Наверх

«МИЛЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ГОРЫ»

Урал – что-то таинственное и первобытное слышится в этом слове. Закрываю глаза и вижу зеленые холмы, заросшие берега небольших рек, скалы-бойцы на коварных излучинах Чусовой, водную гладь старого заводского пруда и буйство леса за городскими окраинами. Кажется, что лес этот царствовал здесь вечно.

«Я ничего не знаю красивее этих гор; одни за другими, мрачными твердынями подымаются они, заполоняя горизонт. Ближайшие опущены лесами – чем дальше, тем они заманчивее и таинственнее. Леса за лесами, рощи за рощами. Все это млеет под солнечным светом, разметывающим свои золотые блики и в струях реки, и в светлых щитах озерков, едва-едва выглядывающих одним краешком из-за обступивших их деревьев. Вон далеко-далеко мерещится Билимбаевский завод. Это зачусовская сторонка. Это строгановское царство, несосветимое. Только у него, поди, и остались старые боры на Урале. За ущельем нахмурился, точно ощетинившийся, лесной хребет, сумрачный, зловещий. Налево просека, будто в бесконечность проложена среди громадных строгановских лесов. Зеленая, в зеленом царстве, шла она прямо, как острие ножа», – писал Василий Иванович Немирович-Данченко – русский писатель, путешественник, журналист, старший брат известного театрального деятеля.



Федор Васильевич Гилёв, главный лесничий Билимбаевского округа, 1890-е годы. Фото из семейного архива Маргариты Николаевны Удавихиной.

Билимбаевский завод с самого своего основания был центром громадной территории с богатейшими залежами различных руд и минералов. Однако не они, и даже не золотые россыпи стали главным достоянием дачи. Стержнем всего хозяйства был лес. Но с лесом были колоссальные проблемы. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал: «… Лесной вопрос для Урала является в настоящую минуту самым больным местом: леса везде истреблены самым хищническим образом, а между тем запрос на них, с развитием горнозаводского дела и промышленности, все возрастает…».

Топливную проблему владельцы заводов решали по-разному. Например, в Шайтанском заводе основной упор был сделан на экономию и замену (где это возможно) древесного угля на минеральное топливо. В Билимбае же, с подачи графини Софьи Владимировны Строгановой, стала проводиться политика сохранения и культурного разведения лесов. День 2 апреля 1841 года, когда С.В. Строгановой было подписано распоряжение об учреждении лесного отделения в своем имении, с полным правом может считаться датой, с которой в нашей стране началось «правильное лесное хозяйство».

В Билимбае первый опыт по искусственному культивированию лесов был проведен выпускником лесного отделения Санкт-Петербургской земледельческой школы билимбаевским лесничим Николаем Григорьевичем Агеевым и ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем в 1842 году. Именно в этот период в заводском поселке была заложена дикорастущими саженцами сосны роща «Могилица», сохранившаяся до наших дней как ландшафтный памятник (решение Облисполкома от 30. 06. 83).

Вплоть до 1880-х годов искусственная посадка лесов в Билимбаевской даче проводилась исключительно дикорастущими саженцами в малых размерах и с большими перерывами. Ситуация изменилась после того, как в 1878 году билимбаевским лесничим был назначен воспитанник московской земледельческой школы Федор Васильевич Гилёв. Помощником Гилёва становится двадцатилетний практикант Павел Васильевич Сюзев, будущий профессор ботаники Пермского университета.

В 1881 году начались ежегодные посадки и посевы леса. Первые годы они проводились в небольших размерах, а с 1885 года работы становятся регулярными и систематическими. Всего с 1842 по 1910 годы в Билимбаевской даче было искусственно восстановлено около 2000 десятин лесных культур.



Главный лесничий Пермского имения Строгановых Ф.А.Теплоухов (в центре) в Билимбае, прибл. 1900 г. Фото из фондов музея школы №23.

Строгановские угодья выгодно отличались от других хозяйств. Здесь лес был даже важнее золота. И если вставал вопрос «питомник или прииск», то ответ был – «питомник». Более того, даже на проведение геологоразведочных поисков требовалась санкция лесничего. И если работы «на вновь испрашиваемой площади шли в разрез с лесным хозяйством», то они не проводились.

«Екатеринбургская неделя» в 1891 году отмечала: «Кто не знает, что в пермских имениях графов Строгановых, благодаря давно введенному правильному лесохозяйству, леса не уничтожаются, хотя и эксплуатируются в значительных размерах…». Образцовое для своего времени лесное хозяйство Билимбаевской дачи привлекало внимание ученых, путешественников и влиятельных государственных чиновников. Из всего огромного имения Строгановых именно Билимбаевская лесная дача удостоилась самого пристального интереса министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова, посетившего Билимбай в августе 1895 года.

«Правильные ряды стройных равномерной высоты молодняков, окруженных дикорастущими деревьями, представляли замечательно красивый вид и вызвали общую похвалу, как господина министра, так и свиты его…». Узнав из объяснений лесничих, что древесные семена заготовляются здесь же, Ермолов пожелал приобрести 10 пудов семян лиственницы. Далее, пересев на заводских лошадей, высокий гость продолжил осмотр, обратив внимание на встреченные по дороге прекрасные заказные участки соснового леса и заготовленные в них деревья для постройки барок-коломенок. По пути следования его превосходительство здоровался с лесной стражей дачи, молодцевато выстроившейся на конях.



Лесная стража Билимбаевской дачи, 1895 год. Фото из архива семьи Аболенцевых.

Надо заметить, что меры по разведению и охране лесов, предпринятые Билимбаевской конторой, были, как говорится, на лицо. «Путники, следующие по трактовой дороге, были поражены массивами обгоревшего леса от села Киргишан до села Гробово. Зато от Гробово до Шайтанского завода леса сохранены в полной неприкосновенности, а далее, до самого Екатеринбурга, опять и опять следы пожаров». Каким же образом огонь пощадил пространство от Гробово до Шайтанки, то есть именно ту часть тракта, которая пролегает в Билимбаевской даче?

А вот каким! В обычное время в распоряжении Билимбаевского правлении имелось не более 18 человек лесной стражи. В весеннее же время, с половины апреля и на весь май, нанимается вспомогательная стража в количестве 44 человек. Стражники эти у местных жителей назывались «огневщиками». В огневщики набирали мужчин из местных жителей: нестарых, знающих местность и имеющих хороших лошадей. Лесничий формировал из этих людей специальные команды и закреплял за лесным участком. Завидев малейший дым в своем районе, несколько стражников сразу ехали на подозрительное место. Если оказывалось, что для тушения пожара требуется дополнительная помощь, то посредством охотничьего рога вызывалась помощь. В случае особо крупного пожара в ближайшее село или в завод посылался верховой стражник. Организованная таким образом охрана обходилась заводоуправлению в 500 рублей, а пользы приносила на десятки тысяч.

Методы пожарной безопасности с каждым годом совершенствовались. С появлением в заводе телефонной связи четыре основные пожарные вышки посредством телефонной линии были соединены с заводоуправлением. Изобретение Эдисона позволяло локализовать пожар в самом его начале. Кроме четырех основных вышек имелось еще восемь дополнительных для наблюдения за местами, которые были скрыты от наблюдателей горами. На каждой вышке дежурили конные караульщики-огневщики с лопатами, топорами, парусиновыми ведрами и мешками для воды.



Главный лесничий имения Строгановых, почетный член Санкт-Петербургского лесного института Федор Александрович Теплоухов с супругой. На обратной стороне фотографии автограф: «Федору Васильевичу Гилёву от Ф.Теплоухова, село Ильинское, 30 апреля 1879 года. Фото из семейного архива Маргариты Николаевны Удавихиной.

Ермолов высказался тогда о лесном хозяйстве графа Строганова «в весьма лестных выражениях…». Возвратившись в столицу его превосходительство, поделился своими впечатлениями с Менделеевым. Последнее обстоятельство сыграло определенную роль при выборе маршрута уральской экспедиции, организованной знаменитым ученым в 1899 году. «Надо было узнать: много ли леса может быть ныне и впредь. Вот для этого я и ездил в Тобольск, для этого прожил и два дня в Билимбаеве», – писал Дмитрий Иванович.

Из Екатеринбурга в Билимбай группа, во главе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, выехала утром 11 июля 1899 года. Знаменитого ученого сопровождали Семен Петрович Вуколов и Константин Николаевич Егоров. В Билимбай Менделеев прибыл без сопровождающих, его соратники остались осматривать Шайтанский завод. Гостя встречали управляющий заводом Николай Александрович Тунёв и лесничий Федор Васильевич Гилёв, «который с великою, чисто русскою охотою вызвался сразу же и приступить к делу».

Пообедав и отдохнув, Менделеев выразил желание осмотреть насаждения различных возрастов и питомники в ближайших окрестностях завода. «Так как в билимбаевских лесах нередко встречаются кедры, хотя и нет сплошных кедровых насаждений, Ф. В. Гилёв пожелал, чтобы в нашем беглом исследовании оказался и кедр, а потому спилил один из них, говоря, на мои в этом отношении сожаления, что в тех местах дети не дают дозревать шишкам и поэтому, ради сравнения с сибирскими кедрами нет повода жалеть одного дерева».



Д.И. Менделеев в Билимбае, июль 1899 год. Фото из книги Д.И. Менделеева «Уральская железная промышленность в 1899 г.».

Проведя двое суток в Билимбае, Менделеев «бегло осмотрел» завод и побывал в «министерском» мужском двухклассном училище. По некоторым сведениям, знаменитый ученый даже посадил несколько сосен в роще на холме Могилица. Свои впечатления о Билимбае Менделеев высказывал только в превосходных тонах. Хозяйство Федора Васильевича Гилёва произвело на Менделеева неизгладимое впечатление. И учёт, и охрана, и воспроизводство лесов, – все заслуживало самой высокой оценки: «…Чуть не на каждом шагу видишь леса холеные и чистые, чередовые вырубки, дороги по ним, канавы, просеки на версты, порядок, точно в иное не русское царство попал». Годы спустя великий ученый напишет: «Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом…».

ИСТОЧНИКИ:

Акифьева Н.В. Леса Билимбаевской дачи, исторический аспект / Нина Акифьева // Уральский следопыт. - 2005. - № 4. - С. 26-28 с дополнениями.

Акифьева Н.В. Билимбай: от эпохи Строгановых до наших дней / Нина Акифьева. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 354 с.

Комментарии (20):

+51

Весьма интересно, спасибо!

Deceiver
+1991

Как всегда, прочитал с огромным удовольствием. Имхо, самые красивые места Урала все- таки чуть южнее, на башкирских отрогах. Хочу лето)))

Deceiver
+1991

" От Гробово до Шайтанки.." имхо, не все знают местную топонимику, Гробово- нынешнее Первомайское. А вообще, почему- Гробово? Версию я, конечно, в беллетристике читал, но все- таки?

HBA
+222

При следовании ссыльных в Сибирь

Эта версия не имеет под собой научного основания, т. к. населенный пункт появился раньше Сибирского тракта. Здесь возможна другая ситуация – когда название деревни произошло от имени первого жителя. Известно, что по переписи 1659 года в Чусовской слободе (состояла из нескольких деревень) был двор Трофима Андреева сына Гробова в деревне Завьялковой на Чусовой. В переписи 1680 года в Чусовской слободе появилась деревня Польская на речке Утке, а в той деревне двор Тимофея Трофимова сына Гробова.

А дальше сошлюсь на версию Юрия Витальевича Коновалова, озвученную им на третьих малых «Строгановских чтениях»: «Очевидно также, что название Польская не связана с поляками, а происходит от слова «поле», как, например, название города Юрьев-Польский. А проживание в деревне семьи Гробовых подсказывает, что деревня Польская идентична Гробову Полю и позднейшей Гробовской крепости. Поскольку Гробовы оставили столь заметный след в местной топонимике, весьма вероятно, что именно они и были здесь первопоселенцами».

Vir63
+101

А вообще, почему- Гробово?

Парочка объяснений этому названию местности: 1 - "На самом деле имя деревни Гробово произошло во второй половине XVII века от основателя по фамилии Трофимко Ондреев сын Гробов, жившего ранее в Уткинской (Чусовской) слободе." 2 - "Название по месту расположения - урочище Гробово Поле. Деревня основана на заре освоения Уктусско-Кунгурской дороги, ставшей затем частью Сибирского тракта"

Deceiver
+1991

Версии про династических гробовщиков я как- то тоже сразу не поверил))

Umnitsa
-291

про династических гробовщиков

Да ладно! Не было таких династий! 7.gif

+15

Единственная колонка на этом сайте, которую всегда читаешь с удовольствием. Спасибо автору!

HBA
+222

и я люблю старые фото.

У меня неплохая коллекция электронных сканов старинных фотографий. Думаю, тема «Лики», например, в новогодние каникулы, будет весьма кстати.

Egorych
+819

Как-то читал про уральскую экспедицию Д.И.Менделеева , ну и конечно биографию , интересные факты из его жизни . Запомнилось описание курьёзного случая --.

Великий ученый занимался не только научной работой. В свободное время он любил изготавливать…чемоданы. Это ремесло Менделеев освоил в Симферополе, когда из-за Крымской войны была закрыта гимназия, в которой он преподавал. Сидеть без дела ученый не любил, поэтому нашел себе увлекательное занятие: стал переплетать книги и склеивать всевозможные подручные предметы, такие как рамки и столики. Особенно ему нравилось возиться с дорожными сумками. Так у Менделеева появилось интересное занятие – изготовление чемоданов, которое он довел до совершенства. Даже когда ученый ослеп в 1895 году, он продолжал клеить чемоданы на ощупь. Однажды во время очередной покупки кожи один покупатель поинтересовался у купца, кто этот человек, на что получил ответ: “Таких людей знать надо ! Это известный, знаменитый чемоданных дел мастер Менделеев!”

NeMag
+84

Читая колонку "краеведение", постоянно вспоминаю преподователя истории и свою классную руководительницу- Кетову Анастасию Николаевну. Она нам дала первые знания об истории Билимбая. От неё узнали версию и про бедняка Билим-бая, и об имени некой девушки, чьё имя было выложено аллеями в роще " Сад-Могилица".

HBA
+222

В этом году ни депутаты, ни официальные лица, ни СМИ не поздравили первоуральцев с Днем рождения города. Или я что-то пропустила?

HBA
+222

при вольфе день горада на лето пиринисли вроди

День города – да. Но день рождения перенести нельзя – он всегда был и будет 1 декабря (12 н. с.) 1732 года.

+15

День города – да. Но день рождения перенести нельзя – он всегда был и будет 1 декабря (12 н. с.) 1732 года.

Согласен, день рождения перенести невозможно. Но с переводом стилей часто ошибаются. Вот и у Вас ошибка. 1 декабря ст.ст. соответствует 14 декабря н.с. И это только для 20-го и 21-го веков, в 22-м уже будет 15 декабря.

Umnitsa
-291

1 декабря ст.ст. соответствует 14 декабря н.с.

Получается, целая неделя ещё! Кто хочет отметить, есть время подготовиться.

HBA
+222

25absolute

у Вас ошибка. 1 декабря ст.ст. соответствует 14 декабря

У меня есть все основания называть эту дату – 12 декабря. Попробую объяснить. Разница стилей возникает из-за смены юлианского календаря на григорианский. Для сопоставления дат следует запомнить, что в XVI и XVII веках разница составляла 10 дней, в XVIII веке – 11 дней, в XIX веке – 12 дней, в XX и XXI веках – 13 дней, в XXII веке будет составлять 14 дней, в XXIII веке – 15 дней. Для примера: Датой основания Санкт-Петербурга считается 16 мая 1703 по новому стилю – этот День отмечают 27 мая (16 мая + 11). По аналогии к 1 декабря 1732 года + 11 =12 декабря . Или другой пример. А.С.Пушкин родился 26 мая 1799 года по старому стилю. Прибавляя для XVIII века 11 дней, получаем 6 июня по новому стилю. Такой день был тогда в Западной Европе. В наши дни 26 мая старого стиля соответствует 8 июня нового, однако, 200-летний юбилей Пушкина был отпразднован все-таки 6 июня. Если кому-то сложно считать (а это действительно, непросто), можно просто воспользоваться онлайн календарями. Например: http://www.planetcalc.ru/505/

HBA
+222

25absolute

Используя свой метод, Вы делаете дату «плавающей». Но это неприемлемо для памятных дат. Историки используется другой способ – памятные даты (старый стиль к новому) закрепляются раз и навсегда – для XVIII века это плюс 11 дней (такая разница существовала на тот момент между двумя календарями). Это не всегда работает. Например, Куликовская битва по данным летописей состоялась 8 сентября 1380 года. Следовательно, сегодня ее годовщину нужно отмечать 8 сентября + 8 суток, то есть 16 сентября, т. к. сегодня День памяти Куликовской битвы – 21 сентября. Почему? Ответ прост. Летописцы отметили, что поединок состоялся в Рождество Богородицы (сегодня это 21.09), что по старому стилю приходилось на 8 сентября. Поэтому добавили 13 суток. Здесь руководствовались не гражданскими нормами, а догмами православной церкви.

HBA
+222

Можно начать праздновать 1 декабря, а закончить 12 декабря))) А если серьезно, то в Первоуральске День рождения праздновали обычно 1 декабря (традиция).

HBA
+222

Я не специалист по православию. Поэтому выскажу только свое мнение. В нашей стране переход на новый стиль был ознаменован Декретом «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Новый стиль был принят на заседании правительства и подписан Лениным 24 января (ст.с.) 1918 года: «…в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Русская Православная церковь сохранила прежний календарь. Попытка в 1923 году перевести и ее на новый календарь не увенчалась успехом, но, безусловно, Православной церкви в СССР пришлось, так или иначе, жить в рамках нового календаря.

+15

Я не специалист по православию.

Стили времени вообще не относятся к православию, скорей к астрономии и математике.. Просто в христианстве ввиду разногласии появились два стиля - старый (юлианский), и новый (григорианский). Григорианский как бы проще, но менее точный.

Православная церковь вообще не признаёт Новый стиль?

Что значит вообще? В современном мире по новому стилю, а церковные праздники по старому.И перевести на новый проблематично.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.