Наверх
  • 10 декабря, Понедельник

Движение вверх

СССР, 1970 год. Тренером советской сборной по баскетболу назначают Сергея Гаранжина — талантливого и крайне амбициозного наставника, обладающего своим видением игры, тяжёлым характером и сыном-инвалидом, которому требуется срочная заграничная операция. Гаранжин устанавливает в команде свои порядки и после первой же крупной победы публично ставит цель — взять на Олимпийских играх золотые медали, выиграв у непобедимых американцев. Дорогу осилит идущий, а достижение цели иногда зависит от каких-то трёх секунд...

  • Год: 2017
  • Страна: Россия
  • Режиссёр: Антон Мегердичев
  • В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джон Сэвэдж, Марат Башаров, Александр Ревенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Джеймс Траташ, Кузьма Сапрыкин, Александр Ряполов, Иракли Микава, Отар Лорткипанидзе, Егор Климович, Василий Щипицын, Наталья Курдюбова, Никита Яковлев
  • Продолжительность: 133 минуты
  • Слоган: -

В 2013-м году отечественный кинопрокат неожиданно "взорвала" лента "Легенда № 17", в которой в достаточно вольной манере рассказывалось о великом советском хоккеисте Валерии Харламове. При всех её шероховатостях, начиная от хронологических несостыковок, заканчивая некоторыми откровенными заимствованиями у старшего брата по имени "Голливуд", лента "Легенда № 17" вызвала удивительно единогласное одобрение широких зрительских масс. Хотя, казалось бы, формула стара, как мир — во все времена кинематограф удачно спекулировал на простых, но берущих за душу историях, основанных на чём-то добром и вечном с привкусом приятной ностальгии и гордости за достижения наших условных "родителей". Но почему-то после распада СССР отечественные кинематографисты разучились пользоваться этим приёмом, и потребовалось 20 лет на то, чтобы что-то снова начало получаться. Зато теперь у нас есть и "Легенда № 17", и "Экипаж" (с оговорками), и "Время первых", и теперь вот лента "Движение вверх", снятая той же командой, которая делала "Легенду".

Конечно, основные компоненты успеха были в данном случае применены повторно: это и ставка на великие спортивные достижения прошлого, и ностальгическое отображение советской действительности со всей этой дружбой народов и "быстрее, выше, сильнее", и вместе с тем лёгкое, практически беззлобное подтрунивание над, мягко говоря, несовершенной партийной системой, принимающей ключевые для главных героев решения, а также безусловная ставка на актёрскую игру, как молодых дарований, так и мэтров отечественного кино. Однако картина "Движение вверх" уже не столь зависима от личности одного-двух человек (как это было в случае с Харламовым и его тренером Тарасовым), здесь на авансцене, помимо прототипа великого тренера Кондрашина, находится вся команда целиком. И это важно: когда один конкретный человек проявляет чудеса героизма и самопожертвования, какой бы он ни был "парень с соседнего двора", мы всё равно будем воспринимать его, как некое отклонение от нормы. Когда это делают 10 человек, уровень вовлечённости зрителя вырастает многократно: появляется гордость не за конкретного человека, а чуть ли не за весь народ, обладающим менталитетом "порождающим" подобного рода феномены в ограниченном пространстве.

Мне очень понравился этот фильм. Весьма высокий технический уровень съёмки, отличная стилизация картинки, скрупулёзная работа над декорациями и реквизитом, точное отображение всех событий, связанных с теми самыми феноменальными тремя секундами и многое другое. Я уж не говорю о прекрасных актёрских работах. Машков, конечно, глыба — однозначно, один из лучших российских актёров в своей возрастной группе. Очень понравились Гармаш, Смоляков и неожиданно Башаров — хотя, конечно, с его лицом только таких вот мерзких чиновников и играть. Молодые актёры, сыгравшие баскетболистов, тоже были весьма убедительны, хотя местами всё-таки чуть-чуть переигрывали. А вот что не понравилось, так, собственно, изображение самой сути баскетбола. И дело даже не в том, что в те времена сверху не забивали. Просто у непосвящённого человека может возникнуть ложное впечатление, что в этом виде спорте всё решает скорость, физическая подготовка и самопожертвование. Это, конечно, не так, но не будем строго судить создателей фильма за эту деталь, всё-таки речь здесь шла совершенно не о баскетболе, как таковом.

Одним словом, лента "Движение вверх", безусловно, внушает уверенность в том, что наконец-то наши кинематографисты смогли что-то нащупать: научились качественно рассказывать правильные, берущие за душу историю, не пытаясь при этом отвечать Голливуду на так и не заданные им вопросы. Теперь главное не скатиться в самоповторы: думаю, что третья картина этой команды ответит нам на вопрос, что это было — качественный прорыв или "чудо на три секунды".

Оценка: 9 из 10

Рубин Длинный

Комментарии (24):

Тимофей Подкорытов
-7

Всем кого патриотический порыв поднимал с кресла и заставлял аплодировать посвящается:

Успели вы уже лицезреть очередной михалковский «киношедевр» или же еще нет, но прочесть этот пост вам, надеюсь, будет интересно. Начну издалека — с того, о чем в фильме «Движение вверх» не сказано ни слова, но что неразрывно связывает его с нашим временем.

В 1972-ом — году 50-летия СССР — стране позарез нужны были победы. Полвека безумного коммунистического эксперимента требовали какого-то оправдания. Хоть тушкой, хоть чучелом, но показать свое превосходство.

Однако жопа в тот год была полная. Косыгинская реформа в экономике безнадежно буксовала, а до шального подскока нефтяных цен оставалось еще больше года. Высадившийся на Луну Джон Янг поставил победную точку в космической лунной гонке, которую СССР вчистую проиграл американцам. Небывалая засуха, страшные лесные пожары в Подмосковье и запоздалые действия властей унесли тем летом более сотни жизней в двух десятках сгоревших населенных пунктов. В общем, куда ни кинь — всюду клин (явная аналогия с днем сегодняшним, когда «выборы» на носу, а позитивного предъявить народу нечего).

46 лет назад, в аналогичной ситуации, ставку сделали на спорт (но сейчас даже тут у нас стыд и позор). И замахнулись тогда не по-детски: решили побить родоначальников — канадцев в хоккее и американцев в баскетболе. Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен.

Ну а где гимн, там Михалковы. Лепить говногимны за государственный счет — благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего «нас вырастил Сталин — на верность народу», к сыну, самолично объявившему себя бесогоном (очевидно, не учел, что на уголовном жаргоне «бесогон» означает «враль, пустозвон»).

За экранизацию тех побед — «Легенды № 17» и «Движения вверх» — студия Михалкова «ТриТэ» взялась, как уже было сказано, на условиях госзаказа (без государственного финансирования михалковская контора вообще не работает). Но распилить дармовые народные деньги — не сверхзадача, а лишь приятный сопутствующий элемент. Основной же кайф барин-бесогон, похоже, испытывает от возможности безнаказанно перевирать, подтасовывать, одурачивать и куражиться. И всё это под густым соусом дремучего дилетантства по части спортивной истории, традиций, правил и атрибутов. Мне — человеку, который отдал спорту свои молодые годы, — смотреть на такое противно и стыдно.

Тимофей Подкорытов
-7

Однако всё же смотрел через силу (наверное, чтобы злее быть). И в изумлении наблюдал, как поклонник хоккейного ЦСКА Брежнев в версии бесогона становится спартаковским фанатом и расправляется с тренером «соперников» Тарасовым. Как партработник из ЦК на полном серьезе предлагает военнослужащему срочной службы Харламову перейти в Спартак (то бишь дезертировать). Как самого Харламова «маньяк» Тарасов ставит без защиты в ворота под град пушечных щелчков, но тот почему-то остается жив-здоров. Как матчи в начале 70-х судят три арбитра, вместо двух. Как один из хоккеистов в 1972-ом собирается жениться на хоккеистке женской сборной, вот только сборную эту создадут лишь 22 года спустя. Как Бобров перед поездкой в Канаду показывает игрокам фрагменты из будущих игр. Как сборная СССР выступает в ублюдочных шлемах для физкультурников, зато с клюшками из конца 70-х, в коньках из 80-х и нагрудниках с налокотниками из 90-х (верно подметил знаток игры Богомолов: хоккей в «Легенде № 17» похож на штурм Рейхстага с автоматами Калашникова).

С той премьеры прошло почти пять лет, критики было предостаточно, но никаких выводов авторы так и не сделали. Бесогон верен себе, и косяков в его очередном творении — «Движении вверх» — меньше не стало.

Вот советский баскетболист-литовец Модестас Паулаускас, якобы люто ненавидящий совок, прямо перед олимпийским финалом планирует побег и передумывает буквально в дверях иностранного посольства. В реальности же Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов «Знак почета», его прощальный матч в 1976-ом власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы «К чему этот альтруизм?» Паулаускас отвечает: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам».

А вот тренер Владимир Гаранжин — полная противоположность реальному Владимиру Кондрашину, легендарному наставнику советской сборной и ленинградского Спартака. Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить.

Вот советская делегация судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США — феерическая чушь. Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года.

Тимофей Подкорытов
-7

Ну да и хрен с ними, с киноляпами. Освоить госфинансирование, сварганить пробивающую на слезы красивую сказочку и вновь встать в очередь за бюджетными деньгами сегодня в порядке вещей. А вот чего создателям киношных гимнов действительно простить нельзя, так это того, что их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения — по чувствам их ныне живущих близких.

Среди них — семья скончавшегося в 1999-ом тренера Кондрашина. В фильме его сын показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдает на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна.

А вот что говорит о ленте вдова триумфатора Мюнхена-72, центрового Александра Белова: «По России-24 видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».

Поясню. В «Движении вверх» Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет — после того как в 1977-ом «благодарная» Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет.

Вот так безжалостно страна затравила и погубила выдающегося игрока, добывшего ей победные два очка на последних трех секундах финала и первое олимпийское золото в баскетболе. А нынче бесогон рисует нам ура-патриотическую картинку, где Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны. Всё с ног на голову, верх цинизма.

Но и это еще не вся правда. Ведь советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной. Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать).

Тимофей Подкорытов
-7

Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым. Бесогону же можно предложить снять ленту о своем ближнем родственнике — родном дяде-эсэсовце (о похождениях в годы войны Михаила Михалкова, он же капитан 3-ей дивизии СС Мюллер, можно почитать в примечаниях к статье о нем в Википедии). А то учат нас патриотизму всякие…

Horseofhell
+121

Не смотрел, но осуждаю)

Если фильм усилено рекламируют по всем каналам и презентуют первому лицу, на эту картину точно ходить не следует... Пустая трата времени...

Тимофей, вы хоть бы (ц) ставили, а то подумают люди, что это вы сами настрочили)

Ivan
+567

Мне "Легенда" больше понравилась. А "Движение" - фильм как фильм, ожидал бо́льшего.

Тимофей Подкорытов
-7

вы хоть бы (ц) ставили, а то подумают люди, что это вы сами настрочили

Сергей Ляпунов:

Horseofhell
+121

Вы знаете, я вообще, если честно, опасаюсь вести диалог с людьми, которые именуют себя в третьем лице) Так что я вам абсолютно ничего не предлагаю, хоть и имею, что сказать по каждому из предложенных пунктов)

+245

Horseofhell

При чём тут "не смотрел , но осуждаю" .

Вот , например, всяческие "ёлки" и т.п. нет желания смотреть . Но и судить о них тоже не собираюсь . Пусть обсуждают те кто смотрел .

А так-то действительно , сложилось впечатление -- чем больше рекламы втюхивают про очередную "шедевру" , тем пустее фильм .

P.S. Если "Темную башню" довелось посмотреть , какие впечатления ?

Horseofhell
+121

Вот именно к такому подходу нет никаких претензий.

Вот , например, всяческие "ёлки" и т.п. нет желания смотреть . Но и судить о них тоже не собираюсь

Не довелось ещё. Очень много людей, мнению которых я доверяю, сказали, что шляпа)

P.S. Если "Темную башню" довелось посмотреть , какие впечатления ?

Horseofhell
+121

Ну ладно, раз уже прям так интересно.

Хотел бы оговорить сразу: я ни в коей мере не утверждаю, что конкретно вам непременно надо потратить своё время на просмотр этой картины. Я лишь о том, что для вас это может быть пустая трата времени, а для кого-то другого - нет. И в вашем "точно ходить не следует", я прочитал "точно ходить не следует никому". Возможно, я ошибся, и вы имели в виду только себя, тогда вообще никаких вопросов - ваше право.

А если по пунктам, то:

Первые два пункта я отбрасываю по той простой причине, что в стране вообще много чего делается на наши с вами деньги, и нас об этом обычно не спрашивают. И я, кстати, считаю это нормой, когда бюджетные деньги тратятся на какие-то вещи без проведения всеобщего референдума. Как вы вообще представляете себе процесс "спрашивания" вас о том, тратить деньги на фильм или нет? Мне это видится так: мы выбираем людей, которым доверяем наши деньги, а они за нас решают на что их потратить. Если нам не нравится, как они их тратят, мы через 4 года выбираем других. Другое дело, что в нашей стране в этой цепочке есть одно слабое звено, и оно имеет мало отношения непосредственно к кино. Если уж на то пошло, весь советский кинематограф жил на бюджетные деньги. И там тоже особо никого не спрашивали, что именно снимать.

3 пункт - не вижу прямой связи между предпремьерными показами Президенту и качеством ленты. Буду рад, если вы объясните мне, где она кроется.

4 пункт - вот это неприятно, соглашусь. Но опять же это скорее вопрос управленческий, нежели творческий. Хотя, соглашусь, позиция - "нас гнут, а мы назло не пойдём" имеет право на существование. Я, например, примерно из этих соображений на Матильду не пошёл. Уж больно весь этот скандал попахивал чёрным пиаром. Но, опять же, не вижу связи с качеством фильма. Да, я не захотел отдавать деньги, но посмотреть-посмотрю, когда случай подвернётся

5 - и что? Вот тут нечего сказать, потому что вообще не понятно, о чём речь.

6 пункт - Тут я не то чтобы с вами не согласен, если вы это видите в таком разрезе, то, конечно, ваше право. Просто вынужден констатировать, что мне подобная позиция не близка. Я лично считаю, что самые плохие фильмы - те, что не пробуждают вообще никаких чувств. А если чувства пробуждаются, то фильм хорош, не в зависимости от полярности этих чувств (обожаю фильмы, которые оставляют негативный осадок, хотя многие их терпеть не могут). Опять же, резервуар с добрыми чувствами, полагаю, не бездонен.

missing
-898

15 - "добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!"

mss
+239

если и посмотрю, то исключительно на торренте, то есть бесплатно. вообще отечественный кинематограф застрял в прошлых победах 3.gif хочется чего-то позитивного настоящего или, хотя бы, будущего.

Horseofhell
+121

Вы по каким параметрам судите? Если пытаться разбираться объективно, то наоборот в последние годы наше кино в некоторой степени пошло на поправку: стали появляться и авторские фильмы (2 номинации на Оскар на последние несколько лет + Быков + Аритмия + Географ + много что ещё), и успешные (с точки зрения проката) блокбастеры и действительно популярные в народе драмы (та же Легенда, то же Время Первых), и детское кино (Смешариков купили по всему миру, Последний богатырь не похвалил только ленивый) итд итп.. Ну а если субъективно, то ваше право так считать)

вообще отечественный кинематограф застрял в прошлых победах

mss
+239

это я про сюжет (прошлые победы) про качество речи нет, научились не хуже Голливуда 2.gif

Horseofhell
+121

А, сорян, неправильно понял) Ну да, есть такое)

compaq
+505

хочется чего-то позитивного настоящего или, хотя бы, будущего.

А есть ли будущее? Вроде NO FUTURE? Или врут западные подстрекатели?

+47

Не довелось ещё. Очень много людей, мнению которых я доверяю, сказали, что шляпа)

Присоединяюсь. Откровенная. А вот до объекта обсуждения не дошел еще. Надо бы..

-31

Последний богатырь не похвалил только ленивый

не хвалю не ругаю не очень ленив , но смотреть категорически не буду

Horseofhell
+121

Спасибо, пишите ещё, нам очень важно ваше мнение

не хвалю не ругаю не очень ленив , но смотреть категорически не буду

+49

Отличный фильм. Никогда в кинотеатрах не видел столько старшего поколения. Сам играю в баскет всю жизнь. Отзывы от спортсменов только восторженные, это в тему как показан тут баскет )) Да и вообще, в целом столько позитивного от людей слышу, никогда ничего подобного не видел. А либерастня пусть ищет недостатки, они всегда негатив найдут.

+49

.

Horseofhell
+121

Баскет показан очень по-современному, если посмотрите реальную запись этого матча, ни одного "данка" там не найдёте.. Собственно у меня это одна из немногих претензий, хотя я, конечно, понимаю, что без этого снять динамично было бы непросто)

Отзывы от спортсменов только восторженные, это в тему как показан тут баскет

+49

Баскет показан очень по-современному

неуважение к сопернику считалось если вколотить сверху

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.