Марафон "слоубёрнеров": "Лекарство от здоровья", "Реинкарнация", "Солнцестояние"
19 апреля 2023 г. 7:39
496
2

Для этого марафона я выбрал девять ярких представителей жанра "слоубёрнер" за последние 6-7 лет. Сегодня вторая часть марафона и следующие три фильма: эксперимент Гора Вербински "Лекарство от здоровья", дебютная картина Ари Астера "Реинкарнация" и его же второй фильм "Солнцестояние".

"Лекарство от здоровья"

A Cure for Wellness
Год: 2017
Страна: Германия, Люксембург, США
Режиссёр: Гор Вербински
В главных ролях: Дэйн ДеХаан, Джейсон Айзекс, Миа Гот, Иво Нанди, Адриан Шиллер, Селия Имри, Гарри Гронер
Продолжительность: 146 минут

Молодой предприимчивый юноша Локхарт, работающий в крупной финансовой компании, смог добиться карьерного роста, но не самыми законными методами. Теперь его новые партнёры, топ-менеждеры компании, могут давить на Локхарта, принуждая к выполнению ответственного, но неприятного поручения - отправиться в закрытый швейцарский санаторий, чтобы забрать оттуда генерального директора фирмы, чья подпись необходима для важной коммерческой сделки. Приехав в клинику, Локхарт довольно быстро понимает, что в её стенах творятся какие-то очень тёмные дела.

Режиссёр Гор Вербински - обладатель весьма занятного творческого пути. Его кинокарьера началась в 1997-м году, когда он снял не самую успешную комедию "Мышиная охота". Затем он в общем-то провалился с мелодрамой "Мексиканец", а потом выдал весьма успешный голливудский римейк японского фильма ужасов "Звонок". С таким бэкграундом он стал режиссёром первых трёх частей суперуспешной франшизы "Пираты Карибского моря", разбавив их абсолютным провалом в лице комедийной драмы "Синоптик". Отойдя от "Пиратов", Вербински продолжил свою череду неудач - мультфильм "Ранго" получил премию Оскар, но не был кассовым хитом, "Одинокий рейнджер" стал одним из главных бокс-офис провалов десятилетия, а затем несколько проектов, которые курировал Вербински, и вовсе были уничтожены в так называемом "производственном аду". Изрядно намучавшись, Гор Вербински сделал шаг назад и за относительно небольшие деньги снял "Лекарство от здоровья" - типичный авторский "слоубёрнер" без суперзвёзд в кадре. И... снова провал. Сейчас-то что пошло не так?

Долго можно рассуждать о причинах провала "Лекарства от здоровья", но начать надо с того, что "арт-хорроры", как правило, и не подразумевают каких-то грандиозных сборов в прокате - совершенно не тот жанр. Такие фильмы могут стать культовыми в узкой среде поклонников авторского кино да ещё и в жанре хоррор, но они почти никогда не попадают в списки блокбастеров, за редким исключением, типа "Ведьмы из Блэр", но это был особенный случай. Поэтому не удивительно, что "Лекарство от здоровья" так мало собрал, гораздо хуже то, что он и у критиков не пользуется популярностью - говорят, мол, фильм не страшный, затянутый, и вообще это как будто "Остров проклятых", только значительно хуже.

Возможно, посмотри я этот фильм в 2017-м году, я бы тоже придерживался такого мнения, но я посмотрел его только сейчас, и, вы знаете, мне понравилось! Особенно приглянулось визуальное и эстетическое его воплощение - игра со светом, мрачные больничные коридоры, практически осязаемый скрип старых костылей, шикарная с визуальной точки зрения сцена в больничной парилке, неожиданно превращающейся в галлюциногенную западню и многое-многое другое. С сюжетом тоже всё достаточно интересно - арт-хоррор не был бы арт-хоррором, если бы не обладал двойным дном. Если брать широко, то "Лекарство от здоровья" это картина о том, как самые разные социальные институты навязывают обществу некое "лечение", предварительно пропагандируя идею о том, что общество "болеет". Наиболее яркие примеры в фильме это культура потребления, которая заставляет нас работать 24 на 7 ради денег, которые мы можем потратить на внешние атрибуты своей успешности, а также более прямая метафора - фармацевтические компании, бесконечно выпускающие самые разные "фуфломицины" и подсаживающие на них людей с нервическим складом личности.

Впрочем, копаться в смыслах здесь совершенно не обязательно - картина вполне может понравиться и на визуально-эстетическом уровне - просто как обычный атмосферный фильм ужасов. На мой взгляд, Гор Вербински и фильм "Лекарство от здоровья" не заслужили ни кассового провала, ни всей той критики, которая на них полилась после выхода. Вполне достойная лента, хороший представитель жанра и просто качественно снятый фильм.

"Реинкарнация"

Hereditary
Год: 2018
Страна: США
Режиссёр: Ари Астер
В главных ролях: Тони Коллетт, Гэбриел Бирн, Алекс Вулф, Милли Шапиро, Энн Дауд, Мэллори Бектел, Кристи Саммерхэйс, Морган Ланд
Продолжительность: 127 минут

Энни, любящая жена, мать двоих детей и мастер по созданию кукольных экспозиций, уже давно отдалилась от своей скрытной и жёсткой матери, однако её смерть всё равно застаёт Энни в расплох и порождает в душе чувство вины и горечь утраты. Вскоре Энни предстоит испытать ещё один жестокий удар судьбы, а также понять, что их семьёй управляют какие-то зловещие и тёмные силы.

Молодой американский режиссёр Ари Астер долгое время никак не мог ворваться в мир большого кино, снимая очень странные и не самые приятные для просмотра короткометражные фильмы. Самым известным из них является дебютная работа "Что-то странное с Джонсонами", которая ещё в 2011-м году завирусилась в сети, но не продвинула Астера к вершинам профессии. Лишь в 2017-м Астеру удалось привлечь к себе внимание продюсеров студии "A24", которым приглянулся сценарий "Реинкарнации" - первой попытки юного режиссёра написать полнометражное кино. Покровительство уже заметной на тот момент времени студии помогло Астеру заполучить в свой дебютный фильм звёзд уровня Тони Коллетт и Гэбриэла Бирна, а также внимание фестивалей и достаточно широкий прокат. В итоге "Реинкарнация" произвела очень мощный эффект на критиков и обычных зрителей, возглавив множество престижных списков лучших фильмов ужасов 2018-м года наряду с "Тихим местом".

Безусловно, лента "Реинкарнация" заслуживает внимания - это не банальная поделка и не пустое кино. В картину "зашиты" интересные отсылки к древнегреческой мифологии, к оккультным практикам и, конечно, к острым социальным вопросам о плохой наследственности (в оригинале фильм так и называется - "наследственность"), семейных конфликтах, непонимании и разобщённости. Однако, на мой взгляд, можно было обойтись и без таких уж громких дифирамбов - присутствие действительно великолепной Тони Коллетт в кадре не маскирует общую "расхлябанность" и несобранность этой ленты. Ари Астер попытался сделать что-то нестандартное и интересное, и само это желание не может не вызывать уважения, однако ему, на мой взгляд, не хватило опыта, чтобы собрать из всех своих задумок что-то действительно цельное. В итоге некоторые сцены не пугают, а вызывают смех, другие - порождают вопросы к логике повествования, а третьи - удивляют отсутствием чувства меры.

И всё-таки сильно ругать "Реинкарнацию" мне не хочется, особенно зная, каким в итоге получится второй фильм Ари Астера (об этом ниже). Да, может быть где-то что-то не получилось, но это ни в коем случае не провал, не фальшивка и не дешёвка. Просто это не самый удачный дебют режиссёра, который впоследствии может стать действительно выдающимся мастером, все задатки для этого у него есть. К тому же, это я считаю, что "Реинкарнация" не восхитительный "пост-хоррор", а вот подавляющее большинство критиков остались от этой ленты в восторге, так что может быть и лично вам она тоже понравится.

"Солнцестояние"

Midsommar
Год: 2019
Страна: США, Швеция
Режиссёр: Ари Астер
В главных ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве
Продолжительность: 148 минут

Пережив чудовищную семейную трагедию, молодая девушка Дэни никак не может прийти в себя. Чтобы как-то развеяться, Дэни вместе со своим парнем Кристианом и его друзьями отправляется в Швецию, чтобы побывать на празднике летнего солнцестояния в замкнутой родовой общине, уважающей древние коренные обычаи и традиции местных культов. Конечно эта поездка пройдёт далеко не так, как это себе представляла Дэни.

Ари Астер после шумного успеха "Реинкарнации" не мог не получить нового контракта от студии "А24". А получив его, режиссёр сполна воспользовался ситуацией и очень быстро реализовал свою давнюю идею об американских туристах, попавших в силки европейских сектантов, и ужасах, которые происходят в свете яркого солнца. Лента "Солнцестояние" вышла всего спустя полтора года после "Реинкарнации" и стала очень заметным событием 2019-го года, сделав Ари Астера большой величиной в мире авторского хоррора. Его третья картина "Все страхи Бо" с Хоакином Фениксом в главной роли должна выйти в этом году и её с большим нетерпением ждут все любители "слоубёрнеров".

Что же такого удивительного показал Ари Астер в своём "Солнцестоянии"? Это очень многогранная, глубокая картина, которая работает сразу на нескольких уровнях восприятия. Во-первых, это, конечно, достаточно жуткий фильм ужасов, который пугает своего зрителя не банальными скримерами, литрами крови и дождливым мраком, а наоборот - страх вызывает давящая атмосфера, обрамлённая широкими улыбками людей в белоснежных одеждах под лучами яркого солнца на чистом голубом небе. И страх от этого рождается какой-то особенно "мурашистый". Во-вторых, это лента о созависимых отношениях, обидах, недомолвках, недоверии и давлении, доходящего до откровенного "абьюза". За этот аспект в фильме отвечает пара Дэни и Кристиана, отношения между которыми становятся краеугольным камнем всего сюжета. В-третьих, это фильм о депрессии, проживании трагедии, чувстве вины, синдроме "выжившего" и об остальных психотерапевтических штуках, связанных с трагическим уходом близких людей. В конце концов, это просто отличное снятое, мастерски поставленное кино - тонкое, крепкое, очень тревожное и волнующее.

Отдельно я хотел бы отметить актёрскую работу, которую для главной роли в этом фильме проделала актриса Флоренс Пью. Изначально её персонаж вводится в сюжет, как типичная "final girl" - слабая девушка, которая обречена победить в схватке с силами зла. Однако мы говорим не об обычном фильме ужасов, а о пост-хорроре, и, конечно, в рамках этого жанра все тропы и клише выворачиваются наизнанку, и несколько последних сцен ленты действительно могут шокировать, как со сценарной, так и с актёрской точки зрения.

Одним словом, я под большим впечатлением. Если "Реинкарнация" была сыроватым дебютом молодого, но явно талантливого режиссёра, то "Солнцестояние" - это уже очень зрелое и мощное авторское высказывание. Обязательно буду следить за дальнейшей творческой судьбой Ари Астера.

Мерч
Интерра ТВ
33 комода