Дурак
13 апреля 2015 г. 10:48
1767
8

Провинциальный город. Сантехник-студент Дима Никитин (Быстров) приезжает на вечерний выезд в старую, ветхую общагу, где обнаруживает несколько сквозных разломов в несущих конструкциях здания. Дима понимает, что счёт идёт на часы, в любую минуту дом рухнет. Что делать? Дима решает обратиться непосредственно к мэру города: госпоже Галагановой (Суркова) лихо отплясывающей на собственном юбилее в модном ресторане.

  • Год: 2014
  • Страна: Россия
  • Режиссёр: Юрий Быков
  • В ролях: Артём Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Александр Коршунов, Ольга Самошина, Дарья Мороз, Сергей Арцибашев, Елена Панова, Дмитрий Куличков, Илья Исаев, Максим Пинскер, Любовь Руденко, Ирина Низина, Гордей Кобзев
  • Продолжительность: 116 минут
  • Слоган"Успеет ли он спасти всех"

"Каждый народ имеет такую власть, которую заслуживает"
(c) Уинстон Черчилль

"Разруха не в клозетах, а в головах"
(c) Михаил Булгаков

"Чужая слабость не сделает тебя сильней, чужая глупость не сделает умней тебя"
(c) Иван Алексеев

"Чым быць хочаш? Не быць скотам!"
(c) Сергей Михалок

Я ждал и боялся фильма "Дурак". Ждал, потому что Юрий Быков просто поразил меня год назад своей картиной "Майор", которая была снята, пусть и не без кинематографических огрехов, но с таким уровнем сопереживания и боли за всё происходящее вокруг нас, которого я не видел давно, а то и вовсе никогда. А боялся я по нескольким причинам. Первая: а вдруг во второй раз у Быкова не получилось, всё-таки и отрицательных рецензий хватало, и виртуальное соперничество с "Левиафаном" могло негативно сказаться. Вторая — а вдруг наоборот получится ещё сильнее, вплоть до тоски и депрессии.

Я всё равно не смогу избежать сравнений "Дурака" с "Левиафаном" Звягинцева, слишком маленький временной промежуток между этими картинами, слишком близкие темы затронуты, слишком велик соблазн выстроить отзыв на манер сравнительной характеристики, однако, я постараюсь только чуть-чуть коснуться творения Андрея Звягинцева, всё-таки "Дурак" достоин большего, чем быть просто спарринг-партнёром "Левиафана". Так вот, на мой взгляд, разница в этих картинах есть, и она более чем существенная. Во-первых, "Левиафан" безусловно снят на более высоком техническом и постановочном уровне, Звягинцев не стесняется прибегать к завуалированным метафорам, скрывать смыслы глубоко в визуальных образах, и вообще с чисто кинематографической точки зрения его работа тоньше, крепче, профессиональнее. Но этот уровень работает и в "минус" тоже — кино перестаёт восприниматься в качестве надрывного "крика души", каким выглядит "Дурак" с его, пусть где-то топорными, но страстными приёмами. Второе значительное отличие состоит в том, что в "Левиафане" больше осуждается власть, а в "Дураке" те, кто сделал присутствие этой власти возможным. Основные субъекты "Левиафана" — это алчность, коррупция, жестокость, "Дурака" — безразличие, пассивность, раздолбайство, "авось".

То, что показано в "Дураке", оно совсем рядом, только руку протяни. Много лет я прожил в городе, где ветхие балконы падают на детские коляски, где дороги каждую весну превращаются в зачищенные минные поля, где все привыкли к "выхлопам" с расположенного поблизости завода, где депутаты избивают битами охранников в кафе, где отопительный сезон начинается, когда все уже окончательно замёрзли, а заканчивается, когда от жары уже невозможно дышать, где травмпункт находится на втором этаже ветхого здания без лифта, где преступники беспрепятственно сбегают из здания суда, а детские площадки строятся либо общественниками, либо накануне выборов. Кто в этом виноват? Власть? Безусловно. Но это не мэр мочится в лифтах и жжёт кнопки, не депутаты устраивают пьяные дебоши в общественных скверах на глазах у своих детей, не министр ЖКХ ломает лавки, рушит урны, крадёт люки, не сити-менеджер превращает оттаявшие сугробы в огромные кучи мусора. Это делают обычные люди, так сильно обиженные власть имущими, присосавшимися к "кормушке". Может стоит начать с себя? Перестать хамить продавцам, бросать окурки мимо урны, бухать на улице по вечерам, смотреть "замыленные" ток-шоу. Перестать воровать, даже по мелочи, перестать искать везде выгоду, перестать считать "дураками" тех, кто так не делает. Перестать называть честного человека в автобусе неудачником, а мерзавца в роскошном джипе — хозяином жизни. Может тогда и власть подтянется?

Многие ставят в вину Быкову, что он в этом фильме не даёт ответов, а только задаёт вопросы. Мол, какой смысл разглагольствовать о том, что и так в окно видно. На мой взгляд, смысл есть. В правильно сформулированном вопросе уже может содержаться часть ответа. Но, к сожалению, в наше время слишком мало людей, которые утруждают себя хотя бы формулировкой этих вопросов, не говоря уж о том, чтобы делать это в публичной, в данном случае, кинематографической сфере. Безусловно, в картине "Дурак" хватает и сюжетных натяжек, и перегибов, и плохо сыгранных ролей, и заимствований (проход Димы по городу под Цоя — это один в один знаменитая сцена с мотоциклом и Юрием Лозой из "Груза 200" Балабанова), и отступлений от кинематографических канонов. Но скажите, кому вы отдадите предпочтение: картавому, косноязычному, но искреннему, честному и увлечённому темой человеку, или же красивому, холёному, искусно говорящему пустозвону? А детали, да так ли они важны эти детали, когда кулак хрустит, а в горле комок?

"Дурак" — это не манифест, "Дурак" — это плач в старорусском значении это слова, плач по эпохе безразличия и низких моральных ценностей. "Дурак" — это чёрная сторона Жизни, без которой нет и не будет белой стороны. "Дурак" — это намеренно гиперболизированный взгляд на общество, щедро раскрашенный чёрной краской. Это не вся правда, но это неотъемлемая часть её.

Оценка: 9 из 10

Книга
Интерра ФМ