Движение вверх
23 января 2018 г. 11:18
3094
24

СССР, 1970 год. Тренером советской сборной по баскетболу назначают Сергея Гаранжина — талантливого и крайне амбициозного наставника, обладающего своим видением игры, тяжёлым характером и сыном-инвалидом, которому требуется срочная заграничная операция. Гаранжин устанавливает в команде свои порядки и после первой же крупной победы публично ставит цель — взять на Олимпийских играх золотые медали, выиграв у непобедимых американцев. Дорогу осилит идущий, а достижение цели иногда зависит от каких-то трёх секунд...

  • Год: 2017
  • Страна: Россия
  • Режиссёр: Антон Мегердичев
  • В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джон Сэвэдж, Марат Башаров, Александр Ревенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Джеймс Траташ, Кузьма Сапрыкин, Александр Ряполов, Иракли Микава, Отар Лорткипанидзе, Егор Климович, Василий Щипицын, Наталья Курдюбова, Никита Яковлев
  • Продолжительность: 133 минуты
  • Слоган: -

В 2013-м году отечественный кинопрокат неожиданно "взорвала" лента "Легенда № 17", в которой в достаточно вольной манере рассказывалось о великом советском хоккеисте Валерии Харламове. При всех её шероховатостях, начиная от хронологических несостыковок, заканчивая некоторыми откровенными заимствованиями у старшего брата по имени "Голливуд", лента "Легенда № 17" вызвала удивительно единогласное одобрение широких зрительских масс. Хотя, казалось бы, формула стара, как мир — во все времена кинематограф удачно спекулировал на простых, но берущих за душу историях, основанных на чём-то добром и вечном с привкусом приятной ностальгии и гордости за достижения наших условных "родителей". Но почему-то после распада СССР отечественные кинематографисты разучились пользоваться этим приёмом, и потребовалось 20 лет на то, чтобы что-то снова начало получаться. Зато теперь у нас есть и "Легенда № 17", и "Экипаж" (с оговорками), и "Время первых", и теперь вот лента "Движение вверх", снятая той же командой, которая делала "Легенду".

Конечно, основные компоненты успеха были в данном случае применены повторно: это и ставка на великие спортивные достижения прошлого, и ностальгическое отображение советской действительности со всей этой дружбой народов и "быстрее, выше, сильнее", и вместе с тем лёгкое, практически беззлобное подтрунивание над, мягко говоря, несовершенной партийной системой, принимающей ключевые для главных героев решения, а также безусловная ставка на актёрскую игру, как молодых дарований, так и мэтров отечественного кино. Однако картина "Движение вверх" уже не столь зависима от личности одного-двух человек (как это было в случае с Харламовым и его тренером Тарасовым), здесь на авансцене, помимо прототипа великого тренера Кондрашина, находится вся команда целиком. И это важно: когда один конкретный человек проявляет чудеса героизма и самопожертвования, какой бы он ни был "парень с соседнего двора", мы всё равно будем воспринимать его, как некое отклонение от нормы. Когда это делают 10 человек, уровень вовлечённости зрителя вырастает многократно: появляется гордость не за конкретного человека, а чуть ли не за весь народ, обладающим менталитетом "порождающим" подобного рода феномены в ограниченном пространстве.

Мне очень понравился этот фильм. Весьма высокий технический уровень съёмки, отличная стилизация картинки, скрупулёзная работа над декорациями и реквизитом, точное отображение всех событий, связанных с теми самыми феноменальными тремя секундами и многое другое. Я уж не говорю о прекрасных актёрских работах. Машков, конечно, глыба — однозначно, один из лучших российских актёров в своей возрастной группе. Очень понравились Гармаш, Смоляков и неожиданно Башаров — хотя, конечно, с его лицом только таких вот мерзких чиновников и играть. Молодые актёры, сыгравшие баскетболистов, тоже были весьма убедительны, хотя местами всё-таки чуть-чуть переигрывали. А вот что не понравилось, так, собственно, изображение самой сути баскетбола. И дело даже не в том, что в те времена сверху не забивали. Просто у непосвящённого человека может возникнуть ложное впечатление, что в этом виде спорте всё решает скорость, физическая подготовка и самопожертвование. Это, конечно, не так, но не будем строго судить создателей фильма за эту деталь, всё-таки речь здесь шла совершенно не о баскетболе, как таковом.

Одним словом, лента "Движение вверх", безусловно, внушает уверенность в том, что наконец-то наши кинематографисты смогли что-то нащупать: научились качественно рассказывать правильные, берущие за душу историю, не пытаясь при этом отвечать Голливуду на так и не заданные им вопросы. Теперь главное не скатиться в самоповторы: думаю, что третья картина этой команды ответит нам на вопрос, что это было — качественный прорыв или "чудо на три секунды".

Оценка: 9 из 10

Корпорация РА
Интерра Онлайн
33 комода