Наверх
  • 13 декабря, Четверг

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА (эпизод 3)

Их много. Незаслуженно забытых инженеров, врачей, учителей, воинов, спортсменов… За каждым именем – судьба. Судьба, вплетенная в историю города среди тысяч и тысяч других и прочих. Нам нужно только вспомнить.

Александр Александрович Топорков. Он был священником. Он был дворянином. Он был статистиком. Он был краеведом. Он написал первую книгу о Первоуральске («О Васильевско-Шайтанском заводе»). И его по праву называют первым летописцем города.

Еще неделю назад я и не думала писать о Топоркове. Но случайно прочитанная статья Святослава Сергеевича Кудрявцева более чем двухгодичной давности поменяла мои планы. Наперсный Крест Александра Топоркова



Петропавловская церковь, Первоуральск, 1974 год. Фото из архива музея ОАО ПНТЗ.

Здесь уместно будет сказать несколько слов о жизненном пути Александра Александровича Топоркова. Итак, отец нашего героя Александр Николаевич Топорков, происходил из семьи потомственных священнослужителей. Он родился в 1822 году в Верхотурском (Петропавловском) заводе. После окончания Пермской духовной семинарии Александр Николаевич становится учителем в приходском училище. В 1844 году он был рукоположен в сан священника и определен в Знаменский приход Верхнетагильского завода. Здесь, в Верхнем Тагиле, в 1847 году и появился на свет Александр Александрович Топорков. В декабре 1864 года Александр Николаевич был переведен в Березовский завод. Туда же переезжает вся семья. В 1865 году Александр Александрович Топорков делает первые шаги по дороге отца – поступает в Пермскую духовную семинарию. В 1871 году он оканчивает курсы обучения, приезжает к отцу и получает место учителя в Березовском горном училище. В 1874 году он женится и принимает сан священника. 23 марта 1875 года Александр Александрович получает свое первое и последнее назначение – в Петропавловскую церковь Шайтанского завода. Через 10 лет он становится настоятелем храма. За свою службу он удостоился многих наград и поощрений, доступных для рядового «заводского» священника: от набедренника до наперсного креста от Святейшего Синода и ордена Святой Анны 3-й степени. Кстати, Анна 3-й степени давала награжденному лицу права личного дворянства. Интересная деталь (вопрос этот в среде краеведов никогда не обсуждался), если верить Эмилии Евгеньевне Чумаковой, описавшей акт награждения в 1895 году отца нашего героя Александра Николаевича Топоркова орденом Святого Владимира 4-й степени, то Александр Александрович и до своего награждения был дворянином, причем дворянином потомственным. А еще Александр Александрович Топорков был очень разносторонним человеком. Он состоял членом Пермского губернского статистического комитета, членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), активно работал в Екатеринбургском отделе Императорского православного Палестинского общества. Кроме того, в разные годы он являлся законоучителем Шайтанского заводского училища и заведующим Шайтанской школой. В отчете Епархиального наблюдательного Совета за 1889 год отмечено: «Является образцовым законоучителем». Но все добрые дела эти вряд ли стали бы известны потомкам, если бы не научная работа Топоркова со скромным названием – «О Васильевско-Шайтанском заводе». Отдельным изданием очерк был напечатан в 1892 году, а некоторое время спустя он был включен в сборник Пермского статистического комитета «Уральский край».



Петропавловская церковь Шайтанского завода, 1910-е годы. Архив Е.А. Рахмановой, реставрация фото А.А. Галицких. Стрелкой обозначено вероятное место могилы священника Иоанна Ефимова.

Но вернемся к теме нашего разговора. Первой рассказала о могиле Александра Топоркова Ольга Алексеевна Бухаркина, заведующая Отделом использования и публикации документов ГАСО. В 2002 году, в предисловии к переизданию очерка Топоркова, она сообщила: «Александр Александрович Топорков был похоронен в ограде Петропавловской церкви, в которой прослужил 36 лет».

Если эти сведения верны, то могила Александра Топоркова стала второй усыпальницей священников на территории храма «За все время существования Петропавловской церкви в течение 143 лет, в Шайтанке умерло только два священника: Сапожников – лет 45 от рождения и Ефимов – в возрасте уже старческом». Из этих двоих в ограде Петропавловской церкви был погребен один – Иоанн Ефимов (что не исключает наличие иных могил в ограде храма). «В августе 1861 года священник Ефимов скончался и был погребен у южного придельного алтаря Петропавловской крепости. На могиле покойного о. Иоанна, священствовавшего в Шайтанке с лишним 30 лет, нет не только памятника, даже не положена плита» – это цитата из статьи Топоркова в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» за 1895 год.

В своей книге «Первоуральск от завода к городу», выпущенной в 2015 году, я писала: «Известно, что в ограде храма присутствовали, как минимум, два склепа. В одном был погребен священник Иоанн Ефимов, захороненный у южного алтаря 28 августа 1861 года. Во втором – священник Александр Александрович Топорков, умерший 21 мая 1911 года. Более определенных сведений о местах захоронений у нас сегодня нет. Странно, но при устройстве площадки под новую церковь в 1990 году никаких официальных сообщений о находках и вскрытии могил не последовало». А это на самом деле странно, потому что сведения о погребении священников у строителей новой церкви были (должны были быть).

Кстати, иных достоверных сведений о месте захоронения Александра Александровича Топоркова, кроме свидетельства Ольги Алексеевны Бухаркиной («в ограде Петропавловской церкви»), у нас нет. Ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные мы не можем до сих пор. В конце концов, хоронить священника в ограде церкви – совсем не обязательно. Лет десять назад, когда мы разговаривали со священнослужителем по поводу захоронений в ограде Билимбаевской церкви, я спросила: «Какими церковными правилами регулируются захоронения на территории церкви?». Если я правильно поняла ответ – на территории церкви (если она не кладбищенская) обычно никого не хоронят, хотя жестких правил (церковных, но не санитарных) нет.



Наложение плана старой Петропавловской церкви на контуры новой (~39м./~43м.). Красными крестиками обозначены приделы старого храма, красными эллипсами – вероятные места захоронений, синим – возможные места иных захоронения. Северный эллипс – место предполагаемого захоронения А.Топоркова по свидетельству С.Кудрявцева.

По свидетельству Святослава Сергеевича Кудрявцева, под дорогой, с северной стороны церкви (старый придел Иоанна списателя «Лествицы») находится склеп священника: «Отец Виктор, который руководил стройкой, рассказал мне о том, что, раскапывая экскаватором землю на территории, снесенной в 1974 году церкви, экскаваторщик наткнулся на кирпичный склеп, стены которого были облицованы чугунными плитами. Не разобравшись, что это за кладка, экскаваторщик разрушил ее и подцепил ковшом клок зеленой ризы и большой наперсный крест. Материал был, как новый. Как мне рассказал отец Виктор, он растерялся. Завернув крест в эту же материю, он зарыл все на прежнем месте. […]. В 2014 году при нашей встрече с ним я попросил показать мне это место конкретно. Отец Виктор уверенно пошел и встал на дороге, прямо над склепом. Но это же северная сторона, а отец Иоанн погребен с южной стороны. Выходит однозначно – это может быть захоронение только отца Александра. При последующем нашем разговоре отец Виктор высказал пожелание установить памятник на месте найденного склепа, даже если для этого придется убрать въездные ворота на территорию храма с северной стороны. Однако сегодня по своему положению и по состоянию здоровья не он, к сожалению, решает проблемы храма».

Несмотря на то, что история эта давняя, официальных комментариев со стороны РПЦ озвучено не было.

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Рубин Длинный

Комментарии (23):

RStiefel
+73

странная избирательная система нравственности у первоуральских священнослужителей. с одной стороны – можно закатать в асфальт могилы своих коллег (фото в комментарии по ссылке в ГВ), а с другой стороны – под флагом памяти о докторе Евгении Боткине, «приватизировать» участок в Корабельной роще (процесс выделения земли широкой общественности не известен). кстати не имею ничего против сохранения памяти о докторе Боткине в Первоуральске, можно присвоить имя Евгения Боткина (человек он достойный, честный, смелый) первоуральской больнице (было вроде уже на сайте такое предложение).

compaq
+505

странная избирательная система нравственности у первоуральских священнослужителей.

Ничего против Христианства не имею, но как бы зачем там Храм? Сколько бывал на Богослужениях - места всем хватало, а с другой стороны может хоть один из потенциальных маньяков вдруг покается, и то вперёд. Действительно, сложный вопрос.

RStiefel
+73

вы все слова на букву "Х" употребляете с заглавной (прописной) буквы?1.gif

Deceiver
+421

Так вот какая сволочь с заглавной Х нам забор на даче испортила

Deceiver
+421

И еще серп и молот нарисовала. На пару с ньюсом походу орудуют

compaq
+505

И еще серп и молот нарисовала. На пару с ньюсом походу орудуют

Не, я даже с ним не пил ни разу.

Vir63
+64

но как бы зачем там Храм?

Семинарии увеличили выпуск попов, надо же их куда-то трудоустраивать.

Fenix
+66

На Космонавтов, на старом кладбище, под большим тополем была плита. Поговаривали, что похоронен священник.

+10

Видел кусок плиты в районе тополя. Там походу целое кладбище было. Когда 9-ти этажку строили несколко могил раскопали. Пацаны таскали череп на палке и косу.

sasa
+6

Топорков заслуживает отношения хотя бы за то что написал научную статью про Васильевско-шайтанском заводе, про свой не родной город ! Его захоронением кардинально конечно нужно было заниматься в те годы когда разрушали храм в 70е годы, но в то же время стоило ли это что бы тревожить останки?! У меня вопрос если старый храм разрушили в 1974, то когда был построен новый храм? И еще вопрос, кто после Топоркова стал настоятелем храма в 1911 году и что с ним стало в советские годы?

sasa
+6

Насчет могил и захоронений хотел сказать! Высказаться! Вот с тв и отовсюду говорят о загнивающем западе и духовной России; но настолько ли так духовна Россия как нам говорят?! Вот навещая недавно могилы предков недели 2 назад я увидел возле первых ворот груду выкинутых старых советских надгробий (незнаю как оказались там вследствии уборки территории и заброшенных могил, либо ритуальные фирмы выбросили вследствии замены памятников), некрасивое канешно это зрелище! И вот задавшись этим вопросом, сразу видно что эта культура у нас на самом низшем уровне(лично мое мнение); и быть духовной и так относиться к предкам! У нас вообще эта культура на низшем уровне! Почему у нас такое отношение к могилам? Почему такие свалки вечные у нас не только возле кладбищ, но и на территории? Это же и относится и отношение к истории! Зачем у нас делают ограды(которые быстро приходят в негодность), столы(как у себя дома или на даче); ведь это все очень быстро приходит к удручающиму виду! Откуда у нас появилась культура ставить столы и скамейки?! Я вот родом с украины, так там такой культуры нету! На западе тоже такого нет! Так откуда это все пришло в Россию?! Ведь наверно правильней если люди будут приходить на кладбище не отдохнуть, не покушать а за другим! Если смотреть западные фильмы, то там люди приходят навестить могилу-надгробный камень, помолятся, вспомнят человека, положат живой цветок и уйдут

sasa
+6

Вот вспомню свои детские воспоминания! Как щас святой праздник 9 мая! Я ребенок и мы с родней с друзьями родителей все идем большой колонной от площади до кладбища! И так все идут, кто навестить ветеранов, кто родственников( да и щас все наверно также)! Я ребенок да и другие дети бегают, играют на кладбище; конечно в разумных пределов не далеко! Ну мы же дети и мало что понимаем! Щас это все канешно смотрится дико; играть и бегать на кладбище это конечно нельзя так! Ну это ладно дети! Взрослые что, конечно несут выпить и закуски разнообразные! Мы конечно не алкоголики, но все же праздник надо отметить и помянуть! И так очень много людей, приходя вот на такой праздник! Ну это тоже дико, щас я на это все смотрю под другим углом! Неужто все идут на кладбища что бы поесть, выпить, отдохнуть на скамейки?! Выпивать на кладбищах и на могилах вообще нормально?! Приятно ли это нашим предкам?! Ладно люди поедят и не выбросят за ограду, а отнесут 10 метров до ближайшей стихийно созданной мусорки! А потом ветром весь этот мусор разлетается по могилам! Сколько у нас стихийно созданных мусорных кучек на территории кладбища врятли кто считал! И все не убирается! Обвинять в этом само кладбище то же как то глупо!! Ну убирут они, а потом люди опять накидают по памяти туда же! А летом впридачу это все еще жгется! Мусора по идеи вообще не должно быть на территории! Так вот опять же все эти столы,скамейки,ограды! Нужны ли они там?! Я думаю нет! Покушать и отметить это можно дома, если тае хочется; но кладбища должны быть для других целей! Ведь люди должны вспомнить, поговорить(кто то так и наверно делает) потерянного человека; а так получается совершенно не для этого ходят! Так же эти все искусственные цветы и венки, ну это же ужас! Это пластмасса ужасно уже выглядит через неделю; неужто жалко людям принести живой цветок?! Может я что то не понимаю и не знаю! Конфеты, печенье носить тоже на кладбище это нормально?! А потом бомжи ходят и шастают по могилам и собирают! Из этого всего у нас получается это какаято помойка! Надо это все конечно менять, но самое главное в мозгах в сознании людей. Может я что то не понимаю и не знаю

+253

описавшей акт награждения в 1895 году отца нашего героя Александра Николаевича Топоркова орденом Святого Владимира 4-й степени, то Александр Александрович и до своего награждения (орден Святой Анны 3-й степени. ) был дворянином, причем дворянином потомственным.

" Указом от 28 мая (10 июня) 1900 г. награждённый орденом 4-й степени получал права только личного дворянства. "

Интересно , после этого указа , за детьми людей награждённых до указа , сохранялось право на потомственное дворянство ?

+253

Я как-то уже упоминал , что в 70-е годы на СТЗ , работал Борис Топорков , жил как раз в первом доме от полуразрушенной церкви .

Голубятник был страстный . На доме большая голубятня была .

Pervach
+152

Sasa, сильно накипело, вижу. А не фиг ездить на запад, чтобы не видеть и не расстраиваться. Меньше знаешь - лучше спишь, вон Иван наездился в Европы до такого состояния, что о какой-то сменяемости власти начал говорить. Сидите дома, дома всегда лучше. 2.gif

HBA
+166

sasa

Sasa, Александр Александрович Топорков написал не статью, он написал качественный научный труд (статистика, история, социальные проблемы). На самом деле он написал не одну, а две работы. Одна – это очерк «О Васильевско-Шайтанском заводе» выходила как отдельным изданием, так и в составе статистического сборника (при жизни автора). Другая – это историческая работа «Исторические сведения о Петропавловской церкви Васильевско-Шайтанского завода» выходила в нескольких номерах «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» в 1895 году.

О Петропавловской церкви можно прочитать мою статью в колонке «Краеведение», есть фотографии и документы, впервые введенные в научный оборот автором. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

В начале XX века в Петропавловской церкви служили священники: Анект Старцев, Пузырев, дьякон Попов… (список не полон). Старцев в конце 1920-х отрекся от сана, Пузырев перевелся в Ревду (по непроверенным данным). Еще один священник Петропавловской (единоверческой) церкви Трофимов был приговорен в 1930 году к 5 годам «концлагеря».

HBA
+166

Интересно , после этого указа , за детьми людей награждённых до указа , сохранялось право на потомственное дворянство ?

Egorych, надо сказать, что число священнослужителей, получавших ордена, которые давали право на потомственное дворянство, было относительно невелико. Последнее большое награждение священнослужителей с правом потомственного дворянства состоялось 1895 году. Тогда Владимира 4 степени удостоились 134 священнослужителя (в том числе отец Александра Александровича, Александр Николаевич. 28 мая 1900 г. права награждённых орденами на получение потомственного дворянства были ограничены: низшей наградой, приносившей его, стал орден Св. Владимира 3 степени. На мой взгляд, поправка 1990 года не отразилась на полученное ранее право. Закон обратной силы не имеет. В своде законов Российской империи это правило было четко сформулировано. В ст. 60 (т. I) было сказано, что «закон действует только на будущее время. Никакой закон не имеет обратного действия. Сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся прежде его обнародования».

Fenix
+66

Приятно ли это нашим предкам?!

Приятно или нет, трудно сказать. Но этому мы научились у них. Прабабушки и деды так делали. их деды так же. Поминали, и не только едой...И сейчас так поминают, правда не все. несмотря на то,что церковь это не приветствует. Оставить на столике конфеты и печенье, это не только обычай с языческими корнями, это ещё форма милостыни. Потому это очень сложный вопрос .Здесь всё переплелось .Про оградки. Оградки на кладбище выполняют такую же роль, как и везде, отгородить собственность. Желание похоронить своих рядом. Подавляющее большинство не могло себе позволить построить фамильный склеп. Огороженная могила дольше существует, по ней,по заброшенной не ходят ногами, как , к сожалению бывает. Сейчас на северо-западе кладбища хоронят без оградок.Там ещё более удручающий вид.

sasa
+6

Приятно или нет, трудно сказать. Но этому мы научились у них. Прабабушки и деды так делали. их деды так же.

Не знаю!! Я думаю врятли эта вся культура с оградой была в российской империи! там хоронили наверно по старинке; а вот щас это скорее все идет с советских времен! Насчет собственности я думаю тоже врятли, все таки собственность это постоянный уход и налог! Заборы это тоже постоянный уход, покраска и ремонт, земля проседает и т.д. И если это запустить дело то все печально выглядит!! Языческие и другие обычаи тоже как то все смешалось! Я вот сравниваю тоже с украиной, тоже была в советском союзе но там таких обычаев нет, там ограды не ставят, я вот родных спрашиваю и отвечают что нету, хотя это восточная украина и близка по духу к россии! Помню свое впечатление первое и удивление когда я увидел как на старое кладбище возили автобусы на экскурсии, какая там энергетика ! Там вообще другое отношение к кладбищам в европе и гуляют и отдыхают прогуливаясь мама с коляской! По западным фильмам тоже приходят к могилам стоят-разговаривают-плачут-вспоминают; другое совершенно отгошение! Откуда в россию эта культура пришла я не знаю! Если так подумать:ограда, стол, скамейки, кто то и цветы садит на могилу и в сравнении мне приходит на ум это сады-дачи садовая культура! Хотя наверно это грубое сравнение, и обидное

sasa
+6

В советском союзе вообще своеобразное было отношение к кладбищам!!хотя это санитарная зона, история! Могли и промзону поставить за место кладбища, могли новостройку построить, могли просто надгробия снести и организовать парк!

+253

а вот щас это скорее все идет с советских времен!

Да-да во всём советская власть виновата .

А вообще в разных странах по разному к захоронениям относятся .

Даже не к самим захоронениям , а к останкам людей .

Вспомни часовни из костей в Португалии , Чехии , катакомбы Парижа . Лично мне кажется , что это кощунство . Но это их культура , не мне судить .

Почитай вон , хотя бы про катакомбы Парижа --

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%

BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B_%D0%9F%D0%B0%D1%80

%D0%B8%D0%B6%D0%B0

compaq
+505

Вспомни часовни из костей в Португалии , Чехии , катакомбы Парижа .

В Муроме тоже из человеческих черепов есть типа пирамиды в одной из часовен, надпись: "Мы были такими как - вы, вы - будете такими как мы."

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.
Последние записи блогов

Welcome!

  • 12.12.2018
  • 21

Premium TV

  • 10.12.2018
  • 12

25 км

  • 10.12.2018
  • 9

Днюха

  • 08.12.2018
  • 7