Ученые «перепрограммировали» мозг

1 июля 2018 г. 10:20
Ученые «перепрограммировали» мозг

Группа исследователей, представляющих Массачусетский технологический институт, впервые сумела перепрограммировать нейроны в мозге живого существа. Этот эксперимент позволил лучше изучить явление, известное под названием нейропластичность. По мнению специалистов, назвать действия, произведенные с нейронной системой мышей, «перепрограммированием» в целом уместно.

Нейропластичность — свойство мозга (в том числе, человеческого), заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Чтобы лучше понять принципы, по которым нейропластичность проявляется, специалисты провели грызунам вскрытие черепа грызунам, после чего в некоторые нейроны первичной зрительной коры был введён ген белка GcaMP6, а в другие — ген CHR2, кодирующий белок родопсин. Первый из вышеуказанных белков является флуорисцентным, что заставалеят нейрон испускать свет при прохождении через него импульса, а второй - вызывает возбуждение нейронов в ответ на прямое облучение светом.

После этого грызуны стали иначе воспринимать точки, которые они видели на сером экране перед собой. Также учёным удалось наблюдать ряд процессов, связанных как с «перепрограммированием», так и с механизмами нейропластичности — изменения в активности белковых рецепторов AMPA, и изменение размера соединяющих клетки дендритных шипиков.

Исследование было опубликовано в журнале Science.

В марте этого года исследователи из Университета Южной Калифорнии разработали разработали чип, который при вживлении в мозг способен улучшать память. Специалисты рассчитывают, что подобные технологии могли бы использоваться в борьбе с нейродегенеративными заболеваниями. Незадолго до этого этого российскую ученые, представляющие государственную корпорацию «Росатом», сообщили о созданном им комплексе, который, как утверждается, может управлять «центрами желаний» в мозге человека и других живых существ.