Наверх
  • 12 декабря, Среда

Бегущий по лезвию

Будущее. Компания Тайрелл производит киборгов-репликантов, внешне практически не отличимых от людей. Срок их жизни весьма ограничен и используются они либо на тяжёлых работах, либо в сфере интим-услуг. Некоторые репликанты сбегают из-под контроля властей и тогда за ними начинают охотиться так называемые "Бегущие по лезвию" — сотрудники специального отдела полиции Лос-Анджелеса. Как, например, главный герой фильма — Рик Декард.

  • Год: 1982
  • Страна: США, Гонконг, Великобритания
  • Режиссёр: Ридли Скотт
  • В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Эдвард Джеймс Олмос, М. Эммет Уолш, Дэрил Ханна, Уильям Сэндерсон, Брайон Джеймс, Джо Тёркел, Джоанна Кэссиди, Джеймс Хонг, Морган Полл, Кевин Томпсон
  • Продолжительность: 121 минута
  • Слоган:"A Futuristic Vision Perfected"

Я садился смотреть этот фильм с весьма завышенными ожиданиями. Во-первых, конечно, я знал, что это классика научной фантастики, культовая лента и всё такое прочее. Во-вторых, после выхода сиквела волна обожания этой ленты вновь прокатилась по просторам Интернета, на этот раз уже в сравнительных характеристиках. Не смущал меня даже тот факт, что Ридли Скотта я обычно воспринимаю плохо. Есть у него, конечно, удачные попадания, например, "Тельма и Луиза", первый "Чужой" или свежий "Марсианин". Однако такие распиаренные его картины, Как "Гладиатор", "Советник" или "Прометей" вызывают у меня лишь глухое чувство противоречия. Но, повторюсь, ожидания от "Бегущего по лезвию" были очень высокими.

И фильм мои ожидания не оправдал совершенно. Я понимаю, что попру сейчас против общепринятого мнения, но я хотел увидеть глубокий, интересный фильм с отличными актёрскими работами, а получил невнятную, скучную картину, с дико раздражающим Рутгером Хауэром, и одной-единственной мыслью, жёваной-пережёваной авторским стилем режиссёра, откровенно считающего себя гением. Нет, ну серьёзно, "Бегущий по лезвию" — невероятно скучный фильм. Он длится почти 2 часа, а на экране не происходит практически ничего. Многие вещи, врать не буду, существуют за пределами зрительского "зрения" и о них Ридли Скотт нам предлагает догадаться. Однако, судя по до сих пор актуальным спорам в сети, сделать это оказалось не так уж и просто. Даже Дэвид Линч после своего вызывающего "Малхолланд Драйва" дал поклонникам подсказки к пониманию фильма. Но Ридли Скотт не такой — он будет до последнего делать вид, что и сам не знает, о чём он хотел нам поведать. Я знаю, что поклонники фильма возразят мне — мол "достоевщина", мол "ницшеанство", мол "тварь я дражащая" и всё такое. Но, ребят, там, где у Достоевского всё разложено по полочкам, все тончайшие нюансы психологии и философии вывернуты наружу, промыты, обработаны и завёрнуты в депрессивные словесные обороты, там у Ридли Скотта ровно одна мысль, размазанная по закоулкам туманных намёков и недоговорок.

Актёрскую игру в ленте "Бегущий по лезвию" тоже особо хвалить не приходится. Кто-то, конечно, был на своём месте, как Харрисон Форд, кто-то оказался не особо заметен, как Тайрелл в изображении Джо Тёркела, кто-то даже понравился — например, Брайон Джеймс, прекрасно изобразивший репликанта-невротика Леона. Но самый отчаянный киноманский позор, это похвалы в адрес абсолютно плоского и одномерного антагониста Роя, воплощённого на экране Рутгером Хауэром. Это очень мило: всем так понравилось, как он прочитал в конце фильма стих и внезапно изменил свои злодейские намерения относительно Декарда, но где здесь заслуга именно Хауэра, как актёра, я не понял. Ведь добрые 20 минут перед этим он бездумно и с абсолютно одинаковым выражением лица носился по опустевшему дому, скалил зубы, как какой-то киберпанковый Фредди Крюгер, и показывал игру уровня молодёжных слешеров.

Конечно, есть у этого фильма и достоинства. Прежде всего, это потрясающий визуальный стиль и созданная кинематографистами густая плотная нуарная атмосфера. Вот тут Ридли Скотт молодец, этого я отрицать не собираюсь. Для 82-го года это, конечно, был прорыв. Очень красиво, а уж вкупе с потрясающей музыкой Вангелиса — это действительно выглядит весьма достойно. Пока, наконец, не устаёшь восхищаться визуалом и не начинаешь понимать, что именно за ним спрятано. Второе достоинство, это Харисон Форд, который, как я уже говорил вполне на своём месте, хоть и далеко не в привычном для себя амплуа молчаливого героя-одиночки. Справился хорошо, из стиля не выбивался и оставил достаточно приятное впечатление. Ну и всё на этом, пожалуй.

Таким образом, я, если честно, несколько удивлён. Понимаю, что рискую вызвать гнев поклонников, но Ридли Скотт меня опять разочаровал, хоть и с опозданием в 35 лет. Ни пересматривать "Бегущего по лезвию", ни считать его гениальным образцом жанра научной-фантастики у меня желания, к сожалению, не возникло.

Оценка: 6 из 10

Длинный Продакшн

Комментарии (4):

+183

Решил показать жене перед продолжением, которое оказалось таким же псевдофилософским занудным фуфлом, потому что она не смотрела. В итоге почти весь фильм испытывал испанский стыд за происходящее. Я это кино искренне несколько раз пытался полюбить - сначала не понравился во времена vhs, потом на dvd пробовал смотреть, когда подрос, тоже не понравился. И вот уже потом Ридли выпустил свою окончательную версию - и снова херота получилась. Все эти намёки с единорогом ломают свою же внутреннюю логику фильма. Рутгер Хауэр весь фильм напоминает мне ... был в КВНе старом номер то ли у БГУ, то ли у Питера про Коперфильда (не могу блин нагуглить сценку и всё тут) - он там внезапно появлялся и показывал дурацкие фокусы для детей, типа палец в ухо, а во рту в это время языком в щёку упирался и был такой весь из себя_ загадочный_. Вот тут такой же Хауэр - пол-фильма загадочно тусуется в тени, потом быстро проникает к главе корпорации (ни охраны, ни хрена), а потом глупо бегает в труселях, воет, держит голубя за хвост (где поймал, зачем, что за хрень вообще происходит?) Все события у Себастиана полная фигня - какая-то нелепая пародия на Линча - игрушки эти, Дэрил Хана раскрашивает глаза, а потом, когда её убивают, она НЕЛЕПЕЕЙШЕ трясётся на полу. В общем, на мой личный взгляд, кино не выдерживает никакой критики.

mss
+239

когда её убивают, она НЕЛЕПЕЕЙШЕ трясётся на полу

а как должен умирать биоробот ? видимо вот так.

и Хауэра загнобили зря, всё он правильно сыграл.

+183

а как должен умирать биоробот ? видимо вот так.

Как Терминатор - спокойно и с достоинством ))))

mss
+239

но фильм дотерминаторной эпохи ;)

вообще там главное:

потрясающий визуальный стиль и созданная кинематографистами густая плотная нуарная атмосфера вкупе с потрясающей музыкой Вангелиса

а всё остальное это простор для фантазии зрителей 2.gif

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.