Готовимся к Оскару, часть 1: Финчер, Соркин, Винтерберг
24 февраля 2021 г. 11:13
1253
5
Всем привет! Вручение наград премии Оскар в этом году сильно откладывается по всем известным причинам. Церемония состоится аж в конце апреля, а номинанты будут объявлены в марте. Впрочем, по некоторым фильмам есть ясность и без их официального статуса - на Оскаре они точно будут. Таким образом, ничего не мешает мне начать "подготовку" к этому событию уже сейчас. В моём случае это означает просмотр всех номинантов в главных категориях Оскара. В первой части обзора новый фильм Дэвида Финчера, биографическая судебная драма Аарона Соркина и европейская комедийная драма о кризисе среднего возраста

"Манк"

Mank
Год: 2020
Страна: США
Где смотреть: Netflix
Режиссёр: Дэвид Финчер
В главных ролях: Гари Олдман, Аманда Сайфред, Лили Коллинз, Том Бёрк, Чарльз Дэнс
Продолжительность: 131 минута

В новом фильме Дэвида Финчера рассказывается о небольшом периоде из жизни известного Голливудского сценариста Германа Манкевича, который в начале 40-х написал сценарий культовой классической ленты Орсона Уэллса "Гражданин Кейн".

Многие кинокритики утверждают, что "Манк" - это не только самый не типичный для Финчера фильм, но и главный шедевр во всей его фильмографии. Для неподготовленного зрителя такой "диагноз" может показаться весьма спорным. Любители классических финчеровских триллеров, таких как "Бойцовский клуб", "Игра", "Семь" и многих других, безусловно, могут заскучать во время просмотра этой странной чёрно-белой ленты с непривычной для современного глаза операторской работой и звуком с эффектом эха (если смотреть в оригинале, разумеется). Но здесь важен контекст. Сценарий "Манка" написан отцом режиссёра - журналистом Джеком Финчером ещё очень давно, и снять эту ленту Дэвид мечтал с начала девяностых, но никак не мог найти под неё финансирование. Ситуацию спас бум стриминг-платформ, боссы которых стали вкладываться не только в блокбастеры, триллеры и комедии, но и вот в такие авторские драмы. Финчер и "Netflix" нашли друг друга и у режиссёра появилась возможность снять свой опус-магнум.

В итоге у Финчера получился действительно весьма не типичный для него фильм, хотя его любимая тема демонов, пожирающих человека изнутри, тут представлена в полной мере. "Манк" - это не только история опального голливудского сценариста, который наивно пытался бороться с системой, но и ода Голливуду 40-х. Если вы не смотрели "Гражданина Кейна", если имена Орсона Уэллса, Луиса Б. Мейера, Дэвида О. Селзника, Ирвина Талберга, Мэрион Дэвис для вас пустой звук - наверное, "Манк" вам по определению не может понравиться на сто процентов. Ведь эта картина даже технически отсылает к тому времени: операторские решения копируют манеру съёмки "Гражданина Кейна", звук был принудительно "остарен", картинка, разумеется, чёрно-белая, а саундтрек записан при использовании джазовых инструментов того времени. Бонусом к этому идёт привычно гениальная игра Гари Олдмана и отличные работы Аманды Сайфред и Чарльза Дэнса. Я сам не большой знаток кинематографа того времени, хотя кое-что, в том числе и "Гражданина Кейна", я смотрел. Однако в моём случае я слишком сильно люблю всё, что делает Финчер, чтобы мне что-то помешало насладиться этой лентой.

Мой прогноз - картина "Манк" будет представлена во всех основных номинациях Оскара, включая "Лучший фильм", "Лучшего режиссёра", "Лучший сценарий", "Лучшую операторскую работу", "Лучшую мужская роль" и, возможно, "Лучшую женскую роль второго плана". В каких категориях удастся победить - вопрос открытый. Не удивлюсь ни триумфу, ни провалу.

Оценка: 9 из 10

"Суд над чикагской семёркой"

The Trial of the Chicago 7
Год: 2020
Страна: США, Великобритания, Индия
Где смотреть: Netflix
Режиссёр: Аарон Соркин
В главных ролях: Марк Райлэнс, Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Фрэнк Ланджелла, Джозеф Гордон-Левитт, Джереми Стронг, Яхья Абдул-Матин II, Джон Кэрролл Линч, Майкл Китон
Продолжительность: 129 минут

В фильме рассказывается о судебном процессе, который состоялся в США в 1968-м году, и вошёл в историю именно под таким названием: "Суд над чикагской семёркой". На скамье обвиняемых оказались лидеры различных организаций, каждая из которых приняла участие в беспорядках, связанных с демонстрациями против войны во Вьетнаме. Задача государственных обвинителей состояла в том, чтобы доказать, что беспорядки были организованы заранее, а обвиняемые при пересечении границы штата состояли в тесном контакте друг с другом. Целью "чикагской семёрки" и её адвокатов стало не только снятие всех обвинений, но и шумиха в прессе, созданная благодаря бесконечному "фарсу", происходящему в стенах суда.

Режиссёр, сценарист и писатель Аарон Соркин "собаку съел" на биографических фильмах: он написал сценарии таких картин, как "Социальная сеть", за которую даже получил премию Оскар, "Человек, который изменил всё", "Стив Джобс" и "Большая игра". С последним фильмом в этом списке Соркин дебютировал и как режиссёр. "Суд над чикагской семёркой" - его вторая попытка занять кресло постановщика и самостоятельно перенести собственный сценарий на широкие экраны. На этот раз получилось намного лучше, чем с "Большой игрой". Фильм "Суд над чикагской семёркой" - очень крепкая биографическая драма, в которой есть все необходимые для этого жанра атрибуты. Загибайте пальцы: сценарий, основанный на интересной и не самой "хайповой" истории - есть, желание узнать об этой истории больше после просмотра фильма - присутствует, крепкая драматургая, в которой перемежаются острые социальные мотивы, драматические моменты и комедийные элементы - в наличии, мощные актёрские работы - имеются.

На последнем пункте хотелось бы даже остановиться поподробнее. Какой же здесь мощнейший актёрский состав! Отлично показали себя Марк Райлэнс в образе опытного адвоката, Фрэнк Ланджелла, сыгравший вредного старикашку-судью, Джозеф Гордон-Левитт, добавивший ярких красок к типичному для таких фильмов образу государственного прокурора, Майкл Китон, появившийся всего в двух эпизодах, но затмивший многих своей харизмой. И особенно хочется отметить двух исполнителей: во-первых, это Эдди Рэдмейн, сыгравший одного из неформальных лидеров "чикагской семёрки" и явно вышедший за пределы своего привычного амплуа. И во-вторых это Саша Барон Коэн, который просто поразил меня своей работой над образом разнузданного йиппи (не путать с хиппи), который в конце неожиданно дал всем мощной драмы

Прогноз: скорее всего "Суд над чикагской семёркой" появится во многих номинациях на Оскар и я нисколько не удивлюсь, если победу в категории "Лучшая мужская роль второго плана" присудят Саше Барону Коэну. На мой взгляд, это будет более, чем заслуженно.

Оценка: 9 из 10

"Ещё по одной"

Druk
Год: 2020
Страна: Дания, Швеция, Нидерланды
Где смотреть: Кинопоиск HD
Режиссёр: Томас Винтерберг
В главных ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи, Хелена Рейнгор Нойманн
Продолжительность: 110 минут

Четверо друзей преподают в средней школе различные дисциплины: историю, физкультуру, пение и психологию. Каждый из них чувствует, что его жизнь уже далеко не та, что была раньше: кто-то почти не видится с женой, пропадающей на ночных сменах, и не может заставить себя преподавать "с огоньком", кто-то погряз в семейной жизни и устал от трёх детей, некоторые из которых повадились писать в постель, где он лежит, и так далее. На совместной праздничной посиделке друзья принимают решение на практике подтвердить или опровергнуть свежую гипотезу известного учёного, который утверждает, что для наиболее продуктивной и счастливой жизни человеку в организме не хватает постоянной дозы алкоголя величиной в одну вторую промилле.

Томас Винтерберг - достаточно известный в узких кругах датский режиссёр, друг Ларса фон Триера, обладатель приза жюри Каннского кинофестиваля за картину "Торжество", автор таких заметных лент, как "Субмарино", "Охота" и "Курск". В своей фильмографии Винтерберг сочетает как полнейший ничем не прикрытый арт-хаус, так и вполне себе мейнстримовые работы. Фильм "Ещё по одной" как раз из второй категории. Это довольно простенькая в целом драма о кризисе среднего возраста и о попытках из него выбраться, в данном случае при помощи алкоголя. Разумеется, и это считывается сразу же, ни к чему хорошему героев это не приведёт. Но процесс "падения на дно" показан достаточно изобретательно и с юмором, да и вообще картина оставляет интересное послевкусие, вызывающее улыбку с отчётливой ноткой трагизма.

Главной звездой ленты, безусловно, является Мадс Миккельсен, который уже давно вышел за пределы европейского кинематографа и стал мировой звездой. Играет он, как всегда, отлично, но умудряется при этом не тянуть одеяло на себя: вся четвёрка главных героев выглядит очень органично и, пожалуй, Томас Бо Ларсен, сыгравший несчастного физрука, мне понравился даже больше.

Критики прочат этому фильму победу в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В пятёрку номинантов, судя по всему, он войдёт точно, а вот победит ли - посмотрим. Пока что нет разумных поводов сомневаться в вердикте критиков, как правило такие вещи они чувствуют сильно заранее.

Оценка: 8 из 10

Книга
Интерра ФМ