Игра в имитацию
16 марта 2015 г. 10:44
1282
3

1930 год — юный гений, ученик частной Шернборнской школы Алан Тьюринг страдает от унижений со стороны сверстников и сближается с одноклассником Кристофером. 1939 год — британская разведка предлагает Тьюрингу принять участие в работе над дешифровкой немецких радиосообщений, зашифрованных при помощи уникальной машины Энигма. 1952 год — Тьюринга обвиняют в "непристойном поведении" и выносят суровый судебный приговор.

  • Год: 2014
  • Страна: Великобритания, США
  • Режиссёр: Мортен Тильдум
  • В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Аллен Лич, Мэттью Бирд, Чарльз Дэнс, Марк Стронг, Джеймс Норкот, Том Гудман-Хилл, Алекс Лоутер, Джэк Бэннон
  • Продолжительность: 114 минут
  • Слоган"Основано на невероятной, но реальной истории"

Представляете какую пафосную дешёвку можно было снять по мотивам жизни Алана Тьюринга, сделав упор на притеснении его права быть гомосексуалистом? Фильм бы начинался с краткой выжимки о достоинствах Тьюринга, как учёного, а где-то на 15 минуте его бы уже поймали за руку на "месте преступления". А потом по стандартной схеме — страдания главного героя, коварные полицейские и прокуроры, презрение толпы, длинная, проникновенная сцена в суде, обязательно показать несколько раз процедуру химического вмешательства в тело великого учёного. Ну, в общем, вы поняли. Я безмерно рад тому, что создатели "Игры в имитацию" не пошли по этому примитивному пути.

В этой картине режиссёру удалось сделать очень хитрую вещь: сосредоточившись на перипетиях процесса расшифровки немецкой машины Энигма, очень аккуратно подвести зрителя к финалу жизненного пути Тьюринга и его же устами сформулировать главную дилемму картины: "Кто я - герой войны или преступник?". Мортен Тильдум с одной стороны не стал полностью дистанцироваться от скользкой и неприятной социальной темы — это было бы глупо, но с другой стороны явно подстелил себе соломку. Теперь в ответ на любые претензии, касательно эксплуатации острой темы ради кинематографической выгоды, он может с чистым сердцем всё отвергать, пользуясь железобетонным резоном, что 90% хронометража картины вообще не "об этом". В этом главное достоинство фильма, которое парадоксальным образом вскрывает его же главный недостаток. Оставив трагичность судьбы Тьюринга ключевым мотивом ленты, Тильдум слишком уж сильно пренебрёг детализацией этой трагичности. В итоге картина превратилась в чуть ли не приключенческий триллер с неожиданно грустным концом.

Мне сложно оценить по достоинству игру Бенедикта Камбербэтча, потому что в биографических фильмах многое зависит во-первых, от того, похоже ли получилось изобразить реально существовавшего человека, а во-вторых, насколько далеко получившийся образ далёк от типичных для этого актёра ролей. Каким был настоящий Алан Тьюринг, я не знаю. При этом в начале фильма Камбербэтч своей манерой игры сильно напоминал свой же образ из сериала "Шерлок", а в середине и особенно в конце возникло ощущение некоторой чрезмерной плаксивости и, возможно, даже переигрывания. Но кто знает, может такова была его творческая задача. Кира Найтли, в целом, оставила впечатление "типичной Киры Найтли", а я этого не очень люблю. Так что здесь я предвзят.

"Игра в имитацию" — тот нечастый случай, когда вроде всё хорошо, но магии почему-то не происходит. Не могу отрицать, что это, без сомнения, очень крепкий, интересный и даже красивый фильм с одним из самых талантливых актёров современности в главной роли. С другой стороны чего-то прямо фееричного я здесь не увидел.

Оценка: 8 из 10

Интерра в ТГ
Тангун
33 комода