мама!
19 сентября 2017 г. 16:11
1066
0

Семейная пара, состоящая из молодой девушки-домохозяйки и поэта среднего возраста, живут в отдалённом доме, расположенном где-то на лесной опушке. Однажды в дверь звонит незнакомец, который представляется новым поселковым доктором и говорит, что ему указали на этот дом, как на место, где можно остаться на ночлег. Несмотря на явную ошибку, хозяин радушно приглашает гостя в свой дом, а вот девушка, кажется, несколько взволнованной — всё-таки она вложила много сил в обустройство своего жилища и теперь боится любого внешнего вмешательства в её порядки.

  • Год: 2017
  • Страна: США
  • Режиссёр: Даррен Аронофски
  • В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайфер, Донал Глисон, Брин Глисон, Кристен Уиг, Йован Адепо, Стивен МакХэтти
  • Продолжительность: 121 минута
  • Слоган:"seeing is believing"

Даррен Аронофски, безусловно, на данный момент является одним из самых недооценённых режиссёров современности. Причём эта недооценка, строго говоря, не касается его фильмов: достаточно большое количество людей по достоинству оценило такие ленты, как "Реквием по мечте", "Чёрный лебедь" или "Ной". Однако в массовом сознании почему-то не прослеживается никакой связи между отдельными этими картинами. Большинство из моих друзей и знакомых даже и не подозревают, что они сняты одним и тем же человеком, а уж назвать его имя и вовсе смогут единицы. Вокруг Даррена Аронофски почему-то никогда не возникает ореола узнаваемости, как вокруг многих других современных режиссёров: взять, к примеру, Кристофера Нолана или Дэвида Финчера. В их случае одно лишь имя может привлечь людей в кинотеатры. С Дарреном Аронофски такого не происходит.

Плохо это или хорошо: решать собственно ему одному. Другое дело, что этим отсутствием своеобразного товарного знака он научился прекрасно пользоваться, каждый раз искусно обманывая потенциального зрителя. Называем картину "Рестлер", подаём в промо-кампании, как типичную "бокс-драму", берём на главную роль Микки Рурка, и получаем на выходе изумлённого зрителя, разменявшего свои кровно заработанные на тяжёлую, философско-социальную трагедию. Или приглашаем на главные роли Натали Портман и Милу Кунис, подаём всё под соусом психологического триллера, и вновь потираем ладони, глядя, как люди изумляются тому, что видят на экране. Я уж молчу о том, как Аронофски блестяще обманул всех со своей версией библейского Ноя. С "мамой!" в этом плане он и вовсе дошёл до крайней степени изощрённости: минимум слов о сюжете в прессе, полное отсутствует каких-либо намёков в официальных источниках, ряд трейлеров, показывающих фильм чуть ли не как типичнейший, клишированный фильм ужасов, да ещё и суперкаст в лице Лоуренс, Бардема, Харриса и Пфайфер. Только человек, понимающий кто такой Аронофски и как он обычно снимает, в такой ситуации будет морально готов к происходящему на экране. Подавляющее же большинство вновь лишь растерянно разведёт руки и пожмёт плечами. Ай да Аронофски...

Стоит признать, что и я был удивлён, причём несколько раз. Сначала фильм "мама!" действительно производит впечатление пусть не банального и достаточно талантливо снятого, но всё-таки относительно невыдающегося фильма ужасов. Однако дальше, когда градус безумия и абсурда достигает своего апогея, становится понятно, что фильм-то вовсе не является триллером или хоррором, это опять, как это часто бывает у Аронофски, очень социальная притча, состоящая из нескольких уровней смыслов. Тут вам и откровенно гринписовские мотивы о том, как бездарно и преступно люди относятся к своему "дому", и рассуждения об истоках вдохновения в жизни любого демиурга, и множество библейских отсылок с откровенным порицанием тех или иных действий Создателя (вот против этого фильма надо было митинговать православным активистам, а не против "Матильды"). Фильм "мама!" оказался картиной, которую недурно было бы посмотреть и во второй раз, или хотя бы внимательно отмотать её назад в памяти. Сколько же здесь всего "зашито" такого, что не бросается в глаза при первом просмотре: начиная от "ребра Адама", изгнания из рая и истории Каина с Авелем, заканчивая великим потопом, возникновением церкви и явлением сами-знаете-кого народу. Всё это обрамляет по-настоящему сильные роли Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, а также стильная операторская работа, которая в начале несколько раздражала, зато потом послужила краеугольным камнем 10-минутной сцены, которая обязана войти во всех учебники по кинематографическому искусству.

Одним словом, Аронофски снова всех обманул. Обещал стильный триллер, а показал глубокую, многослойную, метафорическую драму, которая рискует остаться одним из лучших представителей жанра, как минимум, в этом году. Очень надеюсь на пачку Оскаров, хотя и понимаю, что такого рода фильмы награждают очень редко. Ну да и Бог с ними, что, впрочем, нам как раз наглядно и продемонстрировали в картине "мама!".

Оценка: 9 из 10

Мерч
Мерч
33 комода