Наверх
  • 22 сентября, Пятница
  • вечер:
  • 5..7 C°
  • день:
  • 8..10 C°

Ученик

Старшеклассник Вениамин, всегда носящий с собой в заднем кармане джинсов Ветхий Завет, строки из которого он постоянно цитирует, отказывается посещать уроки физкультуры из-за вида раздетых одноклассниц. Позже от вступает в открытое противостояние со своей матерью, которая не понимает его увлечения религией, а также с учительницей-биологичкой Красновой. Мир, который по мнению Вениамина погряз во зле, всё сильнее и сильнее не устраивает этого ученика...

  • Год: 2016
  • Страна: Россия
  • Режиссёр: Кирилл Серебренников
  • В ролях: Пётр Скворцов, Виктория Исакова, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Антон Васильев, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Марина Клещева
  • Продолжительность: 118 минут
  • Слоган:-

Историю возникновения этой картины на наших широких экранах наверняка знают многие, поэтому лишь вкратце опишу цепь событий. В 2012-м году немецкий драматург Мариус фон Майенбург опубликовал пьесу "Märtyrer" (Мученик), которую тут же поставили в берлинском театре "Шаубюне". Спустя пару лет на сцене своего экспериментального театра "Гоголь-центр" этот спектакль срежиссировал Кирилл Серебренников, известная в театральных и кинематографических кругах личность (помните его фантасмагоричную комедию "Изображая жертву", например). Серебренников добавил в название своего спектакля забавную игру слов — (М)ученик, перестроил некоторые эпизоды и сюжетные линии с учётом российской актуальной действительности, на главную роль выбрал молодого актёра Никиту Кукушкина, и сорвал театральный джек-пот, приобретя славу далеко за пределами МКАД. Логичным продолжением этой истории стал выпуск на широкие экраны фильма "Ученик", в актёрском составе которого оказалось лишь одно значимое изменение в сравнении с исходным спектаклем — собственно исполнитель главной роли, которым на этот раз стал представитель дружеского театра Пётр Скорцов, просто потому что Кукушкин на крупных планах выглядел явно старше необходимого для этого персонажа возраста.

Что же получилось? А получилось, друзья мои, одно из самых мощных протестных отечественных киновысказываний за последние много лет, нечто сопоставимое с "Левиафаном" и "Дураком" по уровню актуальности и остроты. "Ученик" — это сборник всех самых страшных, неприглядных и позорных моментов с истории развития современного мракобесия. Главный конфликтный стержень этого фильма заключается в противостоянии школьника и религиозного фанатика Вениамина с учительницей биологии Красновой. Казалось бы, в здоровом обществе не должно быть никаких сомнений в том, кто обязан выходить из этой схватки победителем. Явно ведь не человек, который искренне верит в то, что от молитвы может удлиниться нога его инвалида-одноклассника. Но проходит пятая, десятая, двадцатая минута фильма, и ты с ужасом наблюдаешь как именно от Красновой и её мнения отворачивается большинство персонажей этой пьесы. Директриса требует давать детям две равноценные теории о происхождении жизни на Земле, приятель-физрук уходит из дома со словами разочарования и гнева, мать Вениамина требует относиться к своему сыну с уважением и пониманием, а местный, школьный батюшка.. Ну понятно, ему сам-известно-кто велел за Веню заступаться.

Смотреть на это, конечно, неприятно. И не только потому, что на экране невежество одерживает славную победу над разумом, но и по той причине, что образы-то узнаваемые. Стоит зайти в YouTube с грамотно сформулированным запросом, и там этих фанатиков тысячи. Стоит зайти в школу — и вот тебе и батюшка, и директриса-конформистка, и завхоз-истеричка, и равнодушный физрук. И хватит ли на всех них тех самых принципиальный "красновых", приколачивающих свои кроссовки к своему законному месту в обществе, вопрос достаточно праздный. Может быть, когда-нибудь, кто знает... Впрочем, не хочу излишне драматизировать. Всё-таки таких как Вениамин, фанатиков именно "Ветхого завета" сейчас наверное относительно немного. Это, конечно, крайняя степень, гипербола в лучших традициях театральной сцены. Но всё равно жутковато, и вместе с тем очень правдоподобно.

Если остановиться на чисто кинематографических деталях, опустив сюжет, то стиль постановки Серебренникова и игра актёров мне по большей части понравились, но не без исключений. Очень хорош исполнитель главной роли Пётр Скворцов, особенно ему удались две-три наиболее экспрессивные сцены. Во-первых, прекрасно были сыграны его препирания с батюшкой, которого его герой, кстати, и сам весьма недолюбливал. Во-вторых, совершенно гениальной получилась сцена, когда Краснова отвечает новоявленному мессии его же оружием, приводя в пример другие цитаты всё из того же Ветхого Завета, цитаты, которые сам "праведник" не удосужился запомнить, так как они не вписывались в его учение. Этот гнев, вызванный нежеланием пускать противника на свою территорию, был показан очень талантливо. Остальные актёры вроде тоже неплохо сыграли, но во многих сценах меня не покидало ощущение театральности всего происходящего, что, конечно, не удивительно, учитывая в какой короткий срок был снят этот фильм. У актёров просто не было времени, чтобы толком перестроиться, а Серебренникову, видимо, так и не удалось донести до них разницу между театральным представлением, где переигрывание порой просто необходимо, и кинематографом, где всё происходящее ближе и прозрачнее для зрителя.

Безусловно, "Ученик" — это очень сильное заявление. Безусловно, не всем оно может понравиться и чьи-то чувства, наверняка, могут быть оскорблены. Однако я искренне советую этот фильм к просмотру, причём в большей степени как раз людям верующим, для которых не лишним было бы, наверное, ещё раз увидеть, что всему должен быть предел, и что абсолютная вседозволенность порождает чудовищные поступки.

Оценка: 9 из 10

Длинный Интерра ТВ

Комментарии (9):

-226

людям верующим, для которых не лишним было бы, наверное, ещё раз увидеть, что всему должен быть предел, и что абсолютная вседозволенность порождает чудовищные поступки.

Сам принцип - "веровать" отрицает всякую возможность понимания ими "чудовищности поступков". Ибо на всякую мерзость есть оправдания - "на все воля божья", "бог дал, бог взял".

Ivan
+311

По поводу фильма: да, но нет.

Да - потому что правда по сути. Нет - потому что неправда по форме.

Преувеличение - это главный минус кинематографа. Показывать реальную картину - это, конечно, не так эмоционально, но чрезмерная гипербола сводит на нет всю идею - у оппонентов появляется моральное право на возражения относительно правдоподобности, тем самым игнорируя саму проблему.

-226

"а если Бога нет - то все позволено"

Нет ничего, чего бы не позволил Бог. Глупыш, слова " на всякую мерзость есть оправдания - "на все воля божья" " , означают, что эту мерзость Бог и позволил, а "верующий" оправдал эту мерзость как волю Бога.

Админу. Хрен знает как здесь сделать курсив, вроде как markdown используете, а он нифига не отрабатывается.

Horseofhell
+86

Иван, гипербола не главный минус кинематографа, а его отличительная черта, которая, в том числе делает его искусством, а не документальной хроникой. Адекватный человек всегда поймёт, где, что и как преувеличивается. А если "оппонент" этого не видит - ну да и чёрт с ним)

Показывать реальную картину всегда - блин, это же так скууууучно )) Ну открой ютуб, там реальная картина. Посмотри документальные фильмы. А тут художественный кинематограф, со своими законами и правилами.

VPL
-52

гипербола не главный минус кинематографа, а его отличительная черта, которая, в том числе делает его искусством, а не документальной хроникой.

Дюже спорно, если это сериалы по ТНТ, фантастика типа Фантамаса, Терминаторов, Аватара, боевики типа Командос и остальной Шварценеггер, гиперболы и аллегории выпячиваются и выходят на первый план. А в реалистичных фильмах типа Дурак и Левиафан все эти перегибы только портят кино.

Ivan
+311

А тут художественный кинематограф, со своими законами и правилами.

В том то и дело, что гипербола - не обязательное правило. Есть огромное количество сильных фильмов, снятых без использования этого приёма.

Вот взять конкретно этот фильм. Ну вот зачем вот это всё - оголение, морковки, нудисты? Что, фильм бы проиграл без всего этого? Нет, конечно. Выиграл бы. Было бы реалистичней, а оттого - страшнее. Я вообще смысла в этих сценах не понял, какой-то дешёвый эпатаж.

Horseofhell
+86

Ну, кстати, конкретно с этими тремя примерами я, пожалуй, даже соглашусь 2.gif Это Серебренников просто, он это дело любит)

Ivan
+311

Посмотрел только что Ярость. Фильм крепкий, но очень уж классически американский. Но это ладно. Главное - весь фильм не мог избавиться от другого образа Брэда - лейтенанта Альдо Рейна из Бесславных ублюдков. И поэтому так и не смог отнестись к фильму со всей серьёзностью.

Horseofhell
+86

В Ярости мне не понраивилась только последняя сцена танкового сражения. Очень голливудская "клюква".. А всё что до этого - очень круто.. И да, Питт там не главная звезда с актёрской точки зрения. Лабаф, Пенья и молоденький Логан Лерман круче. Писал про него

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.
Огонь Экран1
Планшет1 Опт
Экран2 DomRa
Планшет2 Интерра Маркет