Наверх

ПОРТРЕТ

В 1752 году Софья Ширяева (девушке было в ту пору 16 лет) вышла замуж и стала Демидовой. Болтали, что Софья Алексеевна вышла замуж за Никиту Никитича Демидова младшего не по своей воле, а "любя своих братьев, старалась извлечь их из бедности, и доставила им за низкую цену и без роста железный от мужа завод". Отметим, что предприятие, о котором идет речь, – это два Шайтанских завода, Верхний и Нижний (сегодня – город Первоуральск). Демидов тогда передал родственникам жены все заводское имущество и весь штат крепостных работников, оставив за собой немногих: приказчика Ивана Широкова, караванных Никиту Денисова и Андрея Серебрякова, слесарей Василия Крючка, Филиппа Грачева, сына резчика Клима Кириллова, кузнеца Мифана Маха и живописца Василия Заица с их женами и детьми.

История, которую я собираюсь рассказать, случилась через десять лет после свадьбы, еще в те спокойные времена, когда владелец Шайтанского завода Никита Никитич Демидов младший жил мирно со своей супругой Софьей Алексеевной в центре Екатеринбурга, на берегу пруда в собственном доме с усадьбой. Для молодой и богатой дамы жизнь в провинциальном «казенном» Екатеринбурге, где еще генерал Геннин «запретил» все известные социальные язвы, была скучна и однообразна. Зимние катания на санях по городским улицам, да праздничные застолья в офицерских домах – вот, пожалуй, и все доступные забавы для замужней молодой женщины. И на тысячу верст вокруг ни одного «приличного» города. В таких условиях даже поездку к родственнику на Тагильские заводы, можно считать развлечением.



Портрет Акинфия Никитича Демидова (слева), художник Гроот, Нижнетагильский музей заповедник и портрет Никиты Акинфиевича Демидова (справа), художник Токе, коллекция Государственного Русского музея (подобный портрет забрала Софья Алексеевна из Нижнего Тагила)

Известно, что хозяин Тагильских заводов, Никита Акинфиевич Демидов (двоюродный брат нашего Никиты Никитича), на Урале не жил, последний раз был он здесь в 1758 году. Но чтобы подчиненные не расслаблялись и хозяина не забывали, распорядился портрет свой, копию полотна кисти французского придворного живописца Луи Токке, "поставить и хранить в доме моем". В один из таких приездов Софья Алексеевна увидела портрет. Атлас, кружева, золотое шитье дорогого и модного французского кафтана, манерная, небрежно-грациозная поза, эфес шпаги, причудливые складки дворцовой драпировки на заднем плане – все это произвело неизгладимое впечатление на Софью Алексеевну. Уже сам заказ подобного полотна у придворных живописцев говорил о финансовых возможностях и о положении в обществе.

Как бы там ни было, Софья Алексеевна получила картину в подарок. В переписке Никиты Акинфиевича Демидова с нижнетагильской заводской конторой имеется упоминание о том. В письме от 2 марта 1764 года, заводчик сообщал: "При сем посланы портреты, которые содержать в Нижнетагильском доме моем: первый – покойного государя родителя моего Акинфия Никитича; второй – мой, вместо взятого невесткою Софьей Алексеевной…"



Портреты Никиты Никитича Демидова (младшего) и его супруги Софьи Алексеевны (такими мы их знаем сегодня)

Вероятно, для Софьи Алексеевны этот портрет являлся эталоном того, как должен выглядеть настоящий дворянин. Возможно, она хотела убедить мужа сделать подобный портрет или заказать собственный. К сожалению, портреты Никиты Никитича младшего и его супруги Софьи Алексеевны, если они и были написаны, не дошли до нас. Во всяком случае, исследователи не видели эти портреты и им ничего неизвестно об их существовании. Но это, разумеется, не значит, что таких картин не существует вообще. Возможно, хранится в запасниках музея или картинной галереи полотно середины XVIII века, кисти крепостного художника Василия Заица, с изображением неизвестного дворянина с супругой.

Источники:

1. Акифьева Н.В. Первоуральск: события и люди / Нина Акифьева. — Екатеринбург: Урал. рабочий, 2019. – 495 с. ISBN 978-5-85383-750-8.

2. Павлюкова Н.А. Три портрета Н.А. Демидова кисти французского живописца Л. Токке: к вопросу о социально-культурном облике заводовладельца // Творцы уральской металлургии.

Н. В. АКИФЬЕВА ©

Это очень старая публикация. Возможность комментирования была отключена.