Готовимся к Оскару, часть 5: современные кочевники, "Чёрные пантеры" и корейцы-иммигранты
15 апреля 2021 г. 10:28
623
0
Всем привет! И вновь с нами рубрика "готовимся к Оскару", до церемонии вручения наград которого осталось всего полторы недели. Сегодня в обзоре один из главных фаворитов гонки с участием Фрэнсис МакДорманд, биографическая картина про одного из лидеров движения "Чёрные пантеры" и злоключения корейцев-иммигрантов в Америке.

"Земля кочевников"

Nomadland
Год: 2020
Страна: США, Германия
Где смотреть: искать в сети
Режиссёр: Хлоя Чжао
В главных ролях: Фрэнсис МакДорманд, Дэвид Стрэтэйн, Гэй ДеФорест, Патриша Грайр, Линда Мэй, Анджела Рэйс, Карл Р. Хьюз
Продолжительность: 110 минут
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая женская роль" - Фрэнсис МакДорманд, "Лучший режиссёр" - Хлоя Чжао, "Лучший адаптированный сценарий" - Хлоя Чжао по книге Джессики Брудер, "Лучшая работа оператора" - Джошуа Джеймс Ричардс, "Лучший монтаж"

В небольшом американском городке закрылось градообразующее предприятие - завод по производству гипсокартона. Жители остались без работы и фактически без дома, так как продать недвижимость в городе-призраке представляется невозможным. 60-летняя Ферн, много лет проработавшая на заводе бухглатером, приобрела небольшой фургон, погрузила в него свои немногочисленные вещи и стала современным кочевников - колесит по стране в поисках сезонной работы и общается с такими же "бедолагами".

Один из фаворитов Оскаровской гонки представляет собой очень неторопливую и медитативную картину, в которой драматические сюжеты из жизни американских фургонных качевников перемежаются кадрами с потрясающей природой и неторопливыми бытовыми диалогами. При этом, что ценно, фильм не депрессивный, как это может показаться по синопсису. Ферн, конечно, страдает от некоторых бытовых неудобностей подобного стиля существования, однако со временем находит в этой кочевой жизни определённую романтику и в какой-то момент даже понимает, что уже не может жить по-другому.

Сердцем и мотором ленты "Страна кочевников" является известная американская актриса Фрэнсис МакДорманд - именно ей попалась на глаза книга Джессики Брудер, именно она продавила в студии возможность реализации этого проекта, именно она стала одним из тех, кто настоял на кандидатуре этнической китаянки Хлои Чжао в качестве режиссёра и сценариста фильма. Ну и, конечно, она сыграла в этом фильме главную роль. При этом стоить отметить, что помимо неё и ещё пары артистов, все остальные люди, попавшие в кадр, сыграли сами себя - это самые настоящие кочевники, которые экспромтом рассказывали свои истории на камеру или разыгрывали эпизоды из своей же жизни.

Фильм "Земля кочевников" подойдёт для вечернего досуга далеко не всем - кто-то во время просмотра наверняка сильно заскучает, и это даже можно понять. Уж слишком неторопливый здесь нарратив, да и весь сюжет целиком можно описать двумя-тремя предложениями. При таких базовых настройках в дело вступает атмосфера, находки оператора, работы актёров и символизм, который на мой личный взгляд местами мог бы быть чуть более замысловатым: некоторые метафоры подаются здесь "прямо в лоб".

Прогноз на Оскар: рискну предположить, что с огромной вероятностью Хлоя Чжао получит премию за "Лучшую режиссуру", Фрэнсис МакДорманд - за "Лучшую женскую роль" и Джошуа Джеймс Ричардс - за "Лучшую операторскую работу". С другими категориями сложнее: про монтаж, например, вообще ничего сказать не могу. В категории "Лучший адаптированный сценарий" развернётся ожесточённая схватка между этим фильмом и картинами "Борат 2" и "Отец". Про "Лучший фильм" у меня есть одна теория, расскажу попозже. Скажу лишь, что шансы "Земли кочевников" я оцениваю где-то в 50 процентов.

Оценка: 8 из 10

"Иуда и чёрный мессия"

Judas and the Black Messiah
Год: 2021
Страна: США
Где смотреть: HBO
Режиссёр: Шака Кинг
В главных ролях: Дэниэл Калуя, Лакит Стэнфилд, Джесси Племонс, Доминик Фишбэк, Эштон Сандерс, Элджи Смит, Мартин Шин
Продолжительность: 126 минут
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль второго плана" - Дэниэл Калуя, "Лучшая мужская роль второго плана" - Лакит Стэнфилд, "Лучший сценарий" - Шака Кинг и другие, "Лучшая работа оператора" - Шон Боббит, "Лучшая песня"

В этом биографическом фильме рассказывается история становления личности Фреда Хэмптона. В конце 60-х он стал лидером иллинойского отделения радикальной организации "Чёрные пантеры", которая боролась за права чернокожих. Харизматичный оратор и умный лидер Хэмптон стремительно завоевал доверие своих "братьев" и "сестёр", однако не смог распознать информатора ФБР в одном из своих ближайших соратников, руководителе службы безопасности Уильяме О'Ниле, который очень по-глупому попался на крючок "федералов".

Забавно, что Фред Хэмптон появляется в этом году в двух Оскаровских фильмах. В ленте "Суд над чикагской семёркой" он является персонажем второго плана: сидит в зале суда и даёт советы Бобби Силе, одному из обвиняемых на том судилище. Упоминается в фильма Соркина и его смерть, хоть и не совсем верно с хронологической точки зрения. Здесь же, в ленте "Иуда и чёрный мессия", Фред Хэмптон - один из двух главных героев. Велик соблазн на этот фильм поставить клеймо "BLM-поделка, заточенная под Оскар", но мне этого делать не хочется. Фильм действительно весьма не плох: в нём рассказывается интересная история, в нём есть полутона, и после его просмотра есть желание углубиться в историю "Чёрных пантер" для общего понимания той эпохи.

Актёрские работы в картине действительно заслуживают внимания. В первую очередь, это, конечно, исполнитель главной роли Дэниэл Калуя, которому, видимо, для этой работы пришлось долго заниматься в тренажёрном зале. Хорош и Лакит Стэнфилд, сыгравший "крысу" О'Нила: особенно ближе к концу фильма есть у него несколько очень ярких сцен. Также отдельно отметил бы очередную "мерзкую" роль Джесси Племонса, который кажется стал заложником отрицательной харизмы, и короткое появление Мартина Шина в роли всесильного Эдгара Дж. Гувера.

Прогноз на Оскар: Академия с этим фильмом сделала странный "финт ушами". Актёры, сыгравшие по сути две главные роли, каким-то образом оба оказались номинированы в категории "Лучшая мужская роль второго плана". Это странно: если они сыграли второй план, то хотелось бы спросить, кто же в этом фильме первый план. При этом у Дэниэла Калуи огромные шансы победить и взять "золотого болванчика" - пока всё идёт к этому. В остальных категориях шансов почти нет.

Оценка: 7 из 10

"Минари"

Minari
Год: 2020
Страна: США
Где смотреть: в кино
Режиссёр: Ли Айзек Чун
В главных ролях: Стивен Ян, Хан Е-ри, Юн Ё-джон, Алан С. Ким, Ноэль Чо, Уилл Пэттон
Продолжительность: 115 минут
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль" - Стивен Ян, "Лучшая женская роль второго плана" - Юн Ё-джон, "Лучший режиссёр" - Ли Айзек Чук, "Лучший сценарий" - Ли Айзек Чун, Лучший саундтрек

Корейская семья И, вот уже несколько лет назад перебравшаяся жить в Америку, обустраивается в доме-на-колёсах, расположенном буквально в поле. Джейкоб, глава семьи, хочет стать фермером и планирует возделывать расположенные рядом с домом земли. У матери Моники возникают разумные сомнения в реализуемости этого плана, к тому же её тревожит состояние здоровья маленького сына Дэвида. Для того чтобы следить за ним и за его старшей сёстрой Анной, Моника призывает на помощь свою мать, которая, приехав из Кореи, станет пятым значимым участником этой истории.

Иногда одним из заметных участников Оскаровской гонки становится инди-драма, "выстрелившая" на фестивале независимых картин "Сандэнс". Примеров тому множество: "Зимняя кость", "Звери дикого юга", "Одержимость" и вот в этом году "Минари". Как и всё ранее перечисленное, "Минари" обладает всеми достоинствами и недостатками инди-драм. С одной стороны это достаточно простое по своему строению кино: тернистный путь иммигрантов к американской мечте с обязательным набором мини-сюжетов, живописующих возникающие трудности.

С другой стороны, это очень многослойное и мультикультурное кино. Например, маленький Дэвид является во многом автобиографическим персонажем, созданным режиссёром ленты Ли Айзеком Чуном. История фермера Джейкоба отсылает к классическим примерам вестернов о покорении природы: этот жанр часто встречался и в американской литературе и в кинематографе. С другой стороны, отношения внутри семьи, в особенности между бабушкой и внуком - это чисто корейская кинематографическая традиция. Также здесь заложен мощный религиозный посыл, отдельные элементы которого на поверхности, другие же - скрыты в метафорах и аллегориях. Все эти лоскуты так тонко вплетены в фильм "Минари", что практически не считываются до прочтения соответствующих рецензий. И уж тем более когда речь идёт о русскоязычной аудитории. Знание книг Стейнбека, фильмов Джона Форда и корейских лент Ясудзиро Одзу - не слишком ли серьёзный "порог вхождения"? Это делает правильное восприятие фильма весьма нетривиальной задачей, с которой я, рискну признаться, пожалуй, не справился. Может быть у вас получится.

Прогноз на Оскар: В ключевых категориях, "Лучший фильм", "Лучший сценарий" и "Лучший режиссёр" ленте "Минари" практически стопроцентно не удастся взять призов. У исполнителя главной мужской роли Стивена Яна также никаких шансов навязать борьбу Чедвику Боузману, Энтони Хопкинсу или Гари Олдману. А вот, так называемая "южнокорейская Мэрил Стрип", легендарная азиатская актриса Юн Ё-джон, сыгравшая бабушку, наверняка получит статуэтку. Всё идёт именно к этому.

Оценка: 7 из 10

Музей СССР
Корпорация РА
СТ Практик