Ещё российские фильмы 2023-го года: "Айта", "За нас с вами"
26 апреля 2024 г. 0:33
393
12

Во второй части марафона под условным названием "самое заметное российское кино 2023-го года" поговорим ещё о двух фильмах: якутской "запрещёнке" и антисоветской "чернухе".

"Айта"

Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Степан Бурнашев
В главных ролях: Иннокентий Луковцев, Андрей Фомин, Георгий Бессонов, Ильяна Павлова, Спартак Ларионов
Продолжительность: 86 минут

Глухое якутское село. Старшеклассница Айта сводит счёты с жизнью, оставляя записку, в которой обвиняет в своей смерти некоего Афоню. По случайному стечению обстоятельств вечером перед трагедией Айту до дому на служебной машине подвозил местный полицейский Афанасий - один из немногих русских, проживающих в селе. Отец Айты требует выдать ему Афанасия для "справедливого" самосуда, а начальнику участка Николаю придётся очень постараться, чтобы не допустить кровавой расправы над своим подчинённым.

С фильмом "Айта" связан забавный парадокс. С одной стороны это самый кассовый фильм в истории якутского кино, то есть он добился отличного результата в прокате. С другой стороны, эта картина запрещена, у неё отнята прокатная лицензия и она снята со всех стримингов. Как так? Всё просто. Дело в том, что цензурные запреты наступили не только неожиданно, но и с ощутимым запозданием. Все, кто хотел, уже успели посмотреть ленту в кино, когда недремлющее око Роскомнадзора обратило на неё своё внимание. "Разжигание!" - завопило око. "Запретить!". И полетели клочки по закоулочкам.

Что же так напрягло Роскомнадзор в "Айте"? Очевидно, что триггером стали монологи некоторых героев ленты, которые не только требовали суда Линча над бедолагой Афоней, но и жестко проходились по его национальности: мол, эти русские берега попутали, мало того, что приезжают сюда и лишают нас работы, так ещё и девок наших портят. Межнациональная вражда налицо! Но вот только обвинять фильм "Айта" в её разжигании это тоже самое, что обвинять "Реквием по мечте" в пропаганде наркотиков, "Мюнхен" - в призывах к терроризму, "Американскую историю X" - в оправдании расизма, а "Семнадцать мгновений весны" в эстетизации нацизма. Все адекватные люди понимают, что если хороший фильм или книга направлены на бичевание какого-то порока или несправедливого мироустройства, то там обязательно будут герои, которые постулируют основные тезисы в поддержку этих заблуждений, как собственно и делают антигерои фильма "Айта". Но от чем я говорю - где адекватность, а где Роскомнадзор, который своими запретами только сделал фильму рекламу.

Если потратить ещё несколько слов на саму картину "Айта", то можно сказать, что это неожиданно очень крепко снятый социальный триллер: стильный, динамичный, с интересным развитием событий и крутыми актёрскими работами. Единственное, что несколько портит "Айту" это неизбежный примирительный финал, без которого этот фильм в России наверняка запретили бы ещё до проката.

Одним словом, мне "Айта" понравилась и тут надо всё-таки отдать должное цензурирующим органам - без их рекламы я бы о нём вряд ли узнал. Так держать!

"За нас с вами"

Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Андрей Смирнов
В главных ролях: Юлия Снигирь, Андрей Смоляков, Ирина Розанова, Александр Устюгов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Иван Добронравов, Нина Амелина, Дмитрий Куличков, Александр Кузнецов, Марина Клещёва, Владимир Афанасьев, Александр Замураев
Продолжительность: 151 минута

СССР, 1952 год, финальный всплеск Сталинских репрессий, дело врачей, чистки, доносы. В обыкновенной московской коммуналке живёт семья интеллигентов Петкевичей: преподаватель философии с женой, их дочь, сотрудница типографии, её муж метростроевец, их сын-школьник и прислужница. Соседи Петкевичей - срез советского общества: от маргиналов-доносчиков до обыкновенных работяг, от вечно пьяных бабок до семьи заслуженных врачей.

Несмотря на то, что в целом критики об этом фильме высказались положительно, в списках лучших картин года я эту ленту не встречал. Однако и без этого понятно, что когда такой режиссер ("Белорусский вокзал", "Жила-была одна баба", "Француз") снимает фильм с таким актёрским составом (тут даже в ролях второго плана артисты уровня Ярмольника и Раппопорт), то это стоит посмотреть. Если описать фильм "За нас с вами" одним предложением, то это будет что-то типа "хороший режиссёр и отличные актёры показывают всё плохое, что было в стране в последний год перед смертью Сталина". В этом ударная сила этого фильма и в этом же его главный недостаток - плохого слишком много. Сосредоточься Смирнов только на судьбе Петкевичей и получился бы классный фильм о тяжёлой судьбе интеллигенции в начале 50-х. Но Смирнов решил "добить" эту историю и другими побочными линиями. В итоге мы видим на экране и мужика, у которого проблемы с устройством на работу из-за немецкого плена в "анамнезе", и ожидающего чекистов врача-фронтовика, и спившегося калеку, и еврейку, страдающую от повальной ксенофобии, и студента, вынужденного тайком изучать труды немецкого философа Гуссерля, и гэбэшника, чудом выжившего во время раскулачивания. Смягчает этот черный фон только концовка, дарующая зрителю хоть какую-то надежду на любовь и светлое будущее.

И тут поймите меня правильно, я всеми руками за то, чтобы тёмные страницы советского прошлого как можно чаще показывали бы на экране - как говорится "чтобы помнили". И я не секунды не сомневаюсь в том, что каждый из героев ленты имеет своего прототипа: всё это было, всё это правда и всё это нужно знать и обсуждать. Но художественная составляющая тоже очень важна - а иначе получается ощущение "липы" и "пропаганды наоборот". Вот в фильмах Балабанова, Быкова и Звягинцева такое ощущение возникает лишь эпизодически и его можно простить и оправдать - "чтобы с задних рядов лучше было видно". Но почему-то с этой лентой такое оправдание лично для меня не работает.

Ну а с технической, визуальной, эстетической точек зрения - отличный фильм: эпоха воссоздана классно, хорошее музыкальное сопровождение, каждая отдельная сцена работает на ура. Да и актёры действительно классные: в первую очередь Снигирь и Смоляков. Но понравились и отдельные "выходы" Ярмольника, Кузнецова, Добронравова, Романовой, Раппапорт (порадовали также неожиданные появления в кадре нашего "колядовца" Замураева и Владимира Афанасьева, в узких кругах более известного, как рэпер Нигатив).

В итоге впечатления смешанные - отдельные ингредиенты отличные, а в целом фильм действительно не дотягивает до списка лучших картин года. А жаль, заявка была мощная.

Кот и Кофе
Интерра в ТГ
33 комода