Наверх

Джокер

В недрах промышленного города Готэм времён начала 80-х вместе со своей больной матерью живёт не молодой уже мужчина по имени Артур Флек. Он застенчив, неуклюж, неловок, к тому же его мучают неконтролируемые приступы идиотского смеха, вызывающего у окружающих людей чувство страха и отвращение. При всех этих входных данных Артур пытается нести в мир добро и позитив: работает клоуном и мечтает стать стенд-ап комиком. Однако Готэму такой Артур не нужен...

  • Год: 2019
  • Страна: США
  • Режиссёр: Тодд Филлипс
  • В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен
  • Продолжительность: 122 минуты
  • Слоган:"Сделай счастливое лицо"

В последний год сложилась какая-то удивительная ситуация, которой до перерастания в настоящий тренд осталось буквально ещё пару примеров. Смотрите: сначала Питер Фарелли, известный автор комедий с уровнем юмора заметно ниже пояса, снимает отличную, трогательную, тонкую картину "Зелёная книга" и получает за это премию Оскар. Затем Крэйг Мэйзин, автор сценария таких "шедевров" кинематографа, как "Очень страшное кино 4", "Супергеройское кино" и "Поймай толстуху, если сможешь", также неожиданно создаёт "Чернобыль" — сериал, который при абсолютно разном к нему отношению в обществе, никак нельзя назвать "дешёвой поделкой". Наконец, Тодд Филлипс, режиссёр многочисленных "Мальчишников в Вегасе" и "Парней со стволами", снимает совершенно потрясающее кино под названием "Джокер". Что это за культурная революция? До каких её граней нам ещё предстоит добраться? Что будет завтра? Андреасян снимет "Гражданина Кейна"? Впрочем, ладно, речь не об этом.

Картина "Джокер", на мой взгляд, в первую очередь поражает тем, насколько она ладно скроена. Пытаясь разобрать её на какие-то отдельные смысловые составляющие, всё время натыкаешься на то, что создатели фильма, кажется, действительно продумали всё до мелочей. К примеру — на самом базовом уровне может показаться, что это лента о вреде капитализма и о недостатке духовных ценностей, который этот строй порождает. В этом многие рецензенты нашли слабину ленты — мол, идея, что "капитализм такой-растакой" это и не ново, и не в полной мере справедливо. Однако, безусловно, Тодд Филлипс и его команда не делали героев ни из Артура Флека, ни из тех, кто за ним последовал. Иначе нам не показали бы ни упоения собственной значимостью на лице новоявленного "Джокера", ни бессмысленной жестокости толпы, ни мародёрства, ни других малопривлекательных атрибутов народного бунта. И тогда получились бы просто очередные "Голодные игры".

Трагедия готэмских нищих масс в этой ленте в принципе не так интересна, как трагедия личности самого Артура. "Джокер" — это картина о несправедливом распределении жизненных благ. В одном из последних фильмов Юрия Быкова "Завод" есть момент, когда главный герой в разговоре со своим богатым оппонентом возмущается, как так вышло: "тебе в этой жизни досталось всё, а мне ничего, где же справедливость"? На что директор завода отвечает: "а нет её, справедливости". И вот про это же, но чуть менее в лоб, говорится и в "Джокере". Нет одного конкретного человека, который виноват в том, что Артур таким уродился и вырос, это было роковое стечение идиотских обстоятельств, в котором виновны слишком многие. Да, это несправедливо, но надо с этим жить — не мешал бы только никто. Но в этом как раз и проблема.

Такой социальный феномен, как "буллинг" ведь действительно существует во всех слоях общества и при всех существующих строях. Это не "проклятый капитализм" заставлял молодых парней на улице издеваться на Артуром. Вот, например, известный советский фильм "Чучело" — там вообще никакого капитализма и в помине не было. А буллинг был. Я вот сейчас вспоминаю — у нас в классе был парень чем-то похожий на Артура: не такой как все, очень странный. И вот, вы знаете, ему повезло, что он попал к нам в класс. Какие-то шутки в его сторону, конечно, всё равно прилетали, но в другом месте всё могло было бы гораздо хуже. И кто даст гарантию, что это не закончилось бы также, как с фильме "Джокер", или как в пугающих своей периодичностью сводках новостей?

Что ещё можно было бы сказать о фильме "Джокер"? Что Хоакин Феникс выдал потрясающую актёрскую игру и на всех порах мчится к заслуженному Оскару? Вы уже наверняка об этом слышали. Что в этой ленте гениальная операторская работа и цветокоррекция кадра? Тоже банально. Что будь это фильм не про Джокера из "DC Comics", а про условного Джона Доу, он не собрал бы такую кассу в прокате? Вопрос дискуссионный, но скорее всего, да — привязка к комикс-вселенной всё-таки дала фильму больше пространства для манёвра, пусть и несколько обманным путём: за исключением отдельных отсылок, лента не "паразитирует" на канонах DC и вполне подходит для совершенно не посвящённого зрителя.

Одним словом, "Джокер" — это, безусловно, событие мира кинематографа не только этого года, но, пожалуй, как минимум, этого десятилетия. Дальше только время покажет. Сейчас же остаётся дождаться наградного сезона и обстоятельно подойти к процессу подсчёта полученных этим фильмом призов. Очевидно, что вопреки мнению некоторых министров культуры, фильм "Джокер" этого заслуживает.

Оценка: 9 из 10

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.