Наверх

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА (4) МЕХАНИК ЯХТЫ «ШТАНДАРТ»

Их много. Незаслуженно забытых инженеров, врачей, учителей, воинов, спортсменов… За каждым именем – судьба. Судьба, вплетенная в историю города среди тысяч и тысяч других и прочих. Нам нужно только вспомнить.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОЛОВОВ: дворянин, интеллектуал, инженер, военный моряк и первый технический директор Шайтанского трубопрокатного завода. Его судьба никогда не была предметом краеведческих исследований, а случайные упоминания его имени в литературе о прошлом города носят самый общий характер и ограничиваются простой констатацией факта. И это несправедливо.

13 июля 1919 года красный 247-й полк практически без боя занимает Шайтанский завод. Белые части отходят в сторону Екатеринбурга и начинают долгий путь на Восток. Эшелоны увозят в Сибирь не только отступающую армию, но мирных жителей, среди которых немало инженеров, заводских техников, конторских работников и членов их семей.

После ухода белых оборудование Шайтанского завода находилось в самом плачевном состоянии (завод был мертв), а население продолжало бедствовать. В январе 1920 года удалось пустить мартеновский, листопрокатный, сортопрокатный и вспомогательные цехи. Но эти производства не имели дальнейшей перспективы, так как «оборудование не удовлетворяло самым элементарным требованиям современной техники». И вспомнили тогда шайтане о затее бывшего управляющего Чайкеля, «учитывая, что первые шаги в этой части уже были сделаны». К слову сказать, катастрофическое состояние железнодорожного транспорта, вызванное, главным образом, отсутствием котельных труб, «властно требовало скорейшего внедрения трубопрокатного производства по методу Эргерта именно на Шайтанском заводе».

«В области, когда я заикнулся о трубах, сразу ухватились за это дело. – Старайтесь! – вспоминал Михаил Георгиевич Бирюков. – Собрали мы прокатчиков, сдвинем ли? Василий Иванович Сосунов нас поддержал. «Не трусь, робята! – любимые его слова были. – Хозяевам не удалось, может, сами лучше сробим». «Сробить» не удалось. Пришлось ехать в Екатеринбург и просить помощи. Заводчан выслушали и направили в Москву, а оттуда на Ижорский завод.

Вскоре в Шайтанку прибыли «мастера трубного дела Ижоры»: инженер-механик Михаил Александрович Соловов и техники Василий Герасимович Герасимов и Василий Яковлевич Шишкевич. В те годы советская хозяйственная номенклатура строилась по политическим, а не по профессиональным мотивам. Руководители назначались и смещались постановлением парторганов и, как правило, не имели профильного образования. Поэтому при «политическом» директоре существовала должность директора технического. Этот пост на Шайтанском трубном заводе и занял Михаил Александрович Соловов.

Первый технический директор Шайтанского трубопрокатного завода появился на свет 5 сентября 1879 года в небогатой дворянской семье далеко от Уральских гор – в селе Муравлянка Рязанской губернии. После гимназии мальчик поступил в морское инженерное училище императора Николая I и успешно окончил его (серебряный знак).



Михаил Александрович Соловов, Кронштадт, 1901 год.

Зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж на должность младшего инженера-механика. В 1905 году назначен старшим судовым механиком минного крейсера «Абрек», а спустя полтора года – переведен судовым механиком яхты «Нева». С 1908 года Соловов курировал работу Ижорских заводов для нужд флота. В 1910 году он получил звание «инженер-механик, капитан 2-го ранга». Перед 1МВ служил механиком на императорской яхте «Штандарт». К моменту назначения на эту должность Михаил Александрович был уже настоящим боевым офицером. За его спиной – длительные заграничные плавания и сложные боевые операции. Среди его наград ордена: святого Станислава 2-й степени, святой Анны 3-й и 2-й степени, святого Владимира 4-й степени, Прусской короны 4-й степени, Турецкого Меджлиса 4-й степени.

Михаил Александрович Соловов был женат дважды. От первого брака имел сына Вячеслава и дочь Людмилу. Вторая жена Надежда Федоровна, дочь Федора Христофоровича Гросса, состоявшего тогда в должности флагманского инженера-механика и по совместительству начальника адмиралтейских Ижорских заводов. Кстати, Михаил Александрович прекрасно владел немецким языком, впрочем, как и его новые родственники – русским.

С июня 1917 года Соловов в звании полковника состоял в штате Управления Военного Воздушного Флота в должности начальника отделения по заводскому хозяйству. С марта 1918 Михаил Александрович на службе в РККА, он начальник Главвоздухофлота. По сути, Соловов стал первым советским руководителем ВВС РККА. Но уже через три месяца его понижают до начальника отдела, а затем переводят в распоряжение ВСНХ Республики. Затем еще более неожиданное (или ожидаемое) понижение до руководителя трубного производства Ижорского завода и неожиданная командировка на Урал, на Шайтанский завод.

В Петербург Михаил Александрович не вернется уже никогда. О чем он думал, глядя долгими зимними вечерами на лед Нижнего пруда, на гребни окрестных гор, на застывшую доменную печь Шайтанского завода? О семье, учебе в Морском училище, о боевых товарищах, встречах с императором? Евгения Федорова (Селезнева) вспоминала: «До революции был он ни много ни мало старшим механиком на «Штандарте» – яхте его величества, последнего российского императора Николая II. Рассказывал он, что на яхте завтракал он за одним столом с царем, цесаревичем Алексеем и императрицей Александрой Федоровной. Он не раз видел на яхте Распутина и даже здоровался с ним за руку. Вся его жизнь была как феерическая история, полная приключений и удивительных случаев. А рассказывал он очень живо и интересно».



"Первая" труба Шайтанского трубопрокатного завода (фото на память). Сидят на корточках слева направо: Соловов Михаил Александрович, технический директор предприятия; Чекасин Николай Никитич, уполномоченный руководитель предприятия. Рядом стоит рабочий с заготовкой для пресса. В центре снимка другой рабочий держит трубу. 1920 год, июль.

В Шайтанском заводе Соловов провел почти два года. В 1923 году он принимает предложение возглавить трест «Гормет». И вот он в Екатеринбурге. У него есть работа, и есть планы. К сожалению, его должность (увы, опять – технический директор) не приносит ему ни удовлетворения, ни денег. К тому же, Екатеринбург начала 1920-х, это не Петербург 1900 годов. Михаил Александрович в отчаянии, он бросает дела и уезжает еще дальше от Петербурга. Лет десять он проведет в Китае, где у него был брат или еще кто-то. Но вот – ностальгия!.. Хотя ему основательно не советовали, да и сам опасался, но… все же вернулся на родину. На свою голову вернулся! Хорошо еще, что сразу не расстреляли.

Соловова спасла профессия. Есть где-то у Онежского озера гора Пудож, а в ней месторождение титано-ванадиевых руд – копия шайтанского месторождения, что рядом с горой Волчихой. Руды эти в обычных доменных печах плавились плохо. И вот под бдительным оком 3-го управления БелБалтЛага небольшая команда заключенных, человек тридцать – металлургов, электриков, химиков, механиков – была призвана создать установку вращающихся электропечей, где бы плавился титан под сильным давлением какого-то газа. Мы не можем оценить заслуги Михаила Александровича на поприще плавления титано-магнетитов. Возможно, они оказались не столь впечатляющими, как заслуги его шурина Евгения Федоровича Гросса, члена-корреспондента АН СССР, сумевшего не только «отработать» 10-летний приговор, но получить «на ниве» оптики полупроводников всевозможные звания и премии, включая и Сталинскую, и Ленинскую.

В конце 1930-х годов лагерная судьба определила Михаила Александровича на берега реки Кеми. Здесь у самого ее устья при впадении в Белое море находился женский производственный лагерь «Швейпром». Были в лагере и мужчины, занятые исключительно на «мужских» работах (механики, наладчики, инженеры и т. д.). Как в любом другом лагере было здесь начальство. И начальству было скучно. И начальство решило устроить театр. Соловов оказался среди театралов. «Увы, нельзя сказать, чтобы он отличался актерским дарованием, – вспоминала Евгения Федорова. И это странно – ведь в жизни он был прекрасным рассказчиком. А сцена – как гипноз – сразу сковывала и парализовывала его». Творческие неудачи Михаил Александрович переживал с большим огорчением, особенно когда приходилось «снимать его с роли», но они не могли повлиять на его стремление жить театральной жизнью, делать для театра хоть что-нибудь. «Быть хотя бы осветителем или создателем всевозможных эффектов – «грома», «молнии» и тому подобного. Тут он был на высоте! Он проявлял максимум изобретательности и со знанием дела эксплуатировал и обслуживал технику. В общем, оказался весьма полезным и нужным членом театра!»

В 1941 году Михаил Александрович Соловов умер в лагерном лазарете.

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Комментарии (11):

Deceiver
+552

Валить надо было вовремя

MrNo
+6

Зря вернулся, предупреждали же.

RStiefel
+130

Михаил Александрович был очень разносторонним человеком. погуглил, И да23.gif, он был первым советским главнокомандующим военно-воздушными силами. Он первый, а маршал авиации Шапошников – последний. Круто. http://www.airaces.ru/nachalniki-i-komanduyushhie-rkkvvf-vvs-rkka/

Fenix
+93

никакая работа ,так и не заменила ему службы на императорской яхте. Ня то....Если только Главупр авиации.

sasa
+6

тоже достаточно интересная личность это Игорь Дятлов, тоже с первоуральска! который погиб вместе с группой туристов при загадочных обстоятельствах в 1959 году у перевала названный в последствии в его честь! надеюсь про него тоже напишут и не забудут

читаю комменты его современников и знакомых: был очень умен,изобретателен и незауряден! зададки лидера у него были выше чем у Бориса Ельцина(это говорят люди знавшие их обоих) и всегда добивался своих целей! В общем очень достаточно интересная личность! 2 февраля как раз было 60 лет гибели туристов дятлова

+341

Валентин Пикуль сюжет своего романа -- "Три возраста Окини-Сан" не с данного человека списал ?

У главного героя примерно такая же судьба -- от мичмана до адмирала . Неприятие революции , нищенская жизнь в Китае . Смерть в безвестности .

E-HOT
-13

тоже достаточно интересная личность это Игорь Дятлов, тоже с первоуральска! который погиб вместе с группой туристов при загадочных обстоятельствах в 1959 году у перевала названный в последствии в его честь! надеюсь про него тоже напишут и не забудут

Про них и так уже писано-переписано, в инете масса интервью с друзьями и родственниками, родная сестра Игоря проживает в Первоуральске, жива, здорова. Есть много её рассказов про брата.

Например вот: http://www.regulustar.ru/dytlov-rec/

Игорь оказывается учился в 12ой школе.

E-HOT
-13

Валентин Пикуль

Пикуль это замечательно.

RStiefel
+130

трубы и авиация, казалось бы… чего общего, ан нет… общее есть и пример Соловова не единственный. я позволю себе несколько интересных фактов из воспоминаний Анатолия Маргулиса, ведущиго научного сотрудника Всесоюзного трубного НИИ, кандидата техн. н. В 1978 году он по просьбе КБ Туполева проводил исследование трубок снятых с самолета Boeing 707, сбитого советским истребителем Су-15ТМ в небе над Кольским полуостровом. Да сбивали мы гражданские самолеты Южной Кореи и до 1983 года. Это произошло 20 апреля 1978 года, Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже, на борту находились 97 пассажиров и 12 членов экипажа. Случилось так, что Боинг отклонился на 60 км от финской границы и вошел в возд пространство СССР и был атакован. кто-то пишет, что было выпущено 2 ракеты, кто-то – 3. Короче, одна ракета попала в крыло и отделила фрагмент крыла и вывела из строя крайний двигатель. Другая ракета попала в отделившийся фрагмент, ее осколки (насчитали больше 100 пробоин) пробили фюзеляж и вызвали разгерметизацию салона. и только мастерство КВС спасло пассажиров, он посадил самолет на лед лесного озера. 2 пассажира погибли от осколков ракеты, 13 было ранено. Как водится самолет разобрали и…

RStiefel
+130

Маргулис вспоминает: "Сотрудники нашей лаборатории и металловеды осмотрели трубку с "Боинга" и первоначально решили, что это обычная холоднокатаная бесшовная труба. От трубки отрезали несколько поперечных образцов (темплетов), отшлифовали их, протравили для выявления микроструктуры стали и начали рассматривать под микроскопом. И тут нас ожидал сюрприз. Микроструктура небольшого участка трубы (около 1 мм) незначительно отличалась от структуры остальной части, причём это повторялось на всех темплетах в одном и том же месте! Это могло свидетельствовать только об одном: в этом месте находился сварной шов, т.е. труба была не бесшовной, а сварной. Но, во первых, структура металла в зоне сварки должна очень сильно отличаться от структуры основного металла, здесь же эта разница была небольшой, и, во вторых, мы не могли себе представить, что труба столь ответственного назначения будет сварной. Ведь малейшая трещина топливопровода может привести к пожару и взрыву самолёта. При монтаже самолётного топливопровода трубы изгибают в разных направлениях, при этом скрытые дефекты металла могут превратиться в открытые трещины. Мы вспомнили, что недавно разработан новый метод сварки - микроплазменная сварка.Именно эта технология могла обеспечить столь высокое качество. Но в СССР существовали только лабораторные установки, до промышленного производства труб по такой технологии было ещё далеко. Мы попытались изготовить бесшовные трубы такого же размера и качества. Однако ЦНИИЧЕРМЕТ выплавил сталь низкого качества, из которой хорошие трубы не получились. Таким образом, технологию изготовления топливопроводных труб "Боинга" мы определили, но изготовить трубы по этой технологи не смогли".

sasa
+6

Про них и так уже писано-переписано, в инете масса интервью с друзьями и родственниками, родная сестра Игоря проживает в Первоуральске, жива, здорова. Есть много её рассказов про брата.

Про Дятлова если и написано но обычно в общих чертах! Сейчас хотя бы хоть какаято есть информация, а раньше практически не было!! Обычно раньше если вобьешь в поиск игорь дятлов то появлялось только информация о трагедии! Да и сейчас ходят слухи про некоторых участников походов что агент кгб и т.д. А вообще не помешало бы посвятить книгу игорю дятлову и вынести за скобку тот трагичный поход! Редкие детские фотографии, воспоминания, увлечения тогдашней молодежи, какую музыку слушали, фильмы смотрели, о походах и туризме в 50х!! Это все было бы достаточно интересно, темболее это затрагивало целое поколение наших бабушек и дедушек, послевоенного периода!! Ну это так мысли

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.