В третьей части марафона по российскому кино 2023-го года перейдём к двум совсем уж почти не замеченным фильмам, которые, тем не менее, заслуживают вашего внимания.
"Фрау"
Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Любовь Мульменко
В главных ролях: Вадик Королёв, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Людмила Чиркова, Дарья Коныжева, Максим Стоянов, Алексей Розин
Продолжительность: 105 минут
Ваня - молодой мужчина со странностями на грани (а может уже и за гранью) с аутизмом. Он работает в магазине "Охотник и рыболов", живёт в оставшейся от бабушки квартире, не делая в ней ремонта, каждые выходные ездит на рыбалку с друзьями-коллегами, называет всех прекрасных дам "фрау" и мечтает жениться на одной из них, чтобы создать семью, завести детей и до конца жизни быть рыцарем, воспевающим свою любовь. Кристина - молодая прима Пермского театра оперы и балета. Она танцует "Жизель", мучается от болей в колене, живёт с мамой и бабушкой, встречается с женатым любовником и всё больше и больше ощущает, что её всё это задолбало и что так жить нельзя. И вот они встречаются друг с другом.
Любовь Мульменко - относительно молодая постановщица, для которой лента "Фрау" лишь второй фильм в её режиссёрской фильмографии. Однако назвать Мульменко дебютанткой тоже не получится: прежде чем начать снимать самой, она серьёзно набила руку на сценариях для других режиссёров: Оксана Бычкова, Наталья Мещанинова, Нигина Сайфуллаева, Валерий Тодоровский и даже финский постановщик Юхо Куосманен, с которым Мульменко работала над фильмом "Купе номер 6", получившим "Гран-при жюри" Каннского кинофестиваля. Если попробовать найти в проектах Любови Мульменко ("Ещё один год", "Комбинат "Надежда", "Как меня зовут", "Верность" и другие) некое общее место, то это будут психологические проблемы подростков или молодых людей - как в общении друг с другом, так и в процессе самокопания. Мульменко "собаку съела" на экзистенциональных материях, поэтому и лента "Фрау" вышла такой - тонкой, проникновенной, с нотками светлой грусти.
В коротком синопсисе на сайте "КиноПоиск" ленту "Фрау" называют "сказкой о потерянных миллениалах" - и это тот случай, когда я не сказал бы точнее. Ваня и Кристина - продукты нашего времени, оказавшиеся между молотом общепринятых социальных норм и наковальней невозможности да и, что уж там, нежелания им соответствовать. Ваня - немножко аутист, немножко рыцарь. Он пытается привнести легенды о Тиле Уленшпигеле в окружающий его мир, просто потому, что это красиво, благородно и правильно. Но он явно что-то перестал понимать о себе. Ему кажется, что он считает высшим благом служение прекрасной фрау, но на деле Ваня "одиночка", который к тридцати годам уже успел выстроить вокруг себя уютный мир из привычек, которые ему уже не захочется менять, и мыслей, которыми ему уже не захочется делиться.
У Кристины ситуация весьма похожая - к своим 30 она в сути своей тоже уже стала "одиночкой". Если бы она была способна разобраться в своих чувствах - точно смогла бы жить полной жизнью и получать от неё удовольствие, но юность наивна, а на Кристину к тому же "давят" примеры членов её собственной семьи: волевая бабушка, то и дело сватающая ей своих аспирантов, и мать-"неудачница", которая разошлась с отцом Кристины, когда та была ещё совсем младенцем. У бабушки есть твёрдая опора под ногами и моральные ориентиры: строгая причёска, семейные ценности, да религия в конце концов. Мать же наоборот - безвольная, бесхребетная, раздавленная жизнью. Кристина не хочет "закончить", как мать, но при этом делает неверный выбор в пользу уклада жизни бабушки, бросаясь в объятия то к женатому любовнику, то к "благородному рыцарю". А то, что можно быть одинокой и получать от этого удовольствие - это ей ещё предстоит понять.
Выше я описал лишь верхний слой ленты "Фрау", однако она вся состоит из "паутины" смыслов и нюансов, в которых можно копаться до бесконечности. Это очень тонкий, сложно сконструированный фильм, в котором каждый из зрителей точно увидит что-то своё. Не исключаю, что вы посмотрите ленту, прочитаете мою рецензию и фыркнете - "он же вообще увидел в ней совершенно не то". И это нормально, если лента сделана талантливо и с любовью. И, конечно, такое кинематографическое чудо невозможно без талантливых исполнителей главных ролей - в данном случае это Вадик Королёв (лидер инди-группы "OQJAV") и Лиза Янковская, получившая за свою роль престижную российскую премию "Маяк".
Одним словом, очень советую - классный, тонкий, очень светлый фильм.
"Год рождения"
Год: 2023
Режиссёр: Михаил Местецкий
В главных ролях: Эльдар Калимулин, Анастасия Талызина, Юра Борисова, Дмитрий Быковский-Ромашов, Юлия Ромашина, Олег Васильков, Роман Евдокимов
Продолжительность: 105 минут
Россия, глубоко провинциальный промышленный город Металлогорск. Когда-то в 90-е здесь обитала панк-группа "Яичный свет", лидер которой, бунтарь по кличке Сопля, по легендам умел творить чудеса: усилием мысли покрывался татуировками, изобрёл аппарат, извлекающий музыку из любого предмета, а также однажды прямо на концерте отрезал себе голову бензопилой, после чего его товарищи приклеили ему её обратно. В наше время про группу "Яичный свет" почти никто не помнит, кроме местного чудаковатого фантазёра Филиппа, который мечтает возродить славу металлогорского андерграунда и провести здесь масштабный фестиваль "Месиво". Однако когда девушка Филиппа Марина делает тест с двумя полосками, ему приходится круто изменить свою жизнь и начать думать не о Сопле с его песнями, а о деньгах, диване и ремонте...
В основе фильма "Год рождения" лежат два конфликта. Первый очевидный - тот, который мы видим на экране и который раздирает внутренний мир главного героя фильма Филиппа. С одной стороны это фантазёр и фрик, витающий в облаках своих неадекватных иллюзий и несбыточных мечтаний. В этом есть определённый шарм и обаяние - но ровно до того момента, как перед человеком не встаёт вопрос, чем кормить семью и куда привезти новорожденного ребёнка. Желание Марины "жить нормально" абсолютно адекватно и объяснимо, и Филипп действительно старается - закрывает свой подкаст, устраивается на работу, на поверку оказавшись отличным электриком, разбирает свой музей имени "Яичного света" во благо мещанскому дивану и свободному пространству. Но когда Филипп в сердцах восклицает: "ты что, не видишь, что от МОЕЙ жизни здесь уже ничего не осталось!" - мы тоже не можем его осуждать: у человека должен оставаться простор для мечтаний и хотя бы отчасти недоподрезанные крылья.
Казалось бы, конфликт из разряда вечных и в его рамках по большому счёту нет правильного мнения. Хотя общественная позиция, особенно в странах, где бытует повестка с упором на традиционные семейные ценности, скорее склоняется в сторону твёрдого тыла и крепкой постановки ног на земле, нежели к оправданию пустых мечтаний и фантазёрства. И тут пришло время поговорить о втором конфликте этого фильма, который происходит не на экране, а между этим самым общественным мнением и автором ленты - режиссёром Михаилом Местецким ("Тряпичный союз"). Для Местецкого образ Филиппа во многом автобиографичен - он и сам этакий бунтарь, фантазёр и лидер довольно малоизвестной группы. Вообще надо сказать, что во многих историях успеха творческих личностей обязательно есть глава под названием "жизнь в нищете" - то есть период жизни, когда в ожидании успеха им приходилось ютиться по чердакам и съёмным квартирам, часто в компании с женой и маленькими детьми. Таких примеров сотни: от Стивена Кинга до Юры Музыченко, от Честера Беннингтона до Сергея Орлова. И это только успешные примеры, а сколько их таких мечтателей так и осталось в своих каморках? Стоило ли тогда жертвовать всем? Общественное мнение говорит, что нет - не стоило. Михаил Местецкий своим фильмом утверждает - не будь этих жертв, мир не досчитался бы десятков гениев и тысяч просто талантливых людей. И апогеем этого конфликта между Местецким и обществом, стал жёсткий и едкий приговор, вынесенный одной из кинокритикесс: "как всегда: мужчины мечтают, женщины рожают".
Рассуждения на эту тему, которые настигают тебя уже после финальных титров - пожалуй, лучшее, что есть в этой картине. В остальном же - фильм не бесспорный. Особенно удивляют его финальные полчаса, которые превращают трагикомедию в авангардистский фарс или даже в фентези-притчу, в которой через ткань реальности начинают прорываться те самые металлогорские чудеса. Уверен, что многих финал ленты сильно покоробит и оттолкнёт - не могу осуждать, это было действительно достаточно не очевидно и рискованно. Из плюсов же отмечу работу молодого Эльдара Калимулина, сыгравшего главного героя - отличная, очень тонко сыгранная роль. Юру Борисова приятно было увидеть в роли Сопли, но там буквально пара эпизодов.
"Год рождения" - неоднозначный и достаточно неровный с жанровой точки зрения фильм, который, тем не менее, я бы рискнул посоветовать более или менее толерантной к экспериментам публике. В конце концов базовая идея в него заложена интересная, а сцену с разговаривающей отрезанной головой - ну её как-то можно пережить. Филипп же смог...