:"Последние 10 дней жизни Гитлера"

Немецкий режиссёр Оливер Хиршбигель начинал свой путь в большом кино с великолепной, драматически ужасной ленты "Эксперимент", поставленной по мотивам жёсткого психологического испытания, проведённого в 71 году американским психологом Филиппом Зимбардо. И хоть за пределами Европы эта лента не получила широкого признания (по крайне мере, пока американцы не сняли её ремейк), на мой взгляд, это один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни. Хиршбигель продемонстрировал своё умение нажимать на самые чувствительные точки зрительского восприятия, доводя уровень сопричастности до максимальных пределов.

Уже спустя несколько лет Оливер взялся ещё за одну реальную историю. В качестве первоисточника Хиршбигель выбрал две документальные книги. Во-первых, это произведение известного немецкого историка Иохама Феста под названием "Падение. Гитлер и крах третьего рейха". Во-вторых, это мемуары Траудль Юнге — личного секретаря Гитлера, одной из немногих обитательниц бункера, кому удалось пережить войну и последующие судебные процессы. За моральную основу фильма взято именно её восприятие истории, заключающееся в словах: "Признаю, я была очарована Адольфом Гитлером. Он был приятным начальником и отеческим другом. Я сознательно проигнорировала все звучащие во мне голоса предупреждения и наслаждалась временем, проведённым в его обществе почти до самого конца.". И действительно, лучшее, что есть в фильме это противопоставление образа Гитлера и его деяний. По сути, в этой картине мы видим уставшего, одинокого, печального и в чём-то даже трогательного человека, которого без адекватного понимания ситуации, отсутствующего у девицы Траудль, хочется даже пожалеть. И я не считаю, что Хиршбигель поступился какими-то принципами или сознательно решил обелить этого человека. Наоборот, в таком свете его деяния становятся ещё более ужасающими. А вот уж кто выведен в качестве действительно мощных негодяев исторической действительности, так это семейка Геббельсов, в особенности Магда, собственноручно отравившая шестерых детей.

Бруно Ганц идеально подошёл на роль постаревшего, поломанного судьбой и своими же делами, фашистского лидера. Актёр справился с задачей и отбросил в сторону все самые распространённые лекала. Здесь почти нет того самого безумного, одержимого взгляда, резких движений, громких криков. Тем контрастнее выглядит чуть ли не единственная сцена, где всё это проявляется в полной мере. Та самая сцена, которую из-за многочисленных пародий, к сожалению, практически невозможно смотреть без улыбки. А ведь это одно из ключевых мгновений картины. Кажется, что вот, сейчас Гитлер встрепенётся, возродится из пепла, снова станет тем, кем он был на протяжении долгих лет. Но нет, проходит минута, другая — и на экране вновь сломленный старик с болезнью Паркинсона.

На мой взгляд, "Бункер" — это очень неплохая картина, интересно выстроенная с психологической точки зрения. Не без недостатков, конечно: некоторые второстепенные линии показались мне лишними, да и отдельным актёрским работам я не поверил. Но всё окупают Бруно Ганц и общая постановка вопроса: действительно ли условная Траудль видела Гитлера именно таким, или всё-таки она всё понимала, но сознательно закрывала глаза на его политику?

Оценка: 8 из 10

Комментарии (8):

solocha
-59

Прекрасный фильм, смотрел раза три. Что касается "понимала ли, но сознательно закрывала глаза" - она ведь (на титрах, кажется) дает ответ, когда говорит о девушке из Сопротивления. Ничего она не понимала, как и весь немецкий народ, для которого Гитлер поначалу сделал много хорошего - но когда они досмотрели "фильм" до конца, пришло понимание, да и то - с помощью оккупационных войск.

Horseofhell
+143

Сейчас она может говорить всё, что угодно. Можно ей верить или не верить.

она ведь (на титрах, кажется) дает ответ

+48

Надо поглядеть. Гитлера за глаза его окружение звало ковроед )) Он не стеснялся аж лежать на полу и биться в истерике при посторонних, а тут вот как )))

solocha
-59

Сейчас она может говорить всё, что угодно.

Она себя не оправдывала, а наоборот - обвинила.

solocha
-59

Гитлера за глаза его окружение звало ковроед

Как у вас все просто. Ковроед завоевал всю Европу, перехитрил Сталина и дошел до Волги?

+48

Как у вас все просто. Ковроед завоевал всю Европу, перехитрил Сталина и дошел до Волги?

я написал факт, не более..

solocha
-59

я написал факт, не более..

Может, ссылочку дашь на "факт"? Потому что я написал - это не факт.

+48

Может, ссылочку дашь на "факт"?

Книга "Взлет и падение третьего рейха" Автор: Уильям Ширер...осилишь 1500 страниц?

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.