Наверх
  • 18 октября, Четверг

КАТАСТРОФА ТУ-134 ПОД ПЕРВОУРАЛЬСКОМ

Суббота, 13 января 1990 года, тюменский аэропорт Рощино. В 12:50 (здесь и далее время местное) начинается регистрация на рейс 6246 по маршруту Тюмень – Уфа – Волгоград. 14:24 красавец ТУ-134 начинает разбег, энергично набирая скорость. 14:25, разрезая морозный воздух свистом своих двигателей, лайнер отрывается от взлетной полосы и растворяется в морозной дымке. Люди на земле провожают взглядом улетающий в неизвестность самолет....



"Наш" Ту-134А, СССР 65951, три года с начала эксплуатации.

Пилотировал Ту-134А с бортовым номером 65951 экипаж Волгоградского авиационного отряда Северокавказского управления гражданской авиации. Командир Дунаев Владимир Евгеньевич; второй пилот Слепцов Александр Викторович; штурман Ширенков Георгий Евгеньевич; бортмеханик Лукьянов Александр Николаевич; стюардессы Мотарева Любовь Николаевна и Бобровских Наталья. В салоне самолета заняли свои места 65 пассажиров.

В 14:45 экипаж связался с диспетчером и доложил, что «занял эшелон 10600 метров». В 14:46 в кабине сработала сигнализация «Пожар в заднем багажном отделении». Ту-134 в этот момент «летел по курсу 256° с приборной скоростью 490 км/ч и был полностью управляем». В 14:48 сработала сигнализация «Пожар ВСУ». Александр Лукьянов, бортмеханик: «Это вспомогательная силовая установка, которая запускает двигатели, а потом отключается. Перед этим из багажного отделения в хвосте самолета пошел дым. Я пошел, открыл дверь багажного и убедился в наличии пожара, густой дым стоял стеной». В 14:48 экипаж связался с диспетчером, доложил о пожаре вспомогательной силовой установки, запросил разрешение на экстренное снижение и посадку в свердловском аэропорту Кольцово.

Николай Иванович Филин, пассажир рейса 6246: «Когда пошел дым, я вначале удивился, что там за куряка? А потом… Это удивительно, но факт, никто не вскакивал с мест, не дошел до животного состояния. Уже было нечем дышать, не стало видимости, а стюардессы все подбадривали нас, кислородные баллоны требовали отдать детям. Вот только масок-то к баллонам не оказалось!».

Почти одновременно, «вспыхнули» лампы сигнализации, предупреждая о пожаре основных двигателей. Затем отказали приборы навигации. Александр Лукьянов, бортмеханик: «На тушение двигателей по инструкции дается двадцать секунд. Решение нужно принимать немедленно. Главное в такой ситуации перекрыть топливо, включить пожарную систему. Но сигнализация не умолкала, и двигатели просто выключили. А без двигателей самолет не летит, а планирует, стремительно теряя высоту, рискуя сорваться в свободное падение. Нужно было срочно сажать самолет. Полдень, но видимости никакой. На Урале кругом леса и горы, приземлиться можно только возле населенного пункта, где есть обработанные поля».

Экипаж, не имея представления о своем местоположении, вынужден был сажать самолет по визуальному контролю. Оставалось найти только подходящее место. В это время небо над Первоуральском было затянуто облаками, дул северо-восточный умеренный ветер, тихо шел снег, подмораживало, мела поземка. Александр Лукьянов, бортмеханик: «Шли мы прямо над городом, дома хорошо было видно, завод, как люди по улицам ходят». Сразу за городом экипаж заметил белые площадки заснеженных полей совхоза «Первоуральский». Ту-134 выпустил шасси и взял курс на один из таких квадратов.

Очевидцы вспоминали, что услышали гул и увидели большую крестообразную тень почти одновременно. Тень хищно скользила по поверхности земли, покрывая белый, только что выпавший снег. Люди удивленно поднимали головы и видели низко летящий на большой скорости самолет. Еще немного и, казалось, лайнер влетит в трубы ТЭЦ.

Александр Лукьянов, бортмеханик: «Скорость самолета составляла около 400 км в час против обычных 280. Мы садились просто на белое пятно, при этом механизация крыла не работала, самолет был частично обесточен, шел на аварийных аккумуляторах. За штурвалом был командир экипажа, я вышел из кабины, зафиксировал в салоне открытую дверь, которую при деформации могло заклинить. Накинул на себя куртку».



Катастрофа Ту-134 под Первоуральском, 14 января 1990 года. Фото ТАСС.

Земли коснулись, как и задумали, в самом начале поля. Выпущенные шасси, зарываясь в снег, приняли первый удар. Не выдержав нагрузки, они стали разрушаться. Промчавшись по снегу примерно 150 метров, самолет неожиданно оторвался от поверхности, словно подброшенный неведомой силой, и пролетел еще 100 метров. Затем снова дотронулся до земли остатками шасси и левым крылом, а через 50 метров вновь приподнялся. Пролетев 150 метров, лайнер в третий раз задел землю и врезался в гидрант системы орошения. Правое крыло не выдержало удара и оторвалось. В следующее мгновение подъемная сила левого крыла перевернула самолет на «спину». От удара отлетело второе крыло, и разрушился хвост. Изуродованное «туловище» врезалось в лесополосу. Самолет, вернее, то, что было им когда-то, замер в километре от места первого касания. Александр Лукьянов, бортмеханик: «Кабину свернуло, я из самолета вывалился. Летчики все погибли. Я случайно выжил, потому что выпал. Меня потом нашли в снегу».

Нина Андреевна Макарова, технолог цеха №3 ПЗГО: «В субботу решила пойти в баню. Она у нас, в совхозе «Первоуральский», с трех часов открывается. Самолет не видела, но услышала страшный шум и … черное облако над полем. Потом уже дошел до сознания чей-то женский крик: «Самолет упал». Бросила сумку – и в гараж, к мужу. Мы позвонили в милицию, оповестили своих бульдозеристов, и – в поле…».

Аля Панова, нормировщик МТМ: «Глянула в окно и испугалась. Он (самолет) долетел до складов и пошел резко вниз. Думала, будет взрыв! Я бегом к соседям, позвонила в «Скорую». И вместе с двоюродной сестрой в обход, по дороге…».

Виктор Георгиевич Губачев, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Когда рабочие совхоза «Первоуральский», бросив все, бежали по снегу к месту катастрофы ТУ-134, они не могли не понимать, что самолет может взорваться, унеся их жизни. Но летчики, успевшие слить горючее, подумали и о них».

Галина Ивановна Зыкина, инспектор по долам несовершеннолетних, капитан милиции: "Все в тот день было как всегда. Где-то в 14 часов 40 минут поступило сообщение: на Магнитке убийство. Заспешила оперативная группа... И вновь – два звонка, положившие на весы многие человеческие жизни: сообщалось о катастрофе авиалайнера..."

С.А. Репин, младший сержант внутренней службы: «Докладываю, что 13 января с. г. в 15 часов в центральный пункт пожарной связи Первоуральска из дежурной части Первоуральского ГОВД поступило сообщение о катастрофе пассажирского самолета Ту-134А в районе совхоза «Первоуральский». К месту происшествия были направлены три отделения первого караула 47 СВПЧ и одно отделение 48 ВПЧ.



Подпись под снимком в газете «Под знаменем Ленина»: "Многие центральные газеты обошел аналогичный снимок, груда металла на месте падения ТУ-134. Но почему снимок отсутствовал в городской газете, ведь ее сотрудники побывали на месте катастрофы раньше коллег-журналистов из других изданий? История вкратце такова. Когда наш фотокорреспондент В.Зотов навел фотоаппарат и щелкнул затвором к нему подошел какой-то важный чин в полушубке и валенках. «Засветить пленку, снимать здесь запрещено», – потребовал он… На следующий день, на всякий случай проявив засвеченную пленку, фотокор с удивлением обнаружил на ней чудом сохранившийся единственный последний кадр… На месте катастрофы утром 14 января".

Любовь Викторовна Кузяева, диспетчер станции «Скорая помощь»: «В 15 часов 02 минуты услышала женский голос: «В районе Талицы упал самолет» Шутка? Ложных вызовов у «Скорой» хоть отбавляй. Не успела положить трубку, звонок из ОВД подтвердил сообщение. Тут же в совхоз с сиренами умчались две бригады, стоявшие на станции. Первой приехала к месту падения самолета бригада фельдшера Флюры Шарафутдиновой, вызов застал ее на Магнитке. Всего к месту катастрофы прибыло 11 бригад «Скорой помощи».

Пожарные прибыли к месту катастрофы в 15:10. Первая машина рванула по целине, но, пройдя около 100 метров, завалилась на бок. Подоспевший трактор поставил машину на колеса.

С.А. Репин, младший сержант внутренней службы: «Начальник караула, младший лейтенант внутренней службы А.И. Мальцев, командир отделения, старшина В.Н. Тарасов, пожарный, рядовой А.Г. Сорокин проникли через отверстие в корпусе самолета в багажный отсек и двумя огнетушителями ликвидировали горение внутренней облицовки багажного отсека. Старший пожарный, младший сержант Д.Е. Панов, командир отделения, старшина В.Д. Ковальчук, старшие пожарные, сержанты Ю.В. Нелюбин и Ю.П. Приемщиков отыскали в снегу несколько раненых пассажиров и одного пилота, извлекли двух погибших, через отверстие багажного отсека освободили человека в форме курсанта военного училища…».

Нина Андреевна Макарова, технолог цеха №3 ПЗГО: «Первым попался навстречу невредимый пассажир с дипломатом. На лице ни кровинки. «Где я нахожусь?» – был его первый вопрос. Потом увидели мальчика. Он плакал, испугался очень. И еще женщину встретили без единой царапинки. А вот когда стали вытаскивать людей… Меня до сих пор трясет! Поразило, что никто не кричал. Парня с раздавленной ногой женщины перевязывали шарфом. А разве можно забыть мать и ее взрослого сына?! Мать – жива, а сын…».

Надежда Павловна Савинская, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Михаил Яковлевич Каликин встречал раненых в приемном покое, осматривал и отправлял по отделениям. В реанимацию поступило десять человек «тяжелых». В четырех городских операционных шли сложные операции: большая кровопотеря, шок, травмы брюшной полости, ампутации… Одиннадцатилетняя девочка – многочисленные раны, открытый перелом, тяжелая черепно-мозговая травма, огромная кровопотеря. Проведено три операции. Жива. Намечается улучшение. Двое скончались».



Памятник жертвам авиакатастрофы на месте аварии ТУ-134, установлен 13 января 2008 года. Это уже второй памятник. Первый, изготовленный из нержавеющих труб, был уничтожен вандалами.

Галина Ивановна Зыкина, инспектор по долам несовершеннолетних, капитан милиции: «Сложность была в том, что много погибших, раненых еще больше. И жуткий мороз. Врачи ЦГБ моментально организовали буквально все для приема пострадавших. Военкомат организовал целый детский сад для возможного приема детей. Нужно было опознать всех, кто был в самолете, вышли на Тюмень».

Андрей Стрельцов, художник-оформитель: «Вы бы видели, как вели себя люди! Стюардесса, разбитая вся, кричала нам: «Помогите экипажу!» Паренек, пацан совсем, мужественно помогал вытаскивать раненых и искалеченных. Наш пэтэушник, Саша Кашин!».

Виктор Георгиевич Губачев, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Сам Андрей Стрельцов бежал по полю, проваливаясь в глубоком снегу. На своих «Жигулях» прибыл он к месту катастрофы одним из первых. С ним машинист тепловоза, Николай Кобелев. Двух пассажиров Андрей перенес в свою машину. И еще одна фамилия – Витюгов Петр Николаевич, модельщик цеха № 17 НТЗ. Он был в совхозе вместе с братом и племянником. А как услышали крики о самолете, без промедления вскочили на мотоцикл «Урал» и несколько часов не уходили с места катастрофы. И откуда, только взялись у людей силы».

К 17 часам никого из живых пассажиров рейса 6246 на месте катастрофы уже не было, всех эвакуировали буквально в течение одного часа. Появившиеся военные отцепили территорию, гражданских попросили покинуть район катастрофы.



Мемориальная доска жертвам авиакатастрофы ТУ134.

Эпилог: На месте катастрофы погибли 2 члена экипажа и 22 пассажира. Позже в больницах от ран скончались три человека – 2 члена экипажа и 1 пассажир. Всего в катастрофе погибли 27 человек. Выжили 2 члена экипажа (бортмеханик и стюардесса) и 23 пассажира. Основная причина катастрофы – отказ техники. «Пожар на самолете, вследствие короткого замыкания электропроводки в багажном отделении хвостовой части. При горении кабеля последовали ложные сигналы о пожаре ВСУ и обоих двигателей. Сопутствующая причина – ошибка при техническом обслуживании».

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Источники: репортажи В.Г. Губачева и Н.П. Савинской в газетах: «Под знаменем Ленина» №10, 16 января 1990.; «Под знаменем Ленина» №13, 19 января 1990; «Под знаменем Ленина» №14, 20 января 1990. Авиареестр «Наша авиация» https://russianplanes.net/reginfo/36366 Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России http://www.airdisaster.ru/database.php?id=86

Рубин Длинный

Комментарии (43):

RStiefel
+73

на 1-й картинке 65951 – в ливрее Шереметьевского авиаотряда международных авиарейсов, кста, тем кто смотрел "приключение итальянцев в России" наверняка запомнились кадры посадки аналогичной трехи в такой же ливрее. Сейчас найду, вот

прилично сделанный обзор катастрофы на местном материале, сравнить было с чем: от местных журналистов, типа "Стрела самолета слетела с небес" или "Разорванные крылья на снегу", или "вторая жизнь бортмеханика…" (за точность названий не ручаюсь) до выдумок столичных метров, пример:

Виктор Георгиевич Губачев, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: "...летчики, успевшие слить горючее, подумали и о них".

вот не могли летчики выполнить эту операцию, хотя про это пишет каждый второй журналист – на 134 не предусмотрен аварийный слив излишнего топлива на случай аварии, впрочем, как и на большой тушке, впрочем, как и на многих современных лайнерах. И вообще, слив производится не для того, чтобы самолет не взорвался при посадке (10 тонн аварийно несливаемого остатка достаточно для пожара, т. б. взрывается не керосин, а его пары и их не сбросишь), а для того, чтобы посадочная масса, не превышала допустимую.

а самолет и в самом деле красивый и пофиг, что визуально – клон французской каравеллы, свободные крылья, т-образное хвостовое оперение, вот только салон тесноват, да и 50 тонн взлетного веса для 72 пассажиров – непозволительная роскошь сегодня.

RStiefel
+73

если кому-то интересна документалистика

Ш (штурман): 951, занял 10600

РЦ УВД (районный центр управление воздушным движением): 951, удаление 60, азимут 75, следуйте 10600, контроль вторичный, над точкой работайте с Западом 133,5

Ш: 951, сохраняю 10600, над точкой 133,5 Срабатывание лампы сигнализации "ДЫМ В БАГАЖНИКЕ". Срабатывание табло сигнализации "ПОЖАР ВСУ".

Ш: Свердловск, 65951, пожар ВСУ, экстренное снижение, посадка у Вас.

РЦ УВД: Свердловск-Контроль, удаление 20, азимут 36, снижайтесь 4800

ВП (второй пилот): Свердловск, 65951.

РЦ УВД: 65951, Свердловск.

ВП: Пожар ВСУ, просим снижение.

РЦ УВД: 951, дал снижение 4800.

ВП: Занимаем 4800, 951, посадка у Вас будет.

РЦ УВД: 951.

РЦ УВД: 951, пока 6000 снижайтесь, встречный борт 5700 над приводом Кольцово.

РЦ УВД: 951, удаление по Михаилу подскажите.

ВП: 951, ... а у нас не работает канал дальности.

РЦ УВД: 951, снижайтесь 4800.

ВП: 951, 4800 занимаю.

КВС (командир воздушного судна): Удаление дайте, 951.

РЦ УВД: 951, удаление 30, азимут 318 градусов.

ВП: Принял, 318, удаление 30, 4800 доложим.

КВС: 4800, 951.

РЦ УВД: 951, работайте с Подходом, 125,9.

КВС: 125,9.

ВП: Свердловск-Подход, 65951, 4800 снижение аварийно. Экипаж выполнил доворот влево до МК 260° (курс, обратный посадочному). Земля теряет радиолокационный контроль.

ДПП (диспетчерский пункт «Подхода»): 65951, Свердловск-Подход, снижайтесь 2100. С каким курсом будете снижаться? Разрешаю в район 4-го.

ВП: 951, 2100, ... сию курс 260 градусов.

ДПП: Понял, 951, разворот по расчету, посадочный 78, левая.

ВП: 951, 78 посадочный.

Ш: 951, подскажите место.

Ш: 951, место прошу, место.

ДПП: 951, прямой магнитный 294 градуса, на локаторе пока не вижу.

ДПП: 951, выполняйте левый разворот, выходите на посадочный курс.

Ш: Выполняю левый разворот, выхожу на посадочный.

КВС: Удаление дайте 951-му.

ДПП: 951, на локаторе Вас не наблюдаю, прямой магнитный 286 градусов.

Ш: 951, 2100.

Ш: Свердловск, 951, 2100.

ДПП: 951, переходите на связь с Кругом на 118,7. Срабатывание табло сигнализации "ПОЖАР СУ" обоих двигателей. Фактически, пожара двигателей, как и пожара ВСУ, не было...

Ш: 118,7.

Ш: Свердловск-Круг, 65951, ... 1800, горят оба двигателя...

ДПК (диспетчерский пункт круга): ... Экипаж выключает правый двигатель. Одновременное застывание (отказ) авиагоризонтов ПП-75 левого и правого летчиков и курсовой системы КС-8. Не зная точно своего места, экипаж принял логически оправданное решение на производство вынужденной посадки вне аэродрома на поле.

ДПК: Какая ваша высота? Экипаж выходит на визуальный полет и выбирает площадку для посадки вне аэродрома.

ВП: Три ... семьсот ... уже ... по давлению.

ДПК: 951, какой курс держите? Приземление самолета на поле произошло без крена, с углом тангажа не менее 1,5°, наклон траектории не менее 3,5°, шасси выпущены, закрылки убраны.

missing
-909

Фактически катастрофа вызвана ложными сигналами о пожаре двигателей. Оба двигателя и ВСУ до момента приземления находились в исправном состоянии и следов пожара не имеют. Следы пожара обнаружены в подпольном пространстве заднего багажного отсека в районе 48-50 шпангоутов левого борта. По выводам комиссии пожар прекратился сразу же после обесточивания бортовой электросети. Причиной пожара явилось короткое замыкание электропроводки из-за нарушения изоляции электропроводов. Других очагов пожара на самолете не обнаружено.

Но после ложного срабатывания сигнализации о пожаре "Пожар двигателей" летчики их отключили...

News
+330

вот не могли летчики выполнить эту операцию, хотя про это пишет каждый второй журналист

видимо, подразумевалось то, что двигатели отключили.

missing
-909

видимо, подразумевалось то, что двигатели отключили.

Ну, ты грамотей! Хоцца журнапиздов оправдать, да?

News
+330

Ещё помню разговоры о том, что свою роль в разрушении самолёта сыграли поливочные трубы. Возможно, если бы их не было, шасси бы не поломались... Но это лишь неофициальное предположение.

И лётчики пытались отвести самолёт от города. Чтобы не на город. В какой-то газете тогда читал, что один из лётчиков в бреду повторял: "Только не на город!".

RStiefel
+73

4 missing

не так, судя по скану со Свердловск-кругом, табло "Пожар СУ" сработало после ухода на 2100. Если бы у самолета был запас высоты, можно, наверное, было бы проигнорировать систему оповещения. Неясно, кстати, была ли включена система пожаротушения. Допускаю, что двигатели тушить не стали, что подтверждается анализом переговоров: "экипаж выключает правый двигатель", тогда левый – в работе, потому, что без двигателя 134 может свалиться, такая вот у него аэродинамика, не зря на глиссаде скорость 280-290 км/ч. И не забывайте, в салоне дым, приборы навигации в ауте, "не зная точно своего места, экипаж принял логически оправданное решение на производство вынужденной посадки вне аэродрома на поле". И если бы не система полива, то посадка не была бы столь трагической. и еще нет данных, был ли включен реверс тяги двигателя при касании земли.

RStiefel
+73

5News видимо, подразумевалось то, что двигатели отключили.

что хотели этим сказать?

News
+330

что хотели этим сказать?

Предположил, что тогда журналист перепутал отключение двигателей со сливом топлива. Впрочем, не могу сказать за него. Он вроде тут есть, если не ошибаюсь, сам скажет, если что.

missing
-909

экипаж принял логически оправданное решение

Безусловно. Летчики не могли знать, что датчики пожара двигателей врут из-за перегоревших кабелей, и действовали как учили. Их вины нет. Трагическое совпадение обстоятельств.

В какой-то газете тогда читал, что один из лётчиков в бреду повторял: "Только не на город!".

Стандартные журналистские сопли. Ньюс, когда на скользской дороге машину крутанет - водитель не размышляет, что за нимй сидит жена с детьми. Нет на это времени и ресурсов мозга - он соогласно вбитым в него при обучении инстинктам пытается выправить машину. Уж потом будет думать, что детей спас, а пока - спасает, не думая.

Когда в 2008, по памяти, упал самолет на Пермь рядом с жилым кварталом, газеты тоже писали - герои-летчики увели самолет от жилья. Оказалось, команда была хорошо пьяна, КВС потерял пространственную ориентировку при активном пилотировании на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, интенсивному снижению и столкновению с землей. Какой уж тут увод от жилья.

News
+330

газеты тоже писали

По горячим следам информация обычно противоречивая. В том числе и у официальных ведомств, которые в свою очередь транслируют имеющуюся у них информацию в СМИ. Например, по факту ЧП в школе №127 той же Перми СКР изначально заявил, что в школе дрались двое подростков, а учительница и ученики хотели их разнять. Заметьте, это не СМИ, это Следственный комитет России. Официальный релиз здесь.

missing
-909

RStiefel - вопрос. Почему они шасси выпустили? Вроде на заснеженное, замерзшее поле лучше бы на брюхо. Ведь вроде понятно, что шасси разрушится, и это еще хуже, чем сразу на брюхо..

RStiefel
+73

missing опыта в этом вопросе у меня понятное дело нет, даже на симуляторе27.gif. РЛЭ на 134 не читал, да и нет там, наверное, ответа, могу только чисто теоретически порассуждать. Предположу, что в автоматике тормозные системы самолета сработают только при одновременном касании основными опорами шасси, т. е. нагруженные амортизаторы создают давление в гидроцилиндрах, тогда датчики тормозной системы срабатывают и дадут команду на реверс и торможение (выпуск интерцепторов и колесное торможение), интерцепторы "прижимают" самолет к земле, гасится подъемная сила, начинается замедление скорости пробега. Если садить на брюхо - то расчитывать на управляемость вообще не приходится, это как самому создать дополнительную неисправнность. В РЛЭ на другой тип читал, что-то вроде: "Посадку на фюзеляж производить только при невозможности выпуска шасси" Но это гадание на кофейной гуще, как если в эксель-таблицу (в зеленые клетки) ввести неправильные данные, то и результат вычислений будет неправильным, несмотря на то, что применены правильные формулы.

News
+330

на симуляторе

На симуляторе Ту-154 можно вывести из плоского штопора. В реальности - увы...

По шасси. А есть где-то инструкция для пилотов Ту-134, действовавшая в тот период? Мне не удалось найти...

РЛЭ на Ту-134, но 1996 года в редакции 2004-го...

Основные обязанности экипажа при аварийной посадке:

а) немедленно доложить диспетчерской службе о предстоящей аварийной посадке;

б) выбрать подходящее место для посадки и произвести посадку, сведя к минимуму опасность возникновения пожара и повреждения самолета;

Emark
+27

После, выживший бортмеханик женился на ухаживающей за ним медсестрой. В Шайтанке живут, если я ничего не путаю.

+92

как то от Тюмени до Уфы мне кажется по прямой южнее нас должны летать?! мне вообще по памяти казалось что он с севера-запада летел, мы в школе на уроках как раз сидели, слышали гул...

compaq
+444

После, выживший бортмеханик женился на ухаживающей за ним медсестрой.

И работал на новотрубном, сейчас, наверное, на пенсии.

RStiefel
+73

от Тюмени до Уфы мне кажется по прямой южнее нас должны летать?!

если проложить на карте кратчайший путь, с учетом глобуса, то маршрут авиаперелета должен был бы проходить примерно над Каменск-Уральским. По времени, решение об аварийной посадке принимали пройдя чуть менее трети пути, т. е. Екатеринбург был ближе возврата в Тюмень. Над Первоуральском, вероятно пытался делать разворот на посадочный Кольцово.

RStiefel
+73

сейчас, наверное, на пенсии

интересно было бы прочитать его комментарии, а то мы тут нафантазируем.

RStiefel
+73

missing в дополнение к своему 14. 16 июня 1987 г. на аэродроме Буденновск произошла аварийная посадка самолёта Су-7У на поле. При возвращении на аэродром вылета произошло падение давления масла. До аэродрома дотянуть не удалось, заклинил двигатель. Инструктор решил сажать самолет с выпущенным шасси в поле. Посадка была произведена почти штатно.

так што посадка с выпущенными шасси - это, вероятно, правило

News
+330

если бы они знали, что под снегом поливочные трубы, вряд ли стали бы выпускать шасси.

RStiefel
+73

если бы они знали

"В действительности всё иначе, чем на самом деле" (Антуан де Сент-Экзюпери).

Тимофей Подкорытов
-7

У моего родственника до сих пор кусок крыла сохранился.

если бы они знали, что под снегом поливочные трубы,

Мы раз у п/л "Гагариский" на снегоходе влетели в такую трубу, пришлось даже чувака в больничку везти.

News
+330

интересно было бы прочитать его комментарии, а то мы тут нафантазируем.

вот-вот.

можно предположить, конечно, что шасси были выпущены в том числе и для уменьшения скорости, а значит и длины посадочного пробега. Но опять же закрылки были убраны...

missing
-909

"В действительности всё иначе, чем на самом деле" (Антуан де Сент-Экзюпери).

И Суворов тоже. Они оба сказали.

RStiefel
+73

Они оба сказали

"я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно".

News
+330

После, выживший бортмеханик женился на ухаживающей за ним медсестрой.

Здесь он вспоминает кратко. "В течение 20 секунд надо было принять решение".

Emark
+27

Здесь он вспоминает кратко. "В течение 20 секунд надо было принять решение".

Обычный с виду человек. А ведь он выжил в авиакатастрофе. Мде..

+2

И Суворов тоже

В какой эскадрильи служил?

missing
-909

Уж если мы о авиакатастрофах - что там с рейсом Адлер - Сирия, год с лишним тому?

Emark
+27

Уж если мы о авиакатастрофах - что там с рейсом Адлер - Сирия, год с лишним тому?

"В случае начала военного конфликта между Турцией и Сирией дислоцированные на территории российские военные не будут принимать в нем участие. Об этом заявил зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич." Это, что касается Сирии. Про Адлер я ничего сказать не могу

RStiefel
+73

что там с рейсом Адлер - Сирия, год с лишним тому?

если о Ту-154 RA-85572, то официально ничего, неизвестны ни фактические условия полета, ни причины катастрофы. Нормально это? Я не знаю, но второй год молчания навивает плохие мысли.

RStiefel
+73

4 missing

По выводам комиссии пожар прекратился сразу же после обесточивания бортовой электросети.

внимательно перечитал статью, что тогда тушили пожарные?

С.А. Репин, младший сержант внутренней службы: «Начальник караула, младший лейтенант внутренней службы А.И. Мальцев, командир отделения, старшина В.Н. Тарасов, пожарный, рядовой А.Г. Сорокин проникли через отверстие в корпусе самолета в багажный отсек и двумя огнетушителями ликвидировали горение внутренней облицовки багажного отсека.

похоже на документ - объяснительная или рапорт

missing
-909

что тогда тушили пожарные?

Видимо, комиссия пишет о прекращении активной части пожара, - горении кабелей после КЗ. а пожарные прикончили остатки, горение обшивки.

Трагическая ситуация: короткое замыкание, пожар в багажном отделении, задымление салона, частичный поэтапный выход из стров систем питания и контроля. Летчики видят сигнал о пожаре двигателей, считают секунды до взрыва. Действуют в этих условиях совершенно правильно - отключают питание, выключают двигатели, находят поле длиной с километр и идут на посадку. Знали бы, что сигнал о пожаре двигателей ложный, сели бы штатно в Кольцово.

RStiefel
+73

Знали бы, что сигнал о пожаре двигателей ложный, сели бы штатно в Кольцово.

ситуация вообще была непростая: зафиксирован отказ преобразователей переменного тока 400 Гц, из-за одновременного отключения ПТ-1000Ц (рабочий и резервный) и преобразователя ПТ-200Ц отказали авиагоризонты ПП-75 обоих пилотов и курсовой системы КС-8, встал преобразователь высоты ответчика (СОМ-64), надо думать – это не все, что сломалось. Вероятно. что отключились топливные насосы, а подача горючего осуществлялась из расходного бака.

RStiefel
+73

А подкину я еще историю о взаимоотношениях между людьми и самолетами. О Матиасе Русте, приземлившему «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие.

оригинальный текст

теперь текст с дополнениями и поправками.

Утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем… Пока на дом не упал советский истребитель МиГ-23М. Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в 15 километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела Вим де Лара. А пилота там и быть не могло, он, полковник Николай Скуридин (начальник политотдела 239-й истребительной авиадивизии), катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря… В тот день всё шло нормально, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике, резко упала скорость, пропал шум мотора. Пилот поступил так, как предписывает поступать инструкция – он развернул истребитель в сторону моря и катапультировался. Над морем локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после сброса «балласта» двигатель самолета начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме по заданному курсу.

RStiefel
+73

Система опознавания «Я свой» осталась включённой, ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и МиГ пройдя всю Восточную Германию вышел на границу с ФРГ. Начальник дежурной смены на ПН "Европа", располагавшемся около немецкого города Гревесмюллен вблизи границы между ГДР и ФРГ, наблюдая полеты Витштокского полка на МиГ-29, заметил, что с востока появилась цель. Проверив опознавание, получил ответ гарантированного опознавания "свой". Из рассказа дежурного: «Обратил внимание ОБУ-шника на постороннюю цель. Он озаботился и проникся ситуацией. Запросил по ГГС оперативного дежурного в Дамгартене, что за посторонний на 7200 в сторону нашей полетной зоны движется. Короче, начали разбираться, никто толком ничего не понимает. А цель все летит... наш ОБУ-шник так и прилип к ГГС, терзает оперативного, дескать, цель уходит , азимут такой-то, дальность такая-то... Наконец, как нам с ОБУ-шником стало известно от оперативного дежурного, с Витштока подняли пару МиГ-29-х из ДЗ и стали наводить на цель. Это было, когда цель находилась километрах примерно в 70-ти от госграницы, как я понял, навести не успели...». Система ПВО НАТО тоже оказалась не на высоте.

RStiefel
+73

Истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ, когда он уже пересёк голландскую границу. Пара истребителей F-15 ВВС США, поднявшихся с голландской базы Сустерберг, настигла МиГ-23М. Подойдя вплотную к нему, американские лётчики отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Полет проходил над густонаселенными районами и приказ сбить странную машину отдать никто не решился. И он упал точно на голову Вим де Лара – к несчастью для него и к счастью для Москвы. Дело в том, что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый! А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», - облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

missing
-909

Automaster
+38

Слушал на следующий день после катастрофы рассказ очевидца. Во всех красках. Он видел сам момент падения и помогал перетаскивать раненых к машинам Скорой. Жесть.

News
+330

про МиГ да, прикольная история была))) Покруче Руста)

+113

Ходили туда, школьниками были. С поля вывозили обломки на машинах. На всю жизнь запомнили.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.