Лучшие фильмы 2016-го года
16 мая 2017 г. 18:19
2769
21
Я традиционно вхожу в список людей, публикующих самые запоздалые киноитоги ушедшего года. Последние много лет я делаю это не раньше начала мая, просто потому, что хочется посмотреть всё, что интересует, а этот процесс затягивается до самых последних "дедлайнов". Поэтому мои "хит-парады", безусловно, отличаются крайней степенью "свежести" и "актуальности". Но, если честно, мне без разницы. Для меня эти списки рано или поздно становятся самодостаточными и безо всякой привязки к дате выхода.

В прошлый раз я опубликовал топ-20 картин, которые выбрал из 60 виденных. В этом году общее количество фильмов 2016-го года равняется 64, а в топ вошли 18 лент, причём только те, что получали от меня оценки "9 из 10". "Десяток" в этом году, к сожалению, не случилось, так что и лидер списка не столь уж безоговорочный, но об этом позже.

Если обратить внимание на тематику картин, попавших в рейтинг в этом году, то можно заметить, что у меня в этот раз у меня получилось много харизматичных борцов с системой, войны и религии. Ни с чем особенным это, конечно, связывать не стоит. Просто забавное наблюдение. Ладно, не буду ходить вокруг да около, поехали по списку.

18 место. Служанка (Agasshi, Пак Чхан-ук, Южная Корея)
"Служанка" — один из самых необычных триллеров этого года, который, по большому счёту, только "прикидывается" триллером, а по факту является тонкой и жёсткой драмой в полном соответствии со стилем одного из самых известных южно-корейских режиссёров. Не обошлось, кстати, и без осьминога, впрочем, на этот раз его никто не стал есть. Очень красивая, брутальная, остросюжетная драма с несколькими изящными сюжетными твистами.
17 место. Ведьма (The VVitch: A New-England Folktale, Роберт Эггерс, США-Великобритания-Канада-Бразилия)
Самый стильный, атмосферный и жутковатый фильм ужасов года — достойный "продолжатель" ряда авторских хорроров, которые стали постепенно всплывать на поверхность из недр арт-хаусного котла. Роберту Эггерсу удалось практически невозможное — попасть в мой топ, не показав при этом стройного и внятного сюжета, заменив его сюрреалистической атмосферой древних преданий Новой Англии. Это, безусловно, успех ;)
16 место. Помнить (Remember, Атом Эгоян, Канада-ЮАР-Мексика-Германия)
Ещё одна мощная драма, которая хочет казаться триллером. Впрочем, Атом Эгоян как раз из тех режиссёров, которые любят упаковывать свои авторские картины в мейнстримовую обёртку: будь то внешние атрибуты, завязка сюжета, или актёрский состав. На этот раз Кристофер Пламмер и Мартиан Ландау разыгрывают на экране "саспенс"-историю, в недрах которой кроются мотивы вины и того, с какой лёгкостью мы можем видоизменять чертоги собственной памяти.
15 место. Идеальные незнакомцы (Perfetti sconosciuti, Паоло Дженовезе, Италия)
В моём топе не мог не появиться столь приятный и качественный "театральный" фильм, большим фанатом которых я являюсь, да ещё и на милом сердцу итальянском языке. "Идеальные незнакомцы" — идеально разыгранная история с ограниченным набором персонажей, заключённых в рамки отдельно взятой квартиры: отлично прописанные диалоги, интрига, приятные актёрские работы, что ещё надо?
14 место. Зверополис (Zootopia, Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш, США)
Единственный мультфильм в топе. Вообще год был не богат на действительно интересную мультипликацию. Были хорошие проекты, но практически все как один слишком уж на "серьёзных щах". Был ещё "Кунг-фу Панда 3", но он не впечатлил. "Зверополис", конечно, тоже не достиг высочайшей планки качества PIXAR, но и у диснеевцев получилось снять сильную, скрупулёзно продуманную картину, которая будет интереса и взрослым и детям.
13 место. Коллектор (Алексей Красовский, Россия)
Первый из двух отечественных фильмов в моём списке лучших. Он был снят для того, чтобы мне понравиться. Замкнутая, "театральная" манера, один из лучших российских актёров современности в кадре, актуальная проблема, очень правильно расставленные акценты, лиричный и неоднозначный финал, стильная операторская работа — всё на очень высоком уровне. Даёшь ещё больше киноэкспериментов подобного рода, раз уж "блокбастеры" снимать не очень получается.
12 место. Молчание (Silence, Мартин Скорсезе, США-Тайвань-Мексика)
Мартин Скорсезе, кажется, снял один из самых глубоких и многогранных фильмов в своей карьере. Нет, конечно, были у этого классика Голливуда очень сильные, драматические вещи, но такого широкого спектра вопросов я, если честно, не припоминаю. Да, конечно, все они связаны с верой в Бога, да ещё и нанизаны на достаточно спорный сюжет о мытарствах португальских иезуитов в Японии в XVII веке, плюс ещё и длится всё это почти три часа. Но список поднятых в этом фильме тем столь широк, что к мыслям об этой картине волей-неволей постоянно приходится возвращаться.
11 место. Эдди "Орёл" (Eddie the Eagle, Декстер Флетчер, Великобритания-Германия-США)
Один из самых сильных лёгких фильмов этого года, как бы парадоксально это не звучало. Прекрасная, душевная, искрящаяся картина, которая не хочет казаться чем-то иным, и именно за счёт подобного позиционирования и зарабытывает себе очки в глазах простых зрителей, не говоря уж о прекрасном актёрском тандеме Эджертон-Джекман. Забегая вперёд скажу, что подобного уровня лёгкости фильм в этом списке будето ровно один, все остальные места займут тяжёлые остросоциальные драмы. И это не плохо, просто немного грустно.
10 место. Вторая жизнь Уве (En man som heter Ove, Ханнес Холм, Швеция)
Лучший из целого ряда фильмов ушедшего года, речь в которых идёт об одиноких стариках, противопоставляющих себя обществу, системе или даже своим близким. Ни "Тони Эрдманну", ни картине "Я, Дэниэл Блейк" не удалось достичь того же тонкого баланса между драмой, комедией и просто интересной историей с сильным, но неоднозначным героем в центре сюжетной линии.
9 место. Преисподняя (Brimstone, Мартин Кулховен, Нидерланды-Франция-Германия-Бельгия-Швеция-Великобритания)
Один их самых жёстких фильмов года, хотя конкуренты у него, безусловно, имеются. Впрочем, жестокость не является главным достоинством ленты "Преисподняя". Есть здесь и остросоциальные вопросы, и гениальный злодейский образ, созданный Гаем Пирсом, и стильное цветовое решение, и тяжёлое, давящее послевкусие, перебить которое оказывается достаточно сложно.
8 место. Призрачная красота (Collateral Beauty, Дэвид Фрэнкел, США)
"Призрачная красота" — безусловно, самый обруганный критиками и зрителями фильм в моём списке. Не каждый год в моём личном топ-10 появляются ленты с таким количеством номинаций на "Золотую малину". Может быть, это "вкусовщина", а может просто отсутствие вкуса, но мне лента очень понравилась: и сюжет, и актёрский состав (с моим любимым Эдвардом Нортоном), и даже высокий уровень "ванильности", который в данном случае был более, чем оправдан. Трогательный, светлый и очень эмоциональный фильм.
7 место. Ла-Ла Ленд (La La Land, Дэмьен Шазелл, США-Гонконг)
Многие (в том числе Фэй Дэнэуэй и Уоррен Битти) считают этот фильм — лучшей лентой года, десятилетия, века, а то и вообще всей истории кинематографа. У меня же он попал в десятку, но не более того. Картина, безусловно, сильная, но, во-первых, на очень узкую аудиторию тру-фанов старого-доброго кинематографа, а, во-вторых, достаточно простенькая по драматургии. Другое дело, что это самое яркое признание в любви к кино и стильно снятый мюзикл, который неожиданно было интересно смотреть широкому кругу зрителей, с невероятно красивой музыкой и интересными актёрскими работами.
6 место. Ученик (Кирилл Серебренников, Россия)
Лучший отечественный фильм этого года. Не бесспорный, не слишком правдоподобный в деталях, не достаточно качественно перенесённый Кириллом Серебренниковым с театральной сцены на широкие экраны, не изобилующий передовыми техническими приёмами, отягощённый авторскими "загонами" и лишними сценами. Но тем не менее в "десятке". Почему? А просто потому что актуальный, остросоциальный, искренний, "болезненный" — наотмашь. Как "Дурак" Быкова: "ударю", как умею, но вложу в этот удар всю свою силу и боль. Это чувствуется, этому хочется верить и апплодировать.
5 место. Любой ценой (Hell or High Water, Дэвид Маккензи, США)
Фильм с самой заметной жанровой трансформацией среди всех представленных в списке. Начинаясь, как типичный криминальный драматический вестерн, лента неожиданно превращается в чуть ли не философскую притчу о судьбе человека, о жестокости окружающего мира, о проблеме "благородного зла", о том, что "человек человеку — волк", об одиночестве, несправедливости и решительных попытках переломить ситуацию в свою пользу. Обладая также мощнейшим актёрским составом, это лента, безусловно, заслуживает права закрывать пятёрку лучших фильмов 2016-го года.
4 место. Ограды (Fences, Дензел Вашингтон, США)
Ещё один фильм-спектакль в рейтинге, на этот раз не российский и не итальянский, а вполне себе Голливудский, но от этого не менее прекрасный. Главные козыри режиссёрского дебюта Дензела Вашингтона — многослойность сюжетной линии, глубина взаимоотношений героев и невероятной силы актёрская игра. А в образе главного героя заключаются как философия космического уровня, так и банальная "бытовуха" из соседнего двора.
3 место. По соображениям совести (Hacksaw Ridge, Мэл Гибсон, Австралия-США)
Мэл Гибсон вернулся и безо всякого пиетета перед историей кинематографа взял да и переосмыслил жанр Голливудской военной драмы, что раньше разрешалось лишь избранным, Стивену Спилбергу, например, или Стэнли Кубрику. С одной стороны, это, безусловно, чистой воды мейнстрим — голливудские лекала торчат тут и там, но Гибсон-то взял от них только самое лучшее, а сверху "набросал" своего авторского видения, "жестокую" камеру, противоречивую биографию Дезмонда Досса, одного из лучших молодых актёров современности Эндрю Гарфилда, актуальную религиозную тематику — на выходе же получил почти шедевр. По крайней мере, я так считаю.
2 место. Моя земля (Under sandet, Мартин Зандвлиет, Дания-Германия)
Мне не нужно искать никакие объективные или субъективные причины, чтобы поставить фильм на самые высокие места в своём рейтинге, если он вызывает у меня ТАКИЕ эмоции сразу же после просмотра. Как сейчас помню, финальные титры, я сижу на диване, боюсь не то что встать — просто пошевелиться, чтобы не спугнуть магию кино. Потом ещё полчаса только шёпотом разговаривали. Это уже впоследствии, я понял, что моментами картина несколько простовата и слегка наивна, но это, тем не менее, не делает её хуже. "Моя земля" — очень сильная военная драма с неизбитым сюжетом, этическими проблемами самого высокого порядка и прекрасной актёрской игрой неизвестных, датских исполнителей.
1 место. Прибытие (Arrival, Дени Вильнёв, США)
А вот это, в отличие от "Моей Земли", уже чистейшей воды "вкусовщина", на которую я, конечно, в рамках своего рейтинга имею полное право. Тут наоборот всё сложилось вполне себе предсказуемо: один из самых любимых режиссёров, один из самых любимых жанров, просмотр в большом экране на языке оригинала, изначально завышенные ожидания и готовность простить этой ленте любую провинность. В итоге эмоции после просмотра также были невероятно сильными. Единственное, на что мне хватило адекватного восприятия — так это понять, что сценарий кое-где топорщится логическими несостыковками, а один из двух главных персонажей сделан исключительно "для мебели". Этого было достаточно, чтобы не ставить фильму Вильнёва высший балл, но первое место за этой картиной всё равно осталось.
ИТПицца
ЕКБушка