Мини-сериал "Пищеблок"
Год: 2021
Страна: Россия
Где смотреть: Кинопоиск HD
Режиссёр: Святослав Подгаевский
В главных ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Фёдор Федосеев, Ангелина Стречина, Иотя Коробко, Ирина Пегова, Сергей Шакуров, Тимофей Трибунцев, Николай Фоменко, Никита Кологривый, Яна Гладких, Мария Абрамова, Александр Новиков
Продолжительность: 8 серий по 50 минут
СССР, 80-й год. В пионерский лагерь "Буревестник" на олимпийскую смену приезжают пионеры-отрядники , среди которых Валерка Лагунов, недавно трагически потерявший старшего брата, и комсомольцы-вожатые вместе с новичком Игорем Корзухиным, так неудачно влюбившимся в невесту партийного "сынка". Совсем скоро главным героям предстоит выяснить, что в лагере орудуют так называемые "пиявцы", инициированные главным вампиром, замаскированного под личиной кого-то из постоянных обитателей лагеря.
На мой взгляд, Алексей Иванов - один из самых заметных отечественных писателей современности. Составить это мнение мне помогли его интервью, в ходе которых он производит впечатление невероятно умного человека, способного простыми словами говорить об очень сложных социальных, политических и даже философских концепциях. При этом с творчеством Иванова я знаком очень слабо - читал только "Ёбург" (понравилось) и "Географа" (очень понравилось), одноимённая экранизация которого меня также весьма впечатлила. Ко всему остальному я пока только приглядываюсь. В первую очередь, когда появится время, хочу прочитать "Общагу-на-крови" и, наверное, "Тобол".
Поэтому новый сериал по мотивам книги Иванова я, конечно, решил посмотреть. Начав просмотр, я фактически не смог оторваться, "проглотив" все 8 серий буквально за два бессонных вечера. Затем ещё посмотрел несколько интервью Иванова, посвящённых непосредственно этой книге, чтобы всё окончательно встало на свои места. Сериал получился совершенно замечательный. Очень яркий, насыщенный, интересный и многослойный. Хорошо работает сама идея соединить вампирскую тематику с советской пионерской эстетикой - получается увлекательный жанровый микс. Во время просмотра мне было интересно следить непосредственно за сюжетом, а после просмотра появляется время "на подумать", учитывая, что в структуре вампирской иерархической системы Иванов "спрятал" явные намёки на строение любой государственной идеологии.
По традиции отдельно хочется поговорить об актёрах. На мой взгляд, единственный, хоть и не самый большой минус этого сериала - это актёрские работы не очень известных артистов, сыгравших главные роли - Петра Натарова (Валерка) и Даниила Вершинина (Игорь). Мне показалось, что вверенные им образы можно было сделать поживее и поинтереснее. Но при этом другие работы в сериале выше всяческих похвал, причём как от старой братии, включая моего любимого Трибунцева и Пегову, так и от молодого поколения: пионеры-вампиры в исполнении Фёдора Федосеева (Лёва) и Александра Новикова ("Бекля") были просто великолепны.
На мой взгляд, "Пищеблок" - это один из лучших отечественных сериалов за последнее время. Прекрасная литературная основа, интересные визуальные решения, бодрый сюжет, любопытное "двойное дно" и, конечно, великолепный Трибунцев - это, извините, моя слабость.
Оценка: 9 из 10
Мини-сериал "Программисты"
Devs
Год: 2020
Страна: Великобритания, США
Где смотреть: Кинопоиск HD
Режиссёр: Алекс Гарленд
В главных ролях: Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Чин Ха, Кэйли Спэни, Стивен Хендерсон, Элисон Пилл, Зэк Гренье, Карл Глусман
Продолжительность: 8 серий по 54 минуты
Сергей, сотрудник передовой технологической корпорации "Amaya", представляет её боссу Форесту свои разработки в области квантового предсказания поведения простейших организмов, после чего получает приглашение вступить в ряды "разрабов" - работников одноимённого строго засекреченного отдела. После первого же рабочего дня Сергей пропадает, что вызывает глубочайшую обеспокоенность его девушки Лили, которая намерена узнать правду об исчезновении Сергея, а также о том, чем именно занимаются эти таинственные "разрабы" во главе с Форестом.
Алекс Гарленд - крайне любопытная фигура в мире британского кинематографа. Впервые он был замечен широкой кинообщественностью ещё в нулевые, когда по его сценариям известный режиссёр Дэнни Бойл снял сразу три своих хита: "Пляж", "28 дней спустя" и "Пекло". В первой половине десятых Гарленд решил, что пора бы ему и самому становиться режиссёром, после чего в 2014-м он по собственному сценарию снял отличный научно-фантастический фильм "Из машины". Спустя три года на Netflix'е вышла мало кем понятая лента "Аннигиляция" с Натали Портман в главной роли, а в 2020-м Гарленд снял и свой первый мини-сериал - "Программисты" (более точный перевод всё-таки "Разрабы").
У Гарленда-сценариста и Гарленда-режиссёра, безусловно, есть свой ни на кого не похожий стиль - сложная для понимания смесь философии и научной фантастики на фоне идеально выверенного построения кадра и сложносочинённых визуальных решений. В "Программистах" всё это усугубляется хронометражом - одно дело 120-минутный фильм, другое дело восьмичасовой сериал, в который можно уместить в 4 раза больше сложных сюжетных поворотов и философских концепций. Вот и сериал "Программисты", на мой взгляд, всё-таки начинает чуть-чуть "рассыпаться" ближе к концу, когда вопросов становится больше, чем ответов, а те ответы, которые Гарленд всё-таки даёт, временами не стыкуются с его же собственной логикой.
Но, тем не менее, сериал скорее понравился - он хоть и достаточно сложный для понимания, но при этом всё-таки без перебора (в отличие от той же "Аннигиляции"): при внимательном погружении в материал, разобраться в хитросплетениях концепций "детерминизма" всё-таки можно, тем более, что некоторые пояснения Гарленд даёт прямым текстом через уста своих персонажей. Также сериал очень красивый: художники-постановщики поработали на славу, изобразив совершенно невероятное здание-офис "разрабов", создав вокруг него достаточно пугающий лес, и поместив в его центр огромную и жуткую статую дочери Фореста. Всё это, конечно, смотрится очень круто.
Таким образом, впечатления двойственные. С одной стороны, сериал "Программисты" мне понравился, с другой стороны сказался синдром завышенных ожиданий - от Алекса Гарленда я всегда жду большего. К тому же, можно сколько угодно распинаться о крутости Гарленда, как режиссёра и сценариста, о потрясающем визуальном стиле сериала, о глубине философии, но факт остаётся фактом: "Пищеблок" я "проглотил" за 2 дня, "Программистов" смотрел почти месяц.
Оценка: 8 из 10