Наверх
  • 23 мая, Среда
  • день:
  • 17..19 C°
  • утро:
  • 9..11 C°

ШЕСТЕРО СМЕЛЫХ

В 1930-е годы в СССР были «в моде» дальние лыжные походы. Повальное увлечение не обошло стороной и первоуральскую молодежь.

В декабре 1934 года секретарь парткома хромпикового завода «товарищ Беккер»* «подкинул» заводскому комитету комсомола идею – совершить дальний скоростной лыжный пробег в Москву, «с тем, чтобы передать рапорт тов. Орджоникидзе о выполнении годовой программы заводами «Востокохима». Инициативу поддержали и в Тресте, и в Совете физической культуры Уральской области (ОблСФК), прислав на Хромпик тренера-инструктора. Первоначально команда состояла из трех десятков лыжников. Готовились к походу серьезно. Через месяц кандидатов стало десять. Шесть было с Хромпика, два – из Полевского завода и два – с Пермского суперфосфатного завода. После тяжелых и изнурительных тренировок в команде осталось шесть человек: Е.И. Белых, И.И. Палкин, П.М. Мехряков – все с Хромпика, Е.В. Михайлов из Перми, Е.А. Засыпкин с Полевского завода и тренер-инструктор, опытный спортсмен из Ленинграда Н.А. Глазырин.

* Примечание 1: Беккер А.А. в 1934 году секретарь парткома Уральского хромпикового химического завода им. «X лет Октября». 1936 году секретарь парткома Новотрубного завода (НУТЗ). В 1936 году исключен из партии за троцкистскую деятельность и «изолирован органами НКВД». Его дальнейшая судьба неизвестна автору .

Старт дальнему переходу был дан 20 декабря 1935 года в 9 часов утра в Полевском заводе. В Первоуральск, на Хромпик, команда прибыла к вечеру того же дня и была «тепло встречена трудящимися хромпикового и других заводов. С большой содержательной речью выступил первый физкультурник района – секретарь райкома партии тов. Чернецов**».

** Примечание 2: Петр Николаевич Чернецов – секретарь Первоуральского райкома ВКП(б) (1933 по 1936 гг.). В 1936 году был исключен из партии за антипартийную троцкистскую деятельность, арестован и вскоре расстрелян (19. 03. 1937г.).

21 декабря в 9 часов 30 минут лыжники вышли в дальний путь – на Пермь. «Под гору шли финским стилем, по равнине норвежским, а в гору – русским. Шли бодро, не чувствуя усталости. У села Ачит шли в 40-градусный мороз, но он не испугал нас, – рассказывал Евгений Белых. На одном из ночлегов около города Оханска нас похвалил 97-летний колхозник. «Молодцы ребята, – сказал он, – мы на конях не делали таких перегонов в сутки, сколько вы пробегаете на лыжах».



Участники пробега Хромпик – Москва. Фотография сделана около здания профкома завода Хромпик. Из фондов музея ЗАО «Русский хром 1915»

В «Татарии» команда приняла, можно сказать, боевое крещение. До Казани шли целых три дня в пургу при встречном ветре. Идти было очень трудно. Как назло, машина сопровождения с провизией и инвентарем постоянно застревала в сугробах, и ее приходилось буквально «выгребать» из снега. От Казани до Гороховца шли без машины, ее отправили поездом. Каждому участнику пришлось взять дополнительный груз, по двенадцать килограмм провизии. «Вошли в Чувашию. Погода улучшилась. Шли лунными ночами, наверстывали упущенное и обогнали лыжников Легпрома, вышедших из Свердловска в Москву 17 декабря, на три дня раньше нас. На сердце было легко и радостно».

Газета «Под знаменем Ленина» сообщала своим читателям: «Команда лыжников Хромпика, совершающая пробег Полевской завод – Москва, прошла Казань. Пробег проходит успешно. После отдыха и медосмотра в Казани, лыжники вышли на Москву. Для встречи участников перехода в Москву выезжают представители заводских организаций Хромпика».

Финиш прошел 18 января в 3 часа дня в московском парке «Сокольники». «Встречали нас тысячи москвичей, – вспоминал Евгений Белых. Поздравляли с большой победой. Были представители от ЦК Союза химиков, ВСФК, ВЦСПС, Главхимпрома. Разместили нас в гостинице ВЦСПС. Врач, проводивший после финиша осмотр команды, был удивлен нашей выносливостью и хорошей работой сердца. После небольшого отдыха мы отчитались на президиуме ЦК Союза химиков о работе наших заводов, о развертывании стахановского движения, поделились успехами в физкультуре». В Москве участники пробега посетили «Большой академический и Малый театры, МХАТ 2, были в мавзолее Ленина, посетили метрополитен». «За успешный лыжный пробег и досрочное выполнение годового промфинплана» Москва выделила Хромпику 225 тысяч рублей на оборудование клуба и стадиона. Участники пробега были награждены именными часами, костюмами, велосипедами, патефонами, путевками на курорт и лыжами.

30 января отважных лыжников встречали в клубе Хромпика. «С яркой, зажигательной речью выступил командор» пробега тов. Глазырин. «Наш пробег, – заявил он, – доказал. Насколько крепка наша молодежь и готова к обороне нашей родины. Если наш любимый Сталин и первый маршал советского Союза Клим Ворошилов потребуют нас для защиты социалистической родины, мы в любую минуту к этому готовы».

Примечание 3: В 1941 году все хромпиковцы – участники лыжного марафона ушли с завода на фронт. Палкин И.И. и Мехряков П.М. погибли. После войны по инициативе заводского комитета комсомола проводились лыжные соревнования, посвященные памяти погибших спортсменов.

Примечание 4: За 25 ходовых дней лыжники-хромпиковцы прошли 2165 километров. Шли со средней скоростью 86.6 километров в сутки.

Примечание 5: Первый в стране лыжный пробег был проведен зимой 1911/1912 года по маршруту Москва – Петербург (через Торжок). За 12 суток было пройдено 680 верст. Среднесуточная скорость 57 верст.

Примечание 6: В 1923/1924 годах 4 командира Московского военного округа совершили лыжный переход Архангельск – Москва в полном военном обмундировании и валенках. За 27 ходовых дней было пройдено 1406 км. Среднесуточная скорость 52 км.

Примечание 7: В 1929 году командир взвода омского стрелкового батальона Куропаткин Георгий один, в полном военном снаряжении (в шинели и валенках, с револьвером, патронами и вещевым мешком) совершил лыжный переход Омск – Москва. За 60 дней (57 ходовых) было пройдено 2800 км. Среднесуточная скорость 49 км.

Примечание 8: В 1934 году 5 младших командиров ОКДВА совершили лыжный переход Ачинск – Москва. За 66 дней (55 ходовых) было пройдено 4000 км. Среднесуточная скорость 73 км.

Примечание 9: В 1934/1935 годах 5 военнослужащих железнодорожного полка НКВД совершили 151-дневный лыжно-пеший переход Байкал – Белое море (около 9000 км), через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках в снегу (последние 300 км шли пешком с лыжами на плечах).

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Источники: газетные публикации: «Под знаменем Ленина», декабрь 1935 года; «Под знаменем Ленина», январь 1936 года; «Под знаменем Ленина», февраль 1936 года.

Длинный Продакшн

Комментарии (4):

Dhaka
+3

Впервые о "снежном человеке" заговорили в начале 1950-х годов. ..

Наверное это потомки пошли от дальних лыжных походов2.gif

News
+332

Герои! Гордость нашей страны!

Fenix
+49

Вот так! И никаких споров.Герои.И все согласны,так как,кто не согласен,пусть пройдёт 86,6 км,хотя бы один день из 25ти

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.
Рубин Экран1
Планшет1 Опт
Экран2 Опт
Рубин Планшет2