Я всегда говорил, что российское кино не находится ни в каком упадке, по-крайней мере одна из его заметных частей. Да, возможно, по части блокбастеров нам ещё до Голливуда топать и топать, но российское авторское кино ничуть не хуже любого европейского. Меня всегда расстраивает пренебрежительное отношение к нашим фильмам из разряда "российское? даже смотреть не буду!". И поэтому я стараюсь как можно больше рассказывать о хорошем отечественном кино. Сегодня как раз такой случай. С этого поста начнётся серия о самых ярких российских картинах ушедшего 2023-го года.
"Снегирь"
Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Борис Хлебников
В главных ролях: Макар Хлебников, Олег Савостюк, Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Анатолий Попов, Евгений Сытый
Продолжительность: 116 минут
Опытные прожжёные моряки на своём судне под названием "Снегирь" отправляются в очередной рейс: далеко не первый и конечно же не последний. Рутинная, тяжёлая работа, которая требует от каждого члена экипажа полной концентрации и осторожности. Помимо постоянной команды в этот рейс на "Снегире" отправляются двое студентов мореходки, которым предстоит пройти тяжкое испытание настоящим делом. И если Максим готов к трудностям и действительно хочет стать моряком, то мягкотелый Никита оказался в мореходке и в этом рейсе чисто "по фану", фактически чтобы откосить от армии, что, конечно, не может понравится суровым морякам.
Режиссёр Борис Хлебников стал известен за пределами узкого круга любителей авторского российского кино лишь со своим шестым полнометражным фильмом "Аритмия", который стал одним из самых ярких событий сезона 2017. Бешеный всплеск популярности Хлебников развил двумя выдающимися сериалами: "Обычная женщина" и "Шторм" (обязательно посмотрите, если ещё не видели). В 2021-м Хлебников реализовал интересный эксперимент: фильм "Солнечная линия", снятый одним дублем, главные роли в котором сыграли Юлия Пересильд и Андрей Бурковский. Эта лента, впрочем, не была замечена широкой общественностью, в отличие от свежей картины Хлебникова "Снегирь".
"Снегирь" это драматический триллер, снятый по мотивам романа Георгия Владимова "Три минуты молчания". Впрочем, критики в голос утверждают, что в фильме от романа не осталось почти ничего, фактически только место действия - рыболовецкое судно. "Снегирь" - это многогранная история, в которой поднимается сразу несколько вечных тем. Это и конфликт "отцов и детей", и столкновение маскулинного мира прошлого с более мягким миром настоящего, и важнейшая тема буллинга, которой подвергаются "иные" люди, не вписывающиеся в своё окружение. При этом во второй половине картины вся эта "драма" сменяется чуть ли фильмом-катастрофой, когда "Снегирь" попадает в шторм и моряки находятся на грани смерти.
Больше всего в этой картине мне понравилось то, что здесь нет однозначно отрицательных или однозначно положительных персонажей. С одной стороны, конечно, очень жалко паренька Никиту, который нарвался на очень жёсткий приём. С другой стороны - а зачем действительно было лезть на рожон? Он что, не понимал, в какой мир он врывается со своими гаджетами, длинными волосами и плохо скрываемым презрением? С другой стороны, конечно, ничем нельзя оправдать жесточайший буллинг со стороны моряков, в котором особенно отличился персонаж в исполнении Тимофея Трибунцева. Однако, даже этот, казалось бы, однозначный антагонист ленты, в какой-то момент проявляет героизм и самопожертвование, причём для него это как бы нечто само собой разумеющееся.
"Снегирь" - отличное кино, которое многие критики признали одним из лучших российских фильмов 2023-го года. Это мощнейшая социальная драма с элементами триллера и фильма-катастрофы и с прекрасными ролями Робака и Трибунцева.
P.S. Единственный, на мой взгляд, серьёзнейший минус ленты - звукорежиссёры опять зачем-то сделали речь героев невероятно неразборчивой, особенно это чувствуется в сцене шторма. Этим давно "грешат" создатели российских авторских картин, и я не понимаю, почему нельзя вывести голоса нормально, чтобы не приходилось прислушиваться и угадывать слова из контекста.
"Чувства Анны"
Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Анна Меликян
В главных ролях: Анна Михалкова, Тимофей Трибунцев, Олег Ягодин, Екатерина Новкрещенова, Мария Бердинских
Продолжительность: 130 минут
Россия, недалёкое альтернативное будущее. В мире бушует страшная пандемия, население Земли стремительно сокращается. В это же время по теленовостям показывают оптимистические картины будущего - скоро на Марсе будет открыта земная колония, уже выбраны первые 100 счастливчиков, которые покинут умирающую Землю и отправятся на красную планету. Анна - обычная, провинциальная женщина, работающая оператором конвейерной линии на шоколадной фабрике. Однажды, возвращаясь домой с работы, Анна поскальзывается и ударяется головой об лёд. После этого она начинает слышать голоса, которые требуют от Анны передать послание всему человечеству: "путешествие на Марс обречено на провал, пока земляне не научатся любить друг друга".
Относительно молодая постановщица Анна Меликян начала снимать большое кино ещё в середине нулевых - её первыми картинами того времени стали драмы "Марс" и "Русалка". Затем уже в десятые она сняла заметную картину "Звезда", нашумевшую дилогию "Про любовь", и наконец закрыла десятилетие картинами "Фея" и "Трое", а также сериалом "Нежность". Картины Анны Меликян - это почти всегда глубокие и романтичные инди-драмы, стержнем которых являются вечные ценности, а центром зрительского притяжения - потрясающий актёрский состав.
То же самое можно сказать и про картину "Чувства Анны" - это история с чётко артикулированной моралью: пока человечество не научится любить, ему ничего не поможет, ни Марс, ни высокие технологии. Образ простой женщины Анны, вступившей в контакт с внеземным разумом, это такая "матрёшка": её чувства и поступки присущи одновременно и среднестатистическому человеку, и группе людей, и целой стране, и в конце концов всему миру, всему человечеству. Сначала Анна чувствует в себе некую миссию - донести, показать, рассказать. Однако длится это совсем-совсем недолго, своя рубашка ближе к телу, и вот уже Анна в полной мере пожинает плоды своей случайной популярности, возомнив себя кем-то, кем она, конечно, никогда не являлась.
Второй компонент фильмов Меликян, актёрский состав, тоже на месте. Безусловно, работа в ленте "Чувства Анны" - одна из лучших ролей в карьере Анны Михалковой: тонкая и точная. Зритель не должен был возненавидеть Анну за её понятные в сущности слабости, но и не должно было появиться ощущения, что она "избранная", что она героиня, которая несёт свет и смысл. Михалкова виртуозно прошла по этой тонкой грани. Хороши были и "мужчины" Анны - её муж в исполнении мастера ролей второго плана Тимофея Трибунцева и наш "родненький" "колядовец" Олег Ягодин, сыгравший любовника Анны.
"Чувства Анны" - одна из жемчужин российского киносезона 2023. Тонкий фильм с интересной задумкой и отличными актёрскими работами. Конечно, это лента "не для всех". Конечно, я советую её всем и каждому.