Наверх

«МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ…» (С)

Если просканировать просторы Интернета на тему «Образование в России и СССР», то можно обнаружить существование двух враждебных группировок. Одна, имперская – воспевает дореволюционный порядок народного образования. Другая, советская – делает ставку на доперестроечную советскую систему. Форумные битвы редко приводят к консенсусу (не для того они затеваются), облив друг друга грязью, стороны, обычно, «остаются при своих» – здравая срединная позиция оказывается почти всегда невостребованной.

Вначале несколько замечаний: ведь, порой, даже специалисты, работающие в образовательной сфере, имеют довольно смутное представления о школах «крепостной России», а в умах подавляющей части населения страны прочно отложилось пренебрежительное отношение к «двум классам приходской школы».

Итак, первые массовые образовательные учреждения появились в Билимбаевском и Шайтанском заводе в 1820-е годы. Это были частные заводские школы (училища). В Шайтанком заводе было одноклассное училище с 4-летним курсом обучения, а в Билимбаевском заводе – двухклассное училище с 5-6-летним курсом.

Подробно о Билимбаевском училище (образца 1870-х годов) рассказал его ученик Леонтий Воеводин, ставший впоследствии одним из основателей бухгалтерской науки на Урале и награжденный за научные труды бронзовой медалью Международного конкурса счетоводства в Лионе (Франция).

Особого времени для приема в Билимбаевское училище не было – ученики поступали в школу в любое время. Возрастного ценза тоже не существовало. Можно было начинать и заканчивать учебу в любом возрасте, все зависело от благосостояния родителей и способностей конкретного ученика. Учебный день в училище был разбит на два периода. Первый утренний – с 8 до 11 часов, второй послеобеденный – с 13 до 16 часов. Характерной чертой «графского» училища был довольно качественный уровень преподавания. Учителя там, как правило, назначались из молодых людей, окончивших курс в Петербургской Строгановской школе, или в Московской земледельческой школе. Среди учителей можно было встретить управляющих округами и заводами – эта сфера их деятельности была такой же официальной, как и основная работа.

Комната 1-го класса, рассчитанная на 80 человек, была достаточно светлой (четыре окна выходили на восток, а два на юг) и довольно большой – длиной около 15, а шириной около 9 метров. Кафедра возвышалась на площадке, с нее хорошо было видно всех учащихся. Перед кафедрой по центру комнаты стояли, выстроенные в правильный четырехугольник, однообразные (за исключением первого) столы. Каждый стол был рассчитан на десять человек (в случае нужды за ним могли поместиться и пятнадцать). Всего столов (их называли классами) было восемь. Первый стол занимали вновь поступившие, поэтому он быстро обновлялся – смышленые ученики переходили на следующие столы-классы. Первым кандидатом для перевода в высший класс являлся «первый ученик», и поэтому сделаться им было весьма важно. Иногда перемещение происходило вне очереди, более способные обгоняли своих менее способных товарищей, и случалось, оставляли их далеко позади. Все восемь столов, стоящих в большой комнате, составляли первое отделение училища, или 1-й класс. В нем обучались азам чтения, письма и арифметики.

Мы не будем отвлекаться на гуманитарные предметы, ограничимся точными науками. Арифметика в 1-ом классе преподавалась двумя способами. Первый способ состоял в том, что учеников учили считать на счетах, а при втором способе школьники занимались вычислениями по специальным таблицам. На первом столе изучали цифры от 1-го до 10, а затем от 10 до 100. Второй стол должен был знать трех и четырехзначные цифры. Третий – 5-ти, 6-ти и 7-значные цифры. В четвертом полагалось знать биллионы, триллионы и квадриллионы. Пятый и шестой стол упражнялся в устном сложении и вычитании, а седьмой и восьмой учили таблицу умножения и занимались «умственными счислениями на умножение и деление». Каждый год из 100 первоклассников во 2-ой класс переводили не более 20 человек. Учебная программа во 2-м классе состояла из трех предметов. Закон Божий и курс русского языка мы пропустим. Нас интересует только арифметика. Перешедшие во второй класс ученики изучали четыре действия над простыми и сложными числами, действия над простыми и десятичными дробями, непрерывные дроби, пропорции (арифметические и кратные), смешения (тройное и ценное), проценты, извлечение квадратных и кубических корней. На базе арифметики фрагментарно изучалась геометрия и основы технического черчения.

В таком виде (частное) училище в Билимбае просуществовало почти до конца XIX века. В 1880-е годы оно было переформатировано в двухклассное сельское училище Министерства народного просвещения, а в начале XX века стало называться «Билимбаевское двухклассное училище (без приставки «сельское») Министерства народного просвещения (Оренбургский учебный округ) с 5-летним курсом обучения». В Шайтанском заводе частное заводское училище в 1870-е годы было преобразовано в земское смешанное училище. Параллельно с этими учебными заведениями в этих заводах имелись также церковно-приходские и женские народные школы.

Следует признать, что обучение в Билимбаевском «графском» училище было основательным. Его превосходные качества были подтверждены его выпускниками. Среди них: управляющие заводами, инженеры, техники, экономисты, общественные деятели, политики… И даже министры. Первый министр нефтяной промышленности Советского государства (с 1926 по 1929 годы занимал должность старшего директора (министра) Директората (министерства) нефтяной промышленности ВСНХ СССР) д. т. н. Иван Николаевич Стрижов родился в Билимбаевском заводе в семье крепостного и там же в Билимбае окончил заводское училище. Качество «билимбаевского» образования сохранилось и после перехода училища в «государственные руки». Василий Алексеевич Зубов (сирота, воспитывался теткой) вспоминал: «Имеющегося у меня диплома Билимбаевского 2-х классного министерского училища было недостаточно для зачисления в офицерскую школу и меня обязали сдать дополнительные испытания по программе за шесть классов гимназии. Грамотные товарищи помогли мне. Испытания я выдержал и в том же году окончил Петергофскую школу прапорщиков и был направлен на фронт». По данным подворной переписи Екатеринбургского уезда, в 1912 году в Билимбаевском заводе грамотных мужчин (старше 8 лет) было – 59,2 %, а женщин – 44,8 % от всех жителей. Для тех лет показатели более чем достойные. В рейтинге женской грамотности среди 61 волости Екатеринбургского уезда Билимбаевская занимала пятое место.







Справедливости ради, отметим, что не заводские училища (и не городские гимназии) играли главную роль в народном просвещении Российской империи. Большинство крестьян в России получали самое примитивное образование. По свидетельству современников: «До обучения крестьянин был мужик неграмотный, а после окончания школы оставался тем же мужиком, только малограмотным».

Предлагаю читателям колонки «Краеведение» посмотреть на представленные артефакты, оценить степень «образованности» предков и порассуждать о качестве советского образования. Для более полного представления об особенностях дореволюционного образования представлю имеющиеся в моем архиве документы: Диплом Уральского Горного училища и справку об окончании гимназии с перечнем предметов, изучаемых в этих учебных заведениях. И для полноты картины – Свидетельство об окончании Уральского политехнического института 1928 года (обратите внимание на тему дипломной работы).










Автор: Н.В. Акифьева ©

Комментарии (16):

sasa
+6

спасибо за статью! очень интересно

sasa
+6

мне больше по душе дореволюционное, российское!! больше нравится подход к обучению и воспитанию, так же там и было раздельное женское и мужское обучению, что мне кажется было более целомудреннее! единственный плюс советского образования это конечно доступность и массовость, что в конечном итоге и убило подход к обучению; и потеряло значимость и профессионализм ! учителя мне кажется были более мудрее в российской империи!! и советское-российское образование по большей части не котируется в европе, по этой же причине по доступности и не профессионализму! допустим можно иметь 100 вузов или университетов, но с качественным образованием будет 1-2! российское образование тоже не котируется, учится все по старым учебникам, старым подходом, онлайн или интернет обучение тоже убивает подход получения знания, очень много покупаются дипломов, а заочное обучение так вообще на самом низком уровне! и ясно уровень нынешних выпускников! нужна глубокая модернизация учебных заведений, лучше иметь 1-2 вуза с качественным образованием, чем 100 вузов с образованием которое не нужно ни где! еще обучение должно быть больше подходить к индивидуальным подходом к каждому ученику, нынешнее образование убивает всякую индивидуальность ученика, допустим ученик будущий гений физики а ему по литературе ставят 2 и тем самым делают сложнее ученику, в его случае должны были ему помогать в достижении новых успех в физике, а не мучать его и унижать в чем он не силен! еще и ЕГЭ зделало планку ниже образования

Fenix
+94

так же там и было раздельное женское и мужское обучению,

После войны в Первоуральске тоже было раздельное обучение. Школа 7 и 10 например.

HBA
+173

После войны в Первоуральске тоже было раздельное обучение. Школа 7 и 10 например.

Про 10 школу уточню (у интерната): до 1944 года – она смешанная, с 1944 по 1954 годы – женская, а 1954 – снова смешанная (в 8-е классы к девушкам пришли юноши из 7 школы). В 1962 году 10 школа «переехала» на ул. Трубников. В 1955 году и в 1956 году в 10 школе в 9-х и 10-х классах было соответственно по 25 учеников обоего пола. Кстати образование до 1956 года (с октября 1940 г.) в 8-х, 9-х, и 10-х классах средних школ было платным – в Первоуральске 150 рублей в год. Если судить по фамилиям выпускников 1956 года 10 класса 10 школы – это, в основном девушки и некоторые фамилии перекликаются с фамилиями начальников цехов и вообще "элиты". Причина такого отбора, наверное, даже не столько в 150 рублях, которые нужно было заплатить за годовое обучение (хотя для многих и эти деньги становились преградой к высшему образованию), а понимание родителями важности и нужности вышки для карьеры и жизни.

Fenix
+94

Спасибо, Нина Валентиновна, я ждал этого комментария.2.gif

Vir63
+66

понимание родителями важности и нужности вышки для карьеры и жизни.

Согласен, во многом зависит от понимания родителями. В советское время очень много встречал рабочих, считающих, что "вышка" - это для них лишнее, т.к. они на своем рабочем месте (кузнец, прокатчик и т.д.) зарабатывают чуть ли не в два раза больше "инженеришки".

Fenix
+94

ага, я так и считал, несмотря на то, что родители и родные советовали учиться. А надо было заставить, что ли. Помню, всё один родственник всё рассказывал про хлеб с маслом. А я ему и отвечал, что я, в отличии от него, с его окладом, и ем этот хлеб с маслом сейчас, да ещё с колбасой. Долго это продолжалось. Давно ли образованные стали больше получать, чем квалифицированный рабочий? Сейчас да..., понасчитали себе зарплату некоторые.

E-HOT
-14

Сейчас да..., понасчитали себе зарплату

А я говорил

HBA
+173

понасчитали себе зарплату некоторые.

Не поручусь за точность данных, мне говорили, что инженеры-конструкторы и инженеры-электроники, работающие на производстве, деньги «не гребут лопатой», а по льготам (отпуск, вредность и пр.) вообще теряют по сравнению с квалифицированными рабочими. Как я понимаю, «неприличные» оклады у начальников цехов, их замов и у прочих менеджеров, "коим нет числа". Кстати, тот же источник говорил, что даже ПТУшников ориентируют сегодня на менеджмент (через 10 лет – начальник цеха))).

Deceiver
+554

Ну, должен же быть социальный лифт. Высокооплачиваемая должность не должна передаваться по наследству

Pervach
+230

ПТУшников ориентируют сегодня на менеджмент (через 10 лет – начальник цеха))).

Видимо это связано с низкой популярностью технических специальностей, и высоким желанием выпускников сидеть в отделах подальше от шумных цехов17.gif

-30

ПТУшников ориентируют сегодня на менеджмент (через 10 лет – начальник цеха))).

начальник цеха - ПТУшник с десятилетним стажем работы , это те например ушлепки кто соревнуется в объеме выдыхаемого дыма от вейпа стоя напротив техникума , нимало не скрываясь от преподов . соответственны будут и результаты его "деятельности " . в данном случае что фазанка что "колледж " - без разницы

missing
-735

Автомобиль покупать, или брать такси? Такси зачастую дешевле. Но автомобиль - это другой образ жизни.

Высшее образование (если оно настоящее) - это другой образ жизни. Даром что квалифицированный рабочий может зарабатывать больше инженера.

Я-то в обеих шкурах побывал. Знаю.

Fenix
+94

Зарабатывать хорошо должны все высококвалифицированные специалисты. Наличие диплома ,это необязательно ещё высокая квалификация.Есть ещё качественная , работа выполняемая специалистом. Раньше полно было спецов с образованием на должностях, всяческих зам-пом-помов. Занимались они непонятно чем .И оклад у них был 120 рублей , и это правильно. Убрать половину из цепочки, на работе никак бы не сказалось. А зарплату увеличить вдвое. Сейчас в другую крайность вдарились, 70 лимонов в месяц, пусть рублями, это как же нужно работать...

missing
-735

Наличие диплома ,это необязательно

Я не о дипломе, - об образовании. Близко знал великолепных специалистов, которые диплом получали в Первоуральском техникуме, уже будучи на высоких постах, только лишь для того, чтобы не раздражать отдел кадров. .Но по образованности, развитию, мне с моими дипломами до них не дотянуться - талантливые самоучки, которые учились у жизни непрерывно. Но это обычно на постах упрвленцев. На инженерных все-таки желательно систематическое образование.

-1

Кстати, тот же источник говорил, что даже ПТУшников ориентируют сегодня на менеджмент (через 10 лет – начальник цеха))).

Да, это наверное так сейчас на пнтз. Под эгидой "белой металлургии". Для меня это сомнительно. Как он буден начальником цеха, когда он глубинные процессы не знает? Надо с азов, с простого роботяги подниматься. А предлагается, пришел, отучился, и сразу руководящюю должность.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.