Наверх

ОТ ФЕВРАЛЯ ДО ФЕВРАЛЯ (1917 – 1918)

”Кончился старый 1916 год. Тяжелый, страшный и ужасный он ушел наконец”, – со вздохом облегчения сообщали “Екатеринбургские епархиальные ведомости” в своем первом номере за 1917 год. В конце января Екатеринбургский епископ посетил Шайтанский и Билимбаевский заводы, где вместе с паствой молился о том чтобы Господь даровал нашему Царю и его Христолюбивому воинству победу да тихое спокойное “житие во всяком благочестии и чистоте”.

Февральскую революцию, до момента отречения Николая II, в Шайтанском заводе никто практически не заметил. Тем более, что екатеринбургские газеты находились тогда под прессом губернаторской цензуры. И в то время, когда на фронте “разлагалась” армия, а Петроград “захлебывался” стачками и забастовками в Шайтанском заводе царила “тишь да гладь да божья благодать”.

4 марта информация об отречении Николая и Михаила Романовых от престола докатилась до Шайтанки и молнией ударила со страниц екатеринбургской газеты “Уральская жизнь”: “Старая власть, приведшая нашу родину на край гибели, больше не существует”. 6 марта Екатеринбургский гарнизон заявил, что передает себя в распоряжение городского головы как представителя городского самоуправления и нового правительства. 7 марта екатеринбургские газеты выходят с аншлагом “В свободной России”. 10 марта в Екатеринбурге проходит парад в честь “русской революции”. Полиция “присягает” городу и трансформируется в милицию. И вот уже в Перми арестован губернатор, а епископ Серафим приветствует Временное Правительство и разрешает духовенству участвовать в народных собраниях “по поводу политических событий, ведущих дорогую Родину на путь светлого будущего” и митингах, на которых бывшего государя иначе как “Николай Кровавый” никто не называет. Кадеты, эсеры, меньшевики, большевики, анархисты – как грибы после дождя.



Артель “Трудовик”, 1915 год. Фото из фондов АОА ГО Первоуральск.

От “городских” вестей заводское население Шайтанки только “вздрагивало”, но переворота в вялотекущей общественной жизни они не производили. Управляющий Шайтанскими горными заводами Иосиф Наумович Чайкель, пользуясь инертностью местного населения, руководил негласно всеми политическими, экономическими и общественными процессами. Новообращенные эсеры во главе с председателем артели «Трудовик» Иваном Блохиным в дела Чайкеля не вмешивались. Протоиерей Ал. К. о настроениях, царивших в заводах, писал: “Первое известие о революции застало меня в селе Шайтанском Екатеринбургского уезда… Слушая рассуждения населения и смотря на толпы идущих в храм людей, невольно думалось мне: “Русская революция, сопровождающаяся молитвой и благодарением Богу, не похожа на французскую, разразившуюся страшными, безумными и буйными нападками на веру Христову… Нет, русский народ “богоносец” […] не замарает своих рук грабежом храмов и кровью священнослужителей”. Осенью с фронта, один за другим, стали возвращаться солдаты. В октябре 1917 года в Билимбае появилась Мария Николаевна Туркестанова, член РСДРП с 1907 года (партийная кличка Марица), в районе сразу активизировались большевики. Чайкель заволновался…

В последних числах октября “рвануло” сильней, чем прежде. Новость привез секретарь Шайтанского Совета Иван Цедилкин: “Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов… Дело, за которое боролся народ, – немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание советского правительства, – это дело обеспечено…” На разгон Учредительного Собрания народ никак не отреагировал. Ни в городе, ни в заводах противодействия большевикам никто не чинил. Власть и до этого события находилась в руках Советов. Там она и осталась. Чего нельзя сказать про управляющего Шайтанскими заводами. “За саботаж” Иосифу Наумовичу Чайкелю пришлось переехать на время в Екатеринбургскую тюрьму. Впрочем не ему одному. Там же в Екатеринбургской тюрьме оказался и предыдущий управляющий Шайтанскими завода Антон Евгеньевич Гутт.

Из биографии: На первый взгляд может показаться, что владельцы Шайтанских заводов отдавали предпочтение иностранцам-немцам. Это не так. Антон Евгеньевич Гутт: во-первых, российский гражданин, а во-вторых, француз. Кстати, Иосиф Наумович Чайкель тоже не немец. Семейство Гуттов появилось в России на рубеже XVIII и XIX веков, сбежав от ужасов французской революции. Антон Евгеньевич родился в Москве в 1880 году в семье врача Московского воспитательного дома. После окончания реального училища в 1898 году он поступил в Петербургский горный институт. В 1904 году был исключен за участие в студенческих забастовках. Восстановлен в 1908 году. В 1910 году окончил институт с золотой медалью. С 1911 по 1913 годы трудился помощником управляющего Шайтанскими заводами. До 1917 года был управляющим Шайтанским горным округом. В меру сил и возможностей ему помогала жена. «Для учеников и учениц на Рождество Лидия Александровна Гутт обычно устраивала елки. Увидев при этом бедственное материальное положение некоторых учащихся, госпожа Гутт основала кружок «Общества помощи учащимся». При содействии местных священников и учительского персонала выработала Устав и съездила в Пермь к господину начальнику губернии, испросив разрешение на учреждение “Общества”. Помощь бедным оказывается одеждой и обувью». В марте 1917 года Антон Гутт был избран заместителем председателя Совета горнопромышленников Урала. К большевистскому перевороту в октябре 1917 года он отнесся негативно. В декабре 1917 года был арестован, но освобожден под личное и имущественное поручительство Н.Ф. Магницкого и А.И. Фадеева. Позднее Александру Фадееву поручительство “встало боком”, он в числе двадцати заложников был расстрелян большевиками “за комиссара Малышева”. В августе 1918 года Гутт был избран председателем Уральского промышленного комитета и занял пост Главноуправляющего горными делами во Временном областном правительстве Урала (первые строчки в историческом списке Глав горнозаводской администрации Урала занимают Татищев и Геннин, а закрывает этот список Гутт). После освобождения Гутт уехал на Украину, служил профессором кафедры маркшейдерского дела Днепропетровского горного института, был деканом горного факультета. 17 марта 1937 года он был арестован по так называемому “Пулковскому делу”, за принадлежность к украинской националистической “фашистской контрреволюционной организации” “Академический центр”. 3 сентября 1937 года бывший управляющий Шайтанскими заводами Антон Евгеньевич Гутт был расстрелян в Киеве.

Наступил январь 1918 года. Восторги прошлогоднего февраля развеялись, как вчерашний дым. Было холодно, тоскливо и совсем не сытно. В волостных Советах медленно “варилась” политическая солянка. Шайтанский волостной Совет: “Старые самоуправления ликвидированы. Их функции возложены на Совет. На местную буржуазию наложен налог. Приняты меры к борьбе против контрреволюции. Есть отряд в 60 человек, преданный Совету”. Билимбаевский Совет: ”Партийный состав Совета: 19 левых и 42 правых. Совет разбит на отделы, но работа в них стоит очень низко. Организационная работа в волости отсутствует. Красноармейцы инертны. Местные купцы обложены контрибуцией в пользу Совета”. Ревдинский Совет: “Состав Совета: 9 большевиков-коммунистов, 2 левых эсера и 34 беспартийных. Представители правых партий вышли из Совета. Организуются отряды Красной Армии”.

Четвертого февраля 1918 года Шайтанские большевики обсудили вопрос о добровольной записи желающих пойти на фронт “в защиту Петрограда”. Пятого февраля 1918 года в 9 часов утра добровольцы собрались у здания Шайтанского Совета и “после нескольких боевых речей двинулись на станцию Хромпик” и уехали в Екатеринбург. В холодном февральском ветре витало предчувствие надвигающейся гражданской войны…

Примечание: даты в тексте даны по старому стилю.

Источники:

Акифьева Н.В. Первоуральск: события и люди / Нина Акифьева. – Екатеринбург: Урал. рабочий, 2019. – 495 с. ISBN 978-5-85383-750-8.

“Уральская жизнь”, “Зауральский край”, Екатеринбургские епархиальные ведомости”

Н. В. АКИФЬЕВА ©

Комментарии (16):

Frol_Kurganov
+173

февральская революция была ящиком пандоры

HBA
+202

Обратила внимание на диспут Ивана и Ньюса в соседней ветке... Хотела высказать коротко свое мнение. Но поняла, что коротко не получится и решила перенести разговор в колонку «Краеведение». Теперь по поводу переноса даты окончания войны. Лично мне непонятна причина, ради которой произошло переписывание истории. Не услышала я и внятных объяснений, кроме ссылки на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02/09/45г. «Об объявлении 3 сентября ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ над Японией». Дата 3 сентября – это просто дата праздника (вчера победили – сегодня празднуем). За ней нет никаких исторических процессов. Другое дело 2 сентября. В этот день был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Церемония происходила в Токийском заливе, на американской территории – на борту авианосца «Миссури» 2 сентября в 10 часов по токийскому времени (в Москве 4). Принимал капитуляцию Японии генерал Макартур (США). Советской делегацию представляли генерал-лейтенант Кузьма Деревянко (подписал Акт от СССР), конр-адмирал Стеценко и генерал-майор авиации Воронов. Дата 2 сентября сразу была признана как дата окончания 2МВ. 3 сентября 1945 года газета «Правда» № 211 (9982) (в том же номере был опубликован Указ «О празднике победы») писала: «Второе сентября. Есть даты, которые на века остаются в памяти человечества. К таким датам принадлежит отныне 2 сентября 1945 года. Хищная, коварная и жадная Япония сложила оружие. Кончилась вторая мировая война. Мир вздохнул с облегчением. Мы услышали родной и любимый голос товарища Сталина, нашего вождя и Генералиссимуса. Он сказал: «Отныне мы можем считать нашу отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира. […]. Вторая мировая война кончена. Мы победили!». В другой статье того же номера читаем: «Возмездие. Час возмездия – его ждали долго, он настал, о нем говорил вождь. Москва, вся страна наша слушала его слово – простое и мудрое, правдивое и человечное сталинское слово, и всем своим большим сердцем откликался вождю наш народ. Второе сентября - день нашей славы, радости и счастья. Он останется в памяти современников, о нем будут знать потомки». «Правда» публикует и обращение Сталина к народу, где он в частности говорит: «2 сентября государственные и военные представители Японии подписали Акт о безоговорочной капитуляции. […]. Это значит, что наступил конец второй мировой войны». Почему сейчас дату окончания войны перенесли на 3 сентября? Если сделано в угоду политике, то это, на мой взгляд, неправильно. И еще – это совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд.

Ivan
+1467

Спасибо, Нина Валентиновна! Вы расставили все точки над i

А ещё мы дальше говорили об Истории, как науке. Совершенно очевидно, что История - это наука. А если так, то она оперирует исключительно фактами, собирает и систематизирует объективные знания. Как лично Вы относитесь к тем, с позволения сказать, историкам, которые допускают субъективную и зачастую конъюнктурную трактовку фактов?

HBA
+202

Иван, история может быть разной. 1) История объективная, то есть время прожитое в прошлом минута за минутой, час за часом – она невозможна в принципе. 2) История как объект исследования, то есть историк на основании своего личного интереса выхватывает из объективного контекста некую совокупность фактов и толкует их. Причем практически невозможно полностью адекватно отразить логику тех или иных документов, не восприняв физически контекст времени - Это история субъективная, в идеальном случае добросовестно субъективная. 3) Идеологизированная история, в которой речь идет не о прошлом, а о стремлении решить современные политические проблемы через параллели в событиях минувших дней.

к тем, с позволения сказать, историкам, которые допускают субъективную и зачастую конъюнктурную трактовку фактов?

История пишется людьми, поэтому ее подача субъективна, как я уже писала, в идеальном случае добросовестно субъективная.

News
+212

День Праздника победы над Японией. И все довольны)))

RStiefel
+213

Второе сентября - день нашей славы, радости и счастья. Он останется в памяти современников, о нем будут знать потомки»

дык, получается перенос дня окончания войны со 2 на 3 - это

стремлении решить современные политические проблемы через параллели в событиях минувших дней

даже в мелочах не могут ничего сотворить, что не сделают всюду - гнилые нитки, а ведь мы им свои деньги доверяем

Ivan
+1467

в идеальном случае добросовестно субъективная

Спасибо, Нина Валентиновна, ещё раз!

Как всегда, в любом сложном вопросе, необходимо выслушать профессионала, чтобы всё стало понятно, и исчезли противоречия. Ведь, действительно, историю пишут люди, значит она не может быть абсолютно объективной, но субъективность противоречит научности - так мне казалось. И из этих двух крайностей я выбирал первую. А Вы всё разложили по полочкам и показали, что вариантов гораздо больше двух. Так обычно и бывает в сложных вопросах, но мало кто в сложных вопросах по-настоящему разбирается 2.gif

RStiefel
+213

И все довольны)))

2 сентября 1945 на борту линкора "Миссури" представители стран-победительниц подписали акт капитуляции Японии, которую СССР победил только 3 сентября...

News
+212

2 сентября 1945 на борту линкора "Миссури" представители стран-победительниц подписали акт капитуляции Японии, которую СССР победил только 3 сентября...

Без СССР бы американцы и их сателлиты очень долго бы пытались победить Японию...

ZebStump
-5035

История - это многожильный кабель. (с)

RStiefel
+213

очень долго

News, возможно, да. я не специалист в военной истории, в №8 я лишь гротескно выпуклил, гы-гы, действие ИМХО поправки в закон "О днях воинской славы и памятных датах России", где статья 1 была дополнена абзацем: "3 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год)". Тогда как в старой версии Закона все было правильно: 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год), и 3 сентября (было и есть) - День солидарности в борьбе с терроризмом... Вопрос: зачем переписали историю? Зачем на трагическое событие наложили праздничное?

sasa
+7

А какая судьба в дальнейшем сложилась у Иосифа Чайкеля? Тоже расстреляли?

HBA
+202

Sasa, все что мне известно о Чайкеле я написала здесь: ПЕРВЫЙ УРАЛЬСКИЙ к 100-летию уральской трубной промышленности.. Шайтанский завод Чайкель покинул 11 июля 1919 года вместе с отступающими войсками "белых". На поезде он добирается до Иркутска, а дальше на перекладных до Минусинска. Здесь, в Минусинске, 1 сентября 1920 года Иосиф Наумович Чайкель был обвинен в антисоветской агитации и арестован. 6 ноября 1920 года он был осужден и сразу же амнистирован в честь 3-й годовщины Октябрьской Революции. О судьбе Иосифа Чайкеля после 1920 года я ничего не знаю.

+2

"Нет, русский народ “богоносец” […] не замарает своих рук грабежом храмов и кровью священнослужителей”"

Еще как замарает.

HBA
+202

Еще как замарает.

В 2002 году Екатеринбургская епархия огласила списки репрессированных священнослужителей с фамилиями, датами и причинно-следственными связями. По этим данным только в 1918 году без суда и следствия было убито, расстреляно, зарублено, утоплено 48 священнослужителей Екатеринбургской епархии. А учитывая, что кроме православных пострадали и представители других церквей и сект и просто церковные активисты, то список будет выглядеть еще внушительней. Всего же в период с 1918 года по 1944 год в Екатеринбургской епархии было репрессировано не менее 334 священнослужителей, 146 из них расстреляно.

Конкретно по по нашему городскому округу (по данным Валерия Лавринова) были репрессированы: 1) Чернышев Павел Иванович, священник церкви Уткинского завода, расстрелян 7 июля 1918 года в селе Арамильском Екатеринбургского уезда. 2) Максимов Илья Максимович, священник Петро-Павловской церкви п. Первоуральского, в 1929 году приговорен к пяти годам концлагеря. 3) Трофимов Василий Петрович, священник Петро-Павловского единоверческого молитвенного дома п. Первоуральского в 1930 году приговорен к пяти годам концлагеря. 4) Пузырев Иван Дмитриевич, протоиерей церкви п. Билимбай, в 1930 году приговорен к пяти годам концлагеря. 5) Азанов Петр Дмитриевич, священник церкви п. Билимбай, в 1937 году приговорен к расстрелу. 6) Ткаченко Кузьма Федорович, священник церкви п. Билимбай и благочинный церквей Первоуральского округа, в 1937 году приговорен к десяти годам лагерей. 7) Протопопов Федор Петрович, священник церкви с. Слобода Первоуральского района, в 1938 году приговорен к расстрелу.

Я еще дополню к списку Лавринова собственные данные. 8) В 1937 году в Билимбае вместе с священником Азановым был арестован дьякон Орлов Дмитрий Ефимович и приговорен к десяти годам лагерей без права переписки. 9) В 1931 году был арестован староста Билимбаевской церкви Дылдин Степан Михайлович и приговорен к пяти годам. 10) Коблов Евгений Иванович, бывший священник, сын священника, племянник священника работал пожарным на Билимбаевском заводе, в 1938 году арестован «за участие в контрреволюционной организации церковников» и расстрелян.

Из всех церквей в Первоуральском районе к 1940 году действовала лишь одна, Георгиевская церковь Уткинской слободы.

Ivan
+1467

Нина Валентиновна, только что у Глуховского подслушал про журналистику: "Никто не может претендовать на объективность, но должна быть беспристрастность". Мне кажется, очень похоже на то, что Вы написали про историю.

Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь.