Наверх
  • 18 ноября, Суббота
  • ночь:
  • -1..-3 C°
  • вечер:
  • -1..-3 C°

ШЕСТЕРО СМЕЛЫХ

В 1930-е годы в СССР были «в моде» дальние лыжные походы. Повальное увлечение не обошло стороной и первоуральскую молодежь.

В декабре 1934 года секретарь парткома хромпикового завода «товарищ Беккер»* «подкинул» заводскому комитету комсомола идею – совершить дальний скоростной лыжный пробег в Москву, «с тем, чтобы передать рапорт тов. Орджоникидзе о выполнении годовой программы заводами «Востокохима». Инициативу поддержали и в Тресте, и в Совете физической культуры Уральской области (ОблСФК), прислав на Хромпик тренера-инструктора. Первоначально команда состояла из трех десятков лыжников. Готовились к походу серьезно. Через месяц кандидатов стало десять. Шесть было с Хромпика, два – из Полевского завода и два – с Пермского суперфосфатного завода. После тяжелых и изнурительных тренировок в команде осталось шесть человек: Е.И. Белых, И.И. Палкин, П.М. Мехряков – все с Хромпика, Е.В. Михайлов из Перми, Е.А. Засыпкин с Полевского завода и тренер-инструктор, опытный спортсмен из Ленинграда Н.А. Глазырин.

* Примечание 1: Беккер А.А. в 1934 году секретарь парткома Уральского хромпикового химического завода им. «X лет Октября». 1936 году секретарь парткома Новотрубного завода (НУТЗ). В 1936 году исключен из партии за троцкистскую деятельность и «изолирован органами НКВД». Его дальнейшая судьба неизвестна автору .

Старт дальнему переходу был дан 20 декабря 1935 года в 9 часов утра в Полевском заводе. В Первоуральск, на Хромпик, команда прибыла к вечеру того же дня и была «тепло встречена трудящимися хромпикового и других заводов. С большой содержательной речью выступил первый физкультурник района – секретарь райкома партии тов. Чернецов**».

** Примечание 2: Петр Николаевич Чернецов – секретарь Первоуральского райкома ВКП(б) (1933 по 1936 гг.). В 1936 году был исключен из партии за антипартийную троцкистскую деятельность, арестован и вскоре расстрелян (19. 03. 1937г.).

21 декабря в 9 часов 30 минут лыжники вышли в дальний путь – на Пермь. «Под гору шли финским стилем, по равнине норвежским, а в гору – русским. Шли бодро, не чувствуя усталости. У села Ачит шли в 40-градусный мороз, но он не испугал нас, – рассказывал Евгений Белых. На одном из ночлегов около города Оханска нас похвалил 97-летний колхозник. «Молодцы ребята, – сказал он, – мы на конях не делали таких перегонов в сутки, сколько вы пробегаете на лыжах».



Участники пробега Хромпик – Москва. Фотография сделана около здания профкома завода Хромпик. Из фондов музея ЗАО «Русский хром 1915»

В «Татарии» команда приняла, можно сказать, боевое крещение. До Казани шли целых три дня в пургу при встречном ветре. Идти было очень трудно. Как назло, машина сопровождения с провизией и инвентарем постоянно застревала в сугробах, и ее приходилось буквально «выгребать» из снега. От Казани до Гороховца шли без машины, ее отправили поездом. Каждому участнику пришлось взять дополнительный груз, по двенадцать килограмм провизии. «Вошли в Чувашию. Погода улучшилась. Шли лунными ночами, наверстывали упущенное и обогнали лыжников Легпрома, вышедших из Свердловска в Москву 17 декабря, на три дня раньше нас. На сердце было легко и радостно».

Газета «Под знаменем Ленина» сообщала своим читателям: «Команда лыжников Хромпика, совершающая пробег Полевской завод – Москва, прошла Казань. Пробег проходит успешно. После отдыха и медосмотра в Казани, лыжники вышли на Москву. Для встречи участников перехода в Москву выезжают представители заводских организаций Хромпика».

Финиш прошел 18 января в 3 часа дня в московском парке «Сокольники». «Встречали нас тысячи москвичей, – вспоминал Евгений Белых. Поздравляли с большой победой. Были представители от ЦК Союза химиков, ВСФК, ВЦСПС, Главхимпрома. Разместили нас в гостинице ВЦСПС. Врач, проводивший после финиша осмотр команды, был удивлен нашей выносливостью и хорошей работой сердца. После небольшого отдыха мы отчитались на президиуме ЦК Союза химиков о работе наших заводов, о развертывании стахановского движения, поделились успехами в физкультуре». В Москве участники пробега посетили «Большой академический и Малый театры, МХАТ 2, были в мавзолее Ленина, посетили метрополитен». «За успешный лыжный пробег и досрочное выполнение годового промфинплана» Москва выделила Хромпику 225 тысяч рублей на оборудование клуба и стадиона. Участники пробега были награждены именными часами, костюмами, велосипедами, патефонами, путевками на курорт и лыжами.

30 января отважных лыжников встречали в клубе Хромпика. «С яркой, зажигательной речью выступил командор» пробега тов. Глазырин. «Наш пробег, – заявил он, – доказал. Насколько крепка наша молодежь и готова к обороне нашей родины. Если наш любимый Сталин и первый маршал советского Союза Клим Ворошилов потребуют нас для защиты социалистической родины, мы в любую минуту к этому готовы».

Примечание 3: В 1941 году все хромпиковцы – участники лыжного марафона ушли с завода на фронт. Палкин И.И. и Мехряков П.М. погибли. После войны по инициативе заводского комитета комсомола проводились лыжные соревнования, посвященные памяти погибших спортсменов.

Примечание 4: За 25 ходовых дней лыжники-хромпиковцы прошли 2165 километров. Шли со средней скоростью 86.6 километров в сутки.

Примечание 5: Первый в стране лыжный пробег был проведен зимой 1911/1912 года по маршруту Москва – Петербург (через Торжок). За 12 суток было пройдено 680 верст. Среднесуточная скорость 57 верст.

Примечание 6: В 1923/1924 годах 4 командира Московского военного округа совершили лыжный переход Архангельск – Москва в полном военном обмундировании и валенках. За 27 ходовых дней было пройдено 1406 км. Среднесуточная скорость 52 км.

Примечание 7: В 1929 году командир взвода омского стрелкового батальона Куропаткин Георгий один, в полном военном снаряжении (в шинели и валенках, с револьвером, патронами и вещевым мешком) совершил лыжный переход Омск – Москва. За 60 дней (57 ходовых) было пройдено 2800 км. Среднесуточная скорость 49 км.

Примечание 8: В 1934 году 5 младших командиров ОКДВА совершили лыжный переход Ачинск – Москва. За 66 дней (55 ходовых) было пройдено 4000 км. Среднесуточная скорость 73 км.

Примечание 9: В 1934/1935 годах 5 военнослужащих железнодорожного полка НКВД совершили 151-дневный лыжно-пеший переход Байкал – Белое море (около 9000 км), через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках в снегу (последние 300 км шли пешком с лыжами на плечах).

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Источники: газетные публикации: «Под знаменем Ленина», декабрь 1935 года; «Под знаменем Ленина», январь 1936 года; «Под знаменем Ленина», февраль 1936 года.

Длинный Опт

Комментарии (3):

Dhaka
+2

Впервые о "снежном человеке" заговорили в начале 1950-х годов. ..

Наверное это потомки пошли от дальних лыжных походов2.gif

+320

Герои! Гордость нашей страны!

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.
Кировский Экран1
Планшет1 Опт
Экран2 DomRa
Планшет2 Опт