Бёрдмэн
24 февраля 2015 г. 10:52
1301
2

Актёр Ригган Томпсон (Китон) когда-то давно прославился, благодаря образу супергероя Бёрдмэна в одноимённой голливудской франшизе, став тем самым заложником одной роли. Сейчас он стар, лыс, беден, разведён и несчастен. Желая оставить хоть какой-то значимый след в искусстве, Ригган решается на создание собственной интерпретации классической пьесы, поставленной им самим на бродвейской сцене, да ещё и с самим собой в главной роли.

  • Год: 2014
  • Страна: США, Канада
  • Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
  • В ролях: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо, Эми Райан, Линдси Дункан
  • Продолжительность: 119 минут
  • Слоган-

Говоря о фильме "Бёрдмэн", слишком велик соблазн скатиться в описание всех нюансов съёмочного процесса и к восхищению операторской работой уже заслужившего статус "великого" Эммануэля Любецки. Однако "Бёрдмэн" — это не только торжество новаторской мысли Иньярриту в области сценографии, но и тонкая, искренняя работа, затрагивающая тему самореализации, положения в социуме и боли невысказанных надежд. Каждый из нас неизменно оставляет "следы на песке времени" — абсолютно "невесомых" людей не бывает в природе. Проблема в том, что, оглядываясь назад, каждый человек сам формирует критерии для оценки: кому-то для счастья вполне достаточно лёгкой поступи, а кому-то не хватит и глубоких рытвин.

Проблема Риггана в том, что свой след в истории он оставил такой, что дай бог каждому, однако сам он подвергает свои достижения слишком высокой проверке, считая их мелкими и недостойными. Вот и бесится, вот и мечется, круша пространство вокруг себя бесплотными попытками сделать нечто "возвышенное", хотя сам прекрасно понимает, что всё это "философское занудство", и никому нет до этого дела, кроме кучки театральных критиков, которые, впрочем, сами лепят ярлыки, особо не вникая в содержание. Вот именно об этом снят фильм "Бёрдмэн", а не о том, что "дядька ходит-ходит весь фильм из угла в угол", как это можно прочитать в некоторых рецензиях в сети.

Ко всем остальным персонажам картины можно подходить ровно с тем же мерилом: что они сделали, и как они сами это оценивают. Вот, например, жовиальный, беспринципный актёр Майк в потрясающем исполнении Эдварда Нортона — уж он-то точно знает себе цену, раз от раза повторяя на публике, что он не умеет играть на сцене плохо. Однако в нескольких диалогах на крыше театра, становится понятно, что здесь тоже далеко не всё так просто. Вот дочь Риггана — бывшая наркоманка, прекрасно понимающая цену времени, благодаря обычной ручке и рулону туалетной бумаги. Однако она наоборот оценивает всё более приземлённо: весь мир — тлен и пыль, и не стоит он того, чтобы ради него стараться. Вот начинающая актриса Лесли — кажется она добилась того, о чём мечтала, и сыграла свою роль на Бродвее, однако, и она несчастлива — ей оказывается семейное благополучие подавай.

Ну а теперь, когда я пропел все возможные дифирамбы сюжету и концепции ленты "Бёрдмэн", можно и об операторской работе поговорить. Хотя, что о ней говорить, это надо видеть: настолько потрясающе снята эта картина. Причём есть в этой технике одного большого квазидубля и творческая составляющая: Иньярриту (в отличие, кстати, от своего визави по Оскаровской гонке — Ричарда Линклетера) не делит человеческую жизнь на отдельные эпизоды, предпочитая воспринимать её единым, монолитным куском, где каждое последующее событие чётко привязано ко всем предыдущим, и где ничего не бывает просто так.

На мой взгляд, "Бёрдмэн" — это один из самых тонких и глубоких фильмов года, а также заслуженный триумфатор премии Оскар. Иньярриту удалось сделать не просто картину, а некий слепок с души своего главного героя, огранив его удивительной операторской и художественной работой.

Оценка: 9 из 10

Книга
Тангун