Наверх
  • 21 июля, Пятница
  • ночь:
  • 16..18 C°
  • вечер:
  • 20..22 C°

«КАК ТЕСЕН МИР…» (эпизод 1)

Город, это не только улицы, скверы, парки, дома, магазины, театр. Город, это и кладбище. Жители города, отошедшие в мир иной, уходят недалеко от своих былых жилищ. А город растет и ввысь, и вширь. Чем больше проходит времени, тем заметнее врастают погосты в его территорию. И уже сложно понять, где кончается мир мертвых и начинается мир живых.

В старые времена, ушедших в мир иной принято было хоронить под защитой церкви. Но сложилось так, что кладбище в Шайтанском заводе появилось раньше церкви. Первая деревянная церковь была основана в 1748 году (освещена 27 апреля 1750 года), а первые могилы появились на погосте еще в 1731 году.



Поселок Шайтанского завода 1847 года в современных границах города. Источник: Акифьева Н. В. История Первоуральска от Демидовых до Бергов

Первый шайтанский некрополь функционировал, как минимум, до 1770-х годов. В 1771 году именным указом захоронения на кладбищах при приходских церквях были запрещены. Можно предположить, что «точечные» захоронения на церковном погосте продолжались до «большого пожара» 1820 года, ибо погребение вблизи церкви всегда почиталось за особую честь. Порой, родственники ни жалели денег либо использовали свое положение в обществе, чтобы хоронить покойников, заслуживших православный рай, в церковной ограде. Поэтому в народе первое кладбище было известно под именем «Богатское». К слову, «адрес» первой церкви на современной карте города можно установить довольно точно – Космонавтов, 26.

По свидетельству священника Александра Топоркова, «первоначальное кладбище, существовавшее при деревянной сгоревшей церкви, было огорожено каменной оградой» и сохранилось, как минимум до конца XIX века. И еще, на этом кладбище находились два каменных склепа. «В одном похоронены дети первого заводовладельца – Демидова, а в другом – Ефим Алексеевич Ширяев, убитый в 1771 году атаманом Рыжанко». Упоминая о захоронении Демидовых, Топорков не приводит ни имен, ни эпитафий. Либо это дети Василия Никитича Демидова, либо его брата Никиты Никитича Демидова (младшего). Но у Никиты детей не было, а вот у Василия семья была. Кстати, таинственное исчезновение самого Василия Никитича Демидова добавляет интригу и увеличивает количество версий. История эта вряд ли в ближайшем будущем прояснится, ибо слишком много в ней «белых пятен».



Первое кладбище Шайтанского завода на фотографии начала XX века. Версия Феникса. Место обозначено условно

У меня нет прямых доказательств существования этого кладбища. Ни архивных документов, ни планов. Ничего. Кроме свидетельства Александра Топоркова и воспоминаний, ушедших в мир иной, родственников. Это как Троя. Раньше я считала, что участок при церкви (Космонавтов, 26) был лишь частью большого городского кладбища (зона в районе Космонавтов). Меня переубедил «Феникс». Если версия о самостоятельном кладбище при деревянной церкви верна, то тогда вырисовывается цепочка: Первое кладбище – при сгоревшей деревянной церкви (Космонавтов, 26). Второе – в районе улицы Строителей. Третье на проспекте Космонавтов. Было, вероятно, и четвертое кладбище.

Первые годы на заводском погосте хоронили всех жителей. И приверженцев древнего благочиния, и сторонников государственного православия. Благо, последних в ранней Шайтанке было мало. И лишь после того, как в Шайтанке тяжелой рукой Никиты Никитича Демидова утвердилась официальная церковь, раскольники стали хоронить братьев и сестер по вере в лесу, тайно. В январе 1754 года священник Петропавловской церкви Шайтанского завода Агафонов сообщал в духовное правление: «Записной раскольник Михайло Смола и потаенная раскольница Дарья Григорьева в последних числах декабря 1753 года померли и ночным временем, тайно погребены в лесу, недалече от Шайтанского завода, по своему раскольническому намерению, где и прежние умершие раскольники таким же способом в ночное время погребены были». Со временем на месте старообрядческих могил образовалось раскольничье кладбище. Позднее здесь стали хоронить своих покойников и единоверцы. «Единоверческое кладбище находилось в двух верстах от единоверческой церкви. Начало этого кладбища, как утверждают старожилы, современно основанию завода» – писал Александр Топорков. Точных координат нет. Можно осторожно предположить, что это кладбище находилось в районе бывшего поселка Строителей (сегодня зона гаражных кооперативов) и действовало до 1950 года.



Первое кладбище Шайтанского завода на фотографии начала 1970-х годов. Версия Феникса. Место обозначено условно

В 1772 году по распоряжению Синода в Екатеринбургском ведомстве описали все имеющиеся «Божьи делянки» и определили участки «неудобной» земли под новые погосты. Как оказалось, на тот момент, учтенных кладбищ в Шайтанском заводе оказалось два. Первое находилось рядом с церковью. Второе располагалось на восточной окраине поселка. Оно функционировало, приблизительно, до середины XIX века. В 1860 годы оно было благополучно застроено деревянными «обывательскими» домами. В 1970 годы его вновь «перепахали». Сегодня там панельные пятиэтажки. Ориентировочно, это район улицы Строителей, 19.

Последнее кладбище «дореволюционной» Шайтанки находилось южнее плотины Нижнего пруда. В 1892 году священник Петропавловской церкви Александр Топорков писал: «Приходское кладбище находится на расстоянии полуверсты от церкви, в черте селения, в линии с обывательскими домами, что весьма вредно в гигиеническом отношении, тем более что сток воды с кладбища идет в заводской пруд, водой которого пользуются все жители. Кладбище обнесено деревянною оградой, переполнено могилами и содержится крайне небрежно. Оно существует более 60 лет и уже третье с основания завода».

На плане 1847 года кладбище занимает площадь примерно 50 на 50 саженей. Это 1,14 га. В свою очередь Топорков в 1892 году пишет, что кладбище в длину 60,5 сажен, а в ширину 50,5 сажен. Это 1,39 га. В границах 1930 года площадь кладбища составляла приблизительно 3 га. Известно, что смертность в Шайтанском заводе с 1870 по 1889 годы составила 3796 человек (189 в год). Примем эту цифру за средний показатель. Тогда число умерших жителей Шайтанского завода, за период с 1850 по 1900 годы – 9450. Допустим, что участок одного захоронения 4 кв.м. В этом случае получаем площадь 3,78 га. Но мы знаем, что кладбище функционировало еще четверть века – до 1926 года. Война Мировая, война Гражданская, голод – кладбище должно было увеличиться. Но расширяться некуда, кругом обывательские дома. Территория ограничена улицами Жаворонкова и Советской (север-юг) и переулками Ленина и безымянным (запад-восток). На карте современного Первоуральска – это участок по обе стороны проспекта Космонавтов, приблизительно, от «Горгаза» до пересечения с улицей Советской. По нашим, весьма условным подсчетам, за 80 лет функционирования кладбище «на Космонавтов» приняло примерно 15000 покойников. Расчетная плотность – 2 кв. м. на одно захоронение! Это если не рассматривать альтернативное кладбище в Первомайке.



Третье (последнее дореволюционное) кладбище Шайтанского завода. Реконструкция Феникса. На карте обозначены некоторые топографические объекты 1950 – 1970 годов

Каким-то фантастическим образом кладбище «на Космонавтов» «дожило» до середины XX века. Хотя некоторым жителям не терпелось сравнять его с землей. В газете «Под знаменем Ленина» за 1935 год напечатано обращение жителей: «Требование избирателей из улицы Жаворонкова» «с просьбой приспособить старое кладбище (закрыто около 10 лет назад) под физкультурный стадион». Дольше всего сопротивлялся домик кладбищенского сторожа. В сентябре 1953 года вышло даже специальное постановление Исполкома Первоуральского горсовета о сносе бывшей сторожки кладбища по адресу Жаворонкова, 43А. «В связи с расширением улицы Жаворонкова, помещение бывшей сторожки закрытого ранее кладбища, оказалось в центре улицы и подлежит сносу, как непригодное к жилью». Строжку снесли. Кладбище исчезло, будто бы и не было.

Продолжение следует.

Автор: Нина Акифьева

Источник:

1. Акифьева Н. В. История Первоуральска от Демидовых до Бергов: 1732-1918 / Н. В. Акифьева. - Екатеринбург: БКИ. Пермь, ИПК Звезда 166 с. 2005. ISBN 5-7851-0552-7.

2. Акифьева Н. В. Первоуральск : от завода к городу / Нина Акифьева. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 398 с, 2015. ISBN 978-5-85383-607-5.

Длинный Интерра ТВ

Комментарии (25):

Vir63
+36

Кто-то на форумах писал, что восточное кладбище разрыли при постройке дома Строителей, 42.

white
+27

Кто-то на форумах писал, что восточное кладбище разрыли при постройке дома Строителей, 42.

Писал. Много могил тогда были разорены. По бывшей улице Юннатов на заборах черепа, волосы намотаны были. 70-е годы, развитой социализм, безбожие... Глумился народ...

+55

Однажды , в 2001 году (было основание год запомнить ) , заехали в гараж к знакомому , в Талице . (если ехать в Е-Бург , гаражи находятся справа от дороги , на горе) . В одном из строящихся гаражей была выкопана овощная яма . На дне ямы разрозненный человеческий скелет .

Знакомый пояснил , что в данном месте это не редкость . Видимо , мол , какое-то кладбище было .

Интересно было бы узнать , что за кладбище было на этом месте ?

sasa

по поводу кладбищ я хотел бы пару слов сказать! недавно тоже узнал что в Екатеринбурге в советское время похабно относилися к кладбищам, они просто убирали надгробия сверху могил а потом яко бы делали из кладбища парк! ну так то не по-христиански это; представьте под землей кости человека а над его могилой либо кто то выпивает на скамейки, либо дети играют! это сделали так с немецко-еврейским кладбищем и превратили красивое кладбище в парк имени Блюхера и например с монастырским кладбищем у зеленой рощи и превратили кладбище в парк зеленая роща! это элементарное неуважение к истории и культуре общества!! впрочем и сейчас я слышал недавно застроили старое рязановское-староверческое кладбище Екатеринбурга новостройками, так сказать дома-на костях. а ведь там были похоронены в свое время знаменитые купцы и деятели которые и делали Екатеринбург!! что в СССР, что в России неуважение к человеческим останкам

+55

Глумился народ...

Про народ сильно сказал .

Пацаньё , друг перед другом бравировали , черепа таская .

Помню , как мы на полусогнутых , с трясущимися коленками , в траншее (на нынешней Космонавтов) в гробы , на половину срезанные экскаватором , заглядывали .

Не по людски , конечно всё делалось . По нормальному собрать бы все косточки и хоть скопом где-то по всем обычаям похоронить .

sasa

в сажино где то есть старая могила святого, находилась в лесу, но многие знали дорогу к ней и ходили на паломничество. и ночевали при этом в лесу!!я так думаю что это были старообрядцы

+55

П.7 В материалах Нины Валентиновны , (по моему) не один раз встречаются упоминания об этом захоронении . Эта могила не в каких дебрях не находится , на пути к ней в лесах ночевать не нужно . Подробнее -- в материалах Нины Валентиновны .

Фото из материалов Нины Валентиновны --

Крест находится на левом берегу Чусовой , чуть выше Сажинского моста

. на берегу (относительно) небольшого накопительного пруда , из которого НТЗ берёт воду для производственных нужд .

Вот за этими , башенками моста ( не знаю правильного термина как их называть) , метров через пятьдесят , влево ,будет своротка к могиле того старца .

HBA
+142

Крест около Сажинского моста - это просто дань моде. Могилы находятся чуть дальше. Подробности во второй или третьей части.

Приблизительно.

+55

Крест около Сажинского моста - это просто дань моде.

Вон оно чо .

Я к этому кресту вплотную ни разу не подходил и считал , что он поставлен на той самой могиле .

Со слов моего отца: на месте их дома( ранее ул. Чекистов- Лысая гора , сейчас там находится новый детский сад) находилось кладбище, находили останки и однажды нашли несколько серебренных монет из которых сделали зеркало.

HBA
+142

10 Egorych

Крест, стоящий около моста-плотины, вероятно, установлен по благословению епископа РПЦ, тогда как о старообрядческом захоронении около бывшей деревни Сажино Екатеринбургская епархия устами своего Миссионерского института, говорит: «Современное почитание их могил православными верующими является просто недоразумением».

Vir63
+36

Это т.н. поклонный крест. Ставится на въезде в населенный пункт.

Vir63
+36

Пацаньё , друг перед другом бравировали , черепа таская .

Мы всем двором бегали поглазеть на вырытый котлован строящегося дома 17 по Космонавтов (Сберкассса) и тоже утащили пару черепов девчонок пугать. Естественно, мысли о каком либо глумлении нам в голову не приходили.

Интересно было бы узнать , что за кладбище было на этом месте ?

Переписывался на Wikimapia с человеком под ником Alexcander, он упомянул о кладбище в Ново-Талице на месте нынешнего гаражного кооператива и о том, что его еще застали нынешние старожилы поселка, правда в заброшенном виде. Упомянул также и о Магнитском кладбище, которое осталось под отвалами карьера. Надеюсь, он читает данный форум и сам расскажет об этом.

sasa

вот что на одном сайте читал: Некоторые уверяли, что близ Первоуральска схоронен протопоп Аввакум. Судя по надгробиям и установленным крестам захоронение очень давнее, принадлежит старообрядцам. На одном из могильных крестов была прикреплена вязаная лестница, символизирующая лестницу в Небо.

Ответ на вопрос о том, захоронен ли там протопоп Аввакум или нет, был найден в диссертации моего научного руководителя с кафедры этнологии и археологии Белобородова С.А. : "Еще одно святое место, состоявшее «в ведении» ревдинского старообрядческого общества, находилось близ д. Сажиной (в 5 верстах от Васильево-Шайтанского завода). Это могила старца Аввакума. По описанию 1915 г. «могила расположена неподалеку от обрыва. Небольшое расчищенное от леса место окружает ее… Над могилой на простой доске прибит образ Божией Матери «Утоли моя печаль». Над могилой был когда-то сделан навес. Вероятно, он долго стоял, но теперь столбы подгнили, и ветер снес навес. Самый могильный земляной холм насыпан высоко и, чтоб земля не рассыпалась, он обшит досками. Пред могилой устроен аналой. Сюда в день св. Петра и Павла сходятся помолиться из Ревдинского, Шайтанского заводов и других мест… Богомольцы бывают здесь по суткам и двое, заночевывая в лесу. Весь день и всю ночь пение и молитвы не прекращаются.

Старец-скитник Аввакум похоронен здесь очень давно. Так давно, что даже старики деревни Сажиной говорят: наши деды не знали, с каких пор могила эта здесь находится. Предание говорит, что чтимый старец жил в лесу и питался только ягодами и грибами. Он проводил время в молитве. Сложилась легенда, что всякого одинокого человека, направляющегося к могиле, старец любовно встречает на перекрестке и провожает до могилы, так как иначе можно заблудиться…"

Есть предположение, что инок Аввакум был одним из первых поселенцев в этих местах. Какая из трёх могил принадлежит ему доподлинно неизвестно, также как и имена тех, кто захоронен в других двух могилах.

Fenix
+20

Насчёт первого ,Богатского кладбища.Оно было именно на том месте,что обведено на фото.Мне рассказывала прабабушка,что там хоронили только богатых.Место обсажено по периметру деревьями,ошибиться трудно.Побегал я там в детстве,да и в юности бывало заходили вечерком в беседке садика посидеть.На дореволюционном фото с колокольни церкви ,место хорошо просматривается.А вот было ли оно первым ,вопрос.Закрылось первым,это да,но это ещё ни о чём не говорит.Когда строился завод и первая улица,кому придёт в голову хоронить работяг почти под окнами хозяйского дома.Там сотня метров всего от дома.Места больше не было что-ли?Первая улица сразу протянулась до поворота в гору.Поэтому первым,"настоящим" кладбищем могли быть как кладбище на Космонавтов ,так и на Строителей А у церкви не так уж много и места было.Там метров 70 на 40 всего,может чуть больше.На этой площади ещё кроме церкви два склепа стояло.Кого там могли похоронить в 18 да и в начале 19 века кроме хозяев и членов их семей? Ну может священника или управляющего.Это позже,правдами и неправдами,когда уже не заводчик был абсолютным хозяином посёлка,тогда да.

Fenix
+20

Но сложилось так, что кладбище в Шайтанском заводе появилось раньше церкви.

Да,Богатское появилось раньше церкви.Но место под церковь было "зарезервировано"Мало того,от неё ,как от точки отсчёта, планировались первые кварталы посёлка.

+55

в диссертации моего научного руководителя

схоронен протопоп Аввакум.

инок Аввакум

Вроде как сан протопопа и инока несовместимы .

HBA
+142

А вот было ли оно первым ,вопрос.

Очень правильная версия, просто и убедительно. А надо было лишь подвергнуть критическому анализу слова Александра Топоркова: "а первоначальное [кладбище], существовавшее при деревянной сгоревшей церкви, ныне огорожено каменной оградой". Возможно, что кладбище при церкви (для избранных) использовалось параллельно с другим (общим). Версия хорошая, но нуждается в доказательствах. Как не крути, Александр Топорков лучше нас знал об обычае погребения покойников на погостах (при церквах и монастырях), при которых обыкновенно и находились кладбища в России до 1770-х годов.

HBA
+142

от неё ,как от точки отсчёта, планировались первые кварталы посёлка.

В свое время читала в ГАСО Ф.24 описание разметки завода, относящееся к сентябрю 1731 года. К сожалению, копировальные средства в конце в 1990-е годов были мне недоступны, поэтому сделала лишь несколько записей. Если я правильно понимаю, было два плана. Один, скажем так, тактический, второй стратегический. Так вот по тактическому плану первые три линейные улицы размечались от «господского» дома. В этом плане церковь вообще не значилась. А во втором описании церковь была, и какие-то улицы размечались от церкви. К сожалению, у меня сохранились только обрывки тех записей, даже без номера дела, поэтому я не использовала их в книгах.

Fenix
+20

Н

Так вот по тактическому плану первые три линейные улицы размечались от «господского» дома.

Да,спасибо,что поправили.Там именно так,я позже перечитал.У меня есть этот материал,нарыл в Инете.

Fenix
+20

Возможно, что кладбище при церкви (для избранных) использовалось параллельно с другим (общим). Версия хорошая, но нуждается в доказательствах.

.Я понимаю,что должны быть факты для доказательства чего-либо,но ведь можно и порассуждать.На зелёном плане посёлка,мы видим уже два,и довольно больших кладбища,а это всего через сотню с небольшим лет с основания посёлка,и это при такой малой численности населения.Надо ещё учесть очень большой процент староверов среди населения,а они возле церкви не хоронились.А самый главный аргумент,ну очень маленькая территория у церкви.Нет,всё-таки параллельно ещё было кладбище,а то и два.У Топоркова как-то непонятно про второе,во всяком случае,для нас непонятно.

+10

Переписывался на Wikimapia с человеком под ником Alexcander, он упомянул о кладбище в Ново-Талице на месте нынешнего гаражного кооператива и о том, что его еще застали нынешние старожилы поселка, правда в заброшенном виде. Упомянул также и о Магнитском кладбище, которое осталось под отвалами карьера. Надеюсь, он читает данный форум и сам расскажет об этом.

Я видел старые могилы когда строили гаражи в Первомайке в 70-е годы. Как раскопали могилы на Космонавтов тоже помню - жил недалеко. Пацаны таскали черепа на палках, косу, видел угол гроба из камня, раскопанный экскаватором.

sasa

А вообще ни кто не интересовался какая самая старая могила на кладбище??есть ли могилы староверов??немецкие могилы? Интересно что стало с могилами демидова и ширяева, но до революции я думаю они должны были существовать

Fenix
+20

что стало с могилами демидова и ширяева, но до революции я думаю они должны были существовать

Видимо и существовали,как и знак на месте престола церкви.Потом на этом месте построили детские ясли.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.
Экран1 Рекламная поверхность
Планшет1 Алькор Хорс
Экран2 Рекламная поверхность
Последние записи блогов

Вот

  • 21.07.2017
  • 2

Выборы

  • 18.07.2017
  • 23

Помнить

  • 18.07.2017
  • 3

Отпуск

  • 16.07.2017
  • 19
Планшет2