Цены на взлете

Внутренние авиаперевозки убыточны?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, что годовая доходность авиакомпаний по внутренним курортным направлениям находится в отрицательной зоне - выручка не покрывает полную себестоимость перевозки. Об этом "Российской газете" рассказали в ведомстве по итогам проверки ценообразования авиабилетов. Эксперты же уверены, что перевозчиков долго сдерживал низкий спрос, но уже в 2018 году билеты начнут дорожать, чтобы догнать уровень рентабельности.

"С учетом сопоставимых по длине маршрутов, а также зарубежных курортов можно отметить, что большинство российских направлений убыточно и покрывается прибылью от международных линий и сетевого эффекта", - сообщили "РГ" в ФАС. Например, только за счет облета территории Украины на маршруте Москва - Симферополь расстояние превышает кратчайшее в полтора раза. Это влечет рост расходов и вынуждает перевозчиков уходить на более прибыльные направления, констатируют антимонопольщики.

Месяц назад ФАС направила российским перевозчикам запрос о предоставлении пакета документов, регламентирующих взаимоотношения авиакомпании и партнерских глобальных систем бронирования. Изначально претензии ведомства были связаны с тем, что стоимость перелетов в экономклассе необоснованно высока.

Антимонопольщики настаивали, что ряд компаний навязывают пассажирам тарифы без учета динамики спроса.

В качестве меры по снижению издержек и повышению доступности российских курортов, в частности Крыма, ФАС предлагает компенсировать затраты авиакомпаниям за счет соответствующего снижения их платежей в адрес Госкорпорации по организации воздушного движения. В случае необходимости доходная база госкорпорации может быть пополнена за счет индексации тарифов для иностранных авиакомпаний. "Такие меры приведут к увеличению доступных билетов для населения, в том числе и по "плоским" тарифам", - считают в ведомстве.

<em>Авиабилеты уже начали дорожать, потому что начал восстанавливаться спрос</em>

Из-за падения платежеспособности населения авиакомпании вынуждены сдерживать цены, генерируя убытки на многих направлениях, объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. За последние три года инфляция превысила рост тарифов в отрасли в два раза, отмечает он. При этом, по его мнению, в 2018 году тарифы неизбежно будут расти, пока не догонят уровень рентабельности. "Подорожание уже началось, потому что начал восстанавливаться спрос. Ожидается, что по итогам этого года будет перевезено примерно на 10 процентов больше пассажиров, чем в прошлом. Для компаний это сигнал отпустить цены", - продолжает Гусаров, добавляя, что экономить по-прежнему можно за счет гибкого ценообразования (покупки билетов за полгода до вылета, отдыха вне пиковых дат и т.д.).

Специально для "РГ" компания ResearchMe провела исследование с целью выяснить, какими способами экономии на авиабилетах пользуются россияне. В опросе приняли участие 400 респондентов. Оказалось, что единой стратегии не существует. Примерно половина респондентов следит за акциями на сайтах авиакомпаний или подписана на их рассылки, почти столько же заранее покупают авиабилеты.

Интересно, что отслеживают изменение цен на билеты половина женщин и только треть мужчин. В целом за ценовой динамикой следят 42 процента респондентов. Почти треть опрошенных покупают билет "туда-обратно", так как это дешевле, чем билет в одну сторону. А 26 процентов россиян предпочитают вылетать в середине недели, что опять же выгоднее. Столько же граждан не ленятся искать и сравнивать предложения через разные сервисы.

Только 22 процента опрошенных ищут билеты в "правильное время": поздно ночью или ранним утром, когда на стоимость билета не влияет наплыв покупателей. Еще 18 процентов соотечественников готовы варьировать даты путешествия, чтобы сэкономить и не попасть в "дорогие" для перелетов дни. 16 процентов отдают предпочтение тем авиакомпаниям, где есть возможность копить мили. Не боятся планировать свои авиаперелеты с пересадками всего 14 процентов россиян. 12 процентов согласны летать не в "высокий сезон". Примерно 10 процентов россиян, чтобы получить оптимальную цену билета, выбирают лоукостеры, чартерные рейсы и даже рассматривают вылеты из соседних городов. При этом 13 процентов россиян вовсе не пытаются сэкономить.