Наверх

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Уткинский казенный завод был введен в эксплуатацию 1 сентября 1749 года. В отличие от другого уткинского предприятия, расположенного на одноименной речке ниже по Чусовой, этот стали в народе звать казенным или новым, а тот, демидовский, – старым. 17 июля 1758 года из Берг-коллегии последовал указ о передаче Уткинского казенного завода действительному камергеру Сергею Павловичу Ягужинскому. Несмотря на щедрые субсидии и различные привилегии, аристократ оказался неспособен к ведению заводского хозяйства. Потерпев ряд неудач на новом поприще, Ягужинский в сентябре 1778 года избавился от предприятия, продав Уткинский и Сылвинский заводы за 100 тыс. рублей Савве Яковлевичу Яковлеву (Собакину). Сам Савва Яковлев недолго распоряжался Уткинским заводом, 1 февраля 1784 года, предварительно распорядившись о наследстве, он умер. В 1788 году вдова перепродала все заводы, доставшиеся ей по именному Указу императрицы (включая и Новоуткинский), своему сыну поручику Таганрогского драгунского полка Ивану Савичу Яковлеву. В 1808 году завод перешел Алексею Ивановичу Яковлеву. В 1859 году Уткинский завод стал собственностью статского советника Ивана Алексеевича Яковлева и графини Надежды Алексеевны Стенбок-Фермор (Яковлевой). В 1862 году графиня Стенбок-Фермор становится единоличной владелицей предприятия.



Памятная доска на Успенской церкви в Новоуткинске. Фото Анастасии Акифьевой

Первое ходатайство перед Пермским епископом Иустином о построении деревянного храма в Новоуткинском заводе было возбуждено Главным правлением Верх-Исетских заводов в 1802 году. Но время деревянных церквей в заводских поселках уже прошло – слишком недолог был их век. К тому же, время от времени они горели. Поэтому просьбу правления преосвященный оставил без удовлетворения, справедливо решив, что строить надо не деревянную, а каменную церковь. Заводской поселок тем и отличался от простого села, что мог позволить себе строительство большого и вместительного каменного храма.

«Второй раз прошение о дозволении возвести храм в поселке, было подано спустя 28 лет главным заводским управляющим Яковлева, Китаевым. Грамота на строительство однопрестольного каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы была подписана преосвященным Аркадием епископом Пермским 15 ноября 1832 года. При посещении Уткинского завода 9 июля 1833 года преосвященный сам заложил храм. Через пять лет в августе 1838 года строительство было закончено, а 4 сентября того же года храм был освящен преосвященным Евлампием епископом Екатеринбургским при громадном стечении народа из всех окрестных селений».



Успенская церковь в Новой Утке, 1910 г. Фото учителя словесности Андрея Александровича Молчанова из семейного архива Ирины Алексеевны Кузнецовой

Успенская церковь, вставшая на правом возвышенном берегу пруда была очень хороша. «Стены сверкали белизной, а купол был ярко-зеленого цвета – вспоминали старожилы. Дорожку, что вела в храм, украшали узорчатые металлические ворота. Вокруг была ограда, нижняя ее часть была сложена из кирпича, а верхняя, как и ворота, из металла – с красивыми завитушками. Внутри ограды было несколько могильных плит, да и вокруг церкви было немало захоронений. От плотины к храму вела деревянная лестница». «В настоящее время, – отмечали в 1902 году составители сборника «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», – в состав Уткинского прихода, кроме самого заводского селения, где все прихожане православной веры, входят две деревни: Крылосова и Никитина. В 1901 году прихожан в церкви числилось 2738 душ обоего пола. Из них 2007 человек – жители самого завода».

Мария Ивановна Григорьева вспоминала: «Помню батюшку Александра Зубрицкого. Он жил на улице Вересовой (Строителей). У него была большая семья. Когда нашу церковь закрывали, он переехал в Свердловск. Еще был у нас батюшка Павел Иванович Чернышев». Отец Павел служил в Успенской церкви с 1895 года до июня 1918 года и, как пишут современники, «за свое бескорыстие был весьма любим и уважаем прихожанами». Летом 1918 года, отец Павел и другие «антибольшевистские деятели» Ново-Уткинского завода были арестованы и переданы в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Газета «Уральская жизнь» сообщала об этом происшествии так: «Члены совдепа Мухин и Старков набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником». 7 июля 1918 года красноармейцы из отряда Ивана Костромина, под предлогом увода арестованных на окопные работы, расстреляли ничего не подозревавших пленников.



Успенская церковь в Новоуткинске, 2003 г. Фото из архива редакции газеты «Вечерний Первоуральск»

С начала 20-х годов и до самого закрытия в 1931 году Успенская церковь была сергиевской ориентации. Во время голода 1921-1922 годов из Успенской церкви было изъято 7 фунтов 42 золотника серебра (3 кг.). С 20 апреля 1930 года по 28 марта 1931 года шел процесс о закрытии храма. Местная власть под разными предлогами (неуплата налога, отсутствие штата служителей, постановление населения) закрывала церковь. Верующие писали жалобы, и церковь опять открывали. А все потому, что, по мнению президиума Уральского облисполкома, «вопросы закрытия церквей с целью использования их здания для общественных нужд на местах прорабатываются недостаточно: общественное мнение мобилизуется слабо, среди населения порой никакой работы не проводится, а среди верующих эта работа не ведется совершенно». Однако, несмотря на все усилия прихожан и священнослужителей, летом 1931 года Успенская церковь в Новоуткинском заводе была окончательно закрыта. Ольга Ивановна Маркова вспоминала: «Когда разоряли церковь, собирали подписи – кто «против», а когда собрали подписи, поставили заголовок, что эти люди – «за».

«В начале 30-х годов, – писал в своих воспоминаниях Алексеев, – церковь решили закрыть, а колокола сбросить, и все это провели организованно и торжественно. Посмотреть на это зрелище собралось очень много народа. А октябрят и пионеров строем привели из школы. Дети шли колоннами, как на праздник, все нарядные – в галстуках. Активисты привязали к большому колоколу несколько длинных веревок и стали тянуть в сторону пруда. После нескольких неудачных попыток колокол все же удалось сорвать. Он рухнул вниз. Загудела земля. От удара откололся от колокола небольшой кусок, а колокол скатился вниз к самой воде. Дети кричали «ура» и хлопали в ладоши. Затем стали вытаскивать из церкви убранство. Иконы грузили на тачки, вывозили, бросали в кучи и рубили их, как дрова, и поджигали тут же, рядом с церковью. Повсюду полыхали костры (ну как тут не вспомнить пионерский костер). Под руководством коммунистов охотники до чужого добра таскали домой все, что могли: шторы, салфетки, скатерти, подсвечники и всякую другую утварь…». Лавина массового закрытия церквей не пощадила и прилегающие кладбища, не говоря уже об единичных захоронениях. Так, и в Новой Утке «вначале снесли ограду, кирпич понадобился для детского сада, – писал Алексеев, – а затем сровняли с землей и могилы, проложив по ним дорогу». Подобная участь постигла церковные захоронения и в Первоуральске, и в Билимбае.

В августе 1941 года на железнодорожную станцию Коуровка прибыли два эшелона с оборудованием цеха сварочных машин и автоматов ленинградского завода «Электрик». Но Новоуткинский механический завод не имел достаточных площадей для приема новой техники. Цех сборки разместили в бывших складских помещениях, заготовительный участок пришлось ставить на открытой площадке, а вот штамповочный цех разместили в бывшей церкви. Война закончилась, а здание церкви продолжало служить людям. Только теперь в нем разместился склад завода электросварочных машин и автоматов (ЭСМА). В середине 90-х годов на складе случился пожар, свод частично обвалился, однако само здание уцелело.



Успенская церковь в Новоуткинске, лето 2009 г. Фото Анастасии Акифьевой

Несколько лет церковь стояла в запустении. Пока в 1996 году православная община поселка не приняла решение о возрождении храма. За помощью обратились к жителям поселка. «Дорогие женщины, мужчины, отцы, сыны, внуки и правнуки тех, кто строил этот храм «Успения Божией Матери», возродим к жизни детище отцов и дедов! Наш поселок от этого только выиграет – вместо устрашающих развалин заживет спокойной размеренной жизнью православный храм, в котором мы можем поставить свечу за упокой наших предков, и где, быть может, зажгут свечу по нас…». 25 марта 1997 года возле разрушенного храма прошла передача здания в ведомость Епархии. И с тех пор в храме постоянно идут восстановительные работы. В настоящее время храм действующий. Пока однопрестольный, однако, в будущем предполагается сделать еще два придела. Один (правый) – во имя святителя Николая Мирликийского, а другой (левый) – во имя преподобного Серафима Саровского.



Купола церкви Успенья Божьей матери в Новоуткинске, весна 2010 г. Фото Анастасии Акифьевой

Цитировано по: Акифьева Н.В. Первоуральск и окрестности. Наше наследие. – Екатеринбург: Банк культурной информации, – 2011. С. 244-251.

Комментарии (11):

+51

с большим удовольствием прочитал, наверно зайду в книжный и что-нить по краеведению куплю, увлекло...

ZebStump
-4899

Война закончилась, а здание церкви продолжало служить людям.

Следует заметить: продолжало служить всем людям, вопреки желаниям мракобесов. Служило оно труженикам тыла, защитникам отечества верующим и неверующим, а не 2-3 попам и их семьям. Я имею ввиду реальную пользу, а не воображаемую.

ZebStump
-4899

Прямо напротив церкви (через пруд) стоит разграбленное, разваливающееся здание школы, аки садики Семерикова. Современные реалии...

ZebStump
-4899

“Если Россия ни на что не пригодна кроме как быть питательной средой для выращивания бацилл православия, таким мясопептонным агаром, ну что ж, значит, тогда мне придется внутренне проститься с Россией”

А. Невзоров.

+31

"При посещении Уткинского завода 9 июля 1933 года преосвященный сам заложил храм."

1833 наверное. :[

HBA
+222

1833 наверное.

Спасибо, исправила.

Umnitsa
-291

ZebStump

Думается мне, что в настоящее время, восстановление древних храмов, скорее, дань истории и памяти предков, чем желание заработать на мракобесии. И в данной ситуации, А. Невзоров - ни разу не авторитет. ИМХО. Автору - спасибо за очередной рассказ о родном крае.

+8

писал Алексеев, – а затем сровняли с землей и могилы, проложив по ним дорогу

О какой дороге речь? Там могли быть только единичные захоронения, если они вообще были. Старое кладбище находилось в районе нового памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Подобная участь постигла церковные захоронения и в Первоуральске, и в Билимбае.

Какой-то избирательный подход. То что, почти, застроили старое кладбище в Новой Утке или построили многоквартирные дома на месте кладбищ в Первоуральске, видимо, нормально. А сравняли с землёй несколько могилок "особо приближённых к богу" - это катастрофа.

HBA
+222

если они вообще были

Они там были

дома на месте кладбищ в Первоуральске, видимо, нормально

Нет, это ненормально. Это просто другая тема. Если есть интерес, можно поговорить и о погостах.

А сравняли с землёй несколько могилок "особо приближённых к богу" - это катастрофа.

Ваше утверждение как минимум некорректно.

GEN
+5

С удовольствием слежу и читаю все Ваши очерки или как их назвать?Большое спасибо!Раньше с удовольствием читал Дунаева,Малюшенко.На этой земле родился,вырос и уже 63 года проживаю.А историю своего края надо знать,хотя и отрицательных моментов много,но это всё же ИСТОРИЯ!!!СПАСИБО!!!19.gif

HBA
+222

Спасибо, очень приятно это слышать.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.