Шестая, предпоследняя, часть моего 100-дневного марафона по эпохе "Нового Голливуда". Сегодня в программе следующие фильмы - "Марафонец", "Лихорадка субботнего вечера", "Нью-Йорк, Нью-Йорк", "Близкие контакты третьей степени" и "Полуночный экспресс".
"Марафонец"
Marathon Man
Год: 1976
Страна: США
Режиссёр: Джон Шлезингер
В главных ролях: Дастин Хоффман, Лоуренс Оливье, Рой Шайдер, Уильям Дивэйн
Продолжительность: 125 минут
Главный герой фильма - молодой "ботаник", студент-историк, увлекающийся бегом на дальние дистанции. Он не пользуется популярностью среди сверстников, посвящает всё своё время учёбе и бегу, а также пытается исследовать причины, по которым его отец много лет назад свёл счёты с жизнью. Вторая сюжетная линия разворачивается вокруг секретного агента, который занимается делом нацистского преступника и его драгоценностей. Как не сложно догадаться, этим двум линиям суждено пересечься.
Честно говоря, добавил этот фильм в свой список марафона по лентам Нового Голливуда в последний момент, просто для ровного счета. Никогда раньше не слышал об этой картине и повелся на интригующее описание и великих актёров в кадре. В итоге же испытал разочарование и пожалел о потраченном времени: пропустив этот фильм, я бы абсолютно ничего не потерял. Впрочем, судя по наградам и номинациям этой ленты за сценарий и режиссуру на Оскаре и Золотом Глобусе, я видимо чего-то здесь недопонял. На мой взгляд, получилась очень сумбурная, рваная, местами просто глупая и до ужаса предсказуемая картина. Как такое могло произойти - истинная загадка. Ведь сценарий "Марафонца" написал Уильям Голдман, автор таких лент, как "Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид", "Стэпфордские жены" и "Вся президентская рать", а режиссёром выступил Джон Шлезингер, за шесть лет до этого снявший великолепного "Полуночного ковбоя". Вот к кому нет претензий, так это к Хоффману и Оливье, которые делают всё, что могут, даже в рамках столь невнятного сценария.
В общем, не то, чтобы совсем ужас, но картина максимально не соответствует громким именам её создателей и абсолютно не обязательна к просмотру.
"Лихорадка субботнего вечера"
Saturday Night Fever
Год: 1977
Страна: США
Режиссёр: Джон Бэдэм
В главных ролях: Джон Траволта Карен Линн Горни, Барри Миллер, Джозеф Кали, Донна Пескоу, Мартин Шакар
Продолжительность: 118 минут
Молодой парень Тони Манеро живёт в бедном районе Нью-Йорка. Днём он работает в небольшом магазине, вечерами тусуется с друзьями, но настоящая страсть Тони - это танцы. Раз в неделю Тони с друзьями ходит в местный диско-клуб, где заслуженно пользуется славой короля вечеринок. Там же в клубе Тони встречает уверенную в себе, дерзкую Стефани и предлагает ей вместе принять участие в танцевальном конкурсе.
С исторической точки зрения это, конечно, культовый фильм. Огромная кассовая бомба (и по сей день входит в списки самых прибыльных фильмов в истории кино), локомотив эпохи танцев и музыки диско, лента, которая принесла мировую известность Джону Траволте и возродила былую славу группы "Bee Gees". Неудивительно, что в массовом сознании картина "Лихорадка субботнего вечера" закрепилась, как лёгкий мюзикл, в котором молодой Траволта красиво танцует под музыку диско.
Оказалось, что всё совсем не так. Точнее два-три музыкально-танцевальных номера в фильме действительно есть, но они лишь оттеняют довольно депрессивный сюжет. Несмотря на то, что события происходят в Нью-Йорке, местом действия всё-таки является Бруклин - точнее не самая благополучная часть этого района. Фактически фильм снят о том, что молодым людям невероятно трудно выбраться из провинции, когда сама среда подталкивает тебя к дракам, алкоголю, легкодоступным девушкам, клубам и в целом пропагандирует несерьёзное отношение к жизни, как норму. Сам Тони в этом смысле положительный пример - с самого начала видно, что он сопротивляется среде, пытается что-то изменить, хоть и не всегда отказывает себе в общепринятых способах доставить себе сиюминутное удовольствие. Но далеко не все персонажи в фильме похожи на Тони и некоторые сюжетные линии слишком очевидно тянутся к печальным последствиям, которые вопреки формальному happy end'у всё-таки оставляют горькое послевкусие.
Мне понравился этот фильм, режиссер очень ловко смог удержаться на грани между социально-депрессивными мотивами и внешними атрибутами лёгкой атмосферы эпохи диско. К тому же, за роль в этой ленте Джон Траволта совершенно справедливо получил номинацию на премию Оскар. Жаль, что в итоге его карьера сложилась далеко не таким феноменальным образом, как предполагал её старт. Но всегда можно пересмотреть "Лихорадку субботнего вечера" и убедиться, что актёр он отличный.
"Нью-Йорк, Нью-Йорк"
New York, New York
Год: 1977
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли, Лайонел Стэндер, Барри Праймус, Мэри Кэй Плэйс
Продолжительность: 155 минут
Молодой саксофонист Джимми возращается домой в Нью-Йорк после окончания Второй Мировой Войны. На грандиозной welcome back вечеринке он знакомится с певицей Франциской, с которой волею случая создаёт дуэт. Между ними вспыхивают и романтические чувства, но пройдут ли они проверку временем и популярностью?
Не самый известный и успешный фильм Скорсезе, единственный мюзикл в его фильмографии, к тому же длящийся почти три часа. Но очень важная картина с историко-культурологической точки зрения. Во-первых, это одна из 10 лент тандема Скорсезе-Де Ниро, считающегося одним из самых плодотворных и успешных дуэтов режиссёра и актера в истории кино. К этому моменту на экраны уже вышли "Злые улицы" и "Таксист", так что их новую коллаборацию поклонники кинематографа ждали особенно сильно. Во-вторых, фактически "Нью-Йорк, Нью-Йорк" это закат яркой, но очень скоротечной карьеры потрясающей актрисы и певицы Лайзы Миннелли. После этой ленты, ни одна другая её киноработа больше не вызывала никакого особенного ажиотажа. В-третьих, эта лента это место рождения заглавной песни, которая впоследствии стала визитной карточкой Фрэнка Синатры, и ещё не известно, кто исполнял её лучше - Синатра или Миннелли.
Что касается, сюжета, то он, привычно для Скорсезе, весьма неоднозначен. Не буду раскрывать всех карт, вдруг вам всё-таки доведётся его смотреть, но оба главных героя на протяжении всего фильма вызывают очень разные эмоции, особенно это касается Джимми. И тут надо понимать, что это были времена, когда обществом навязывались патриархальные ценности, сопротивляться которым было очень сложно. Да, Джимми совершил несколько очень глупых, идиотских поступков, и своей ревностью и завистью многое разрушил, но мне кажется, что это фильм не об отдельном индивиде, а о времени, когда мужчина не мог не быть главным в паре и не мог мириться с тем, что его карьера развивается хуже, чем у его жены. Джимми - продукт своего времени, который парадоксальным образом при всех своих разрушительных действиях был весёлым, обаятельным, добрым и в чем-то привлекательным парнем.
В целом, не готов советовать этот фильм в качестве элемента обязательной программы. Не самая лучшая лента Скорсезе (сам он её тоже не любит), другое дело, что даже не лучшая картина маэстро все равно остаётся заметным событием мира кино и спустя почти 50 лет. Ну и как же там поет Миннелли!
"Близкие контакты третьей степени"
Close Encounters of the Third Kind
Год: 1977
Страна: США, Великобритания
Режиссёр: Стивен Спилберг
В главных ролях: Ричард Дрейфусс, Франсуа Трюффо, Тери Гарр, Мелинда Диллон, Боб Балабан
Продолжительность: 138 минут
В разных частях планеты большие группы людей начинают сталкиваться с паранормальными явлениями и видеть множественные НЛО. Ситуация обретает такой масштаб, что для её исследования собирается специальная научная комиссия. По отдельным разрозненным данным удается понять, что первый прямой контакт должен состояться в США, недалеко от небольшого города, жители которого тоже уже успели столкнуться с НЛО.
В это сложно сейчас поверить, но к моменту выхода этого фильма, жанр научной фантастики в кино воспринимался, как синоним чего-то низкобюджетного и примитивного. Появился этот жанр на заре кинематографа, один из его отцов-основателей Жорж Мельес начал снимать научную фантастику ещё в начале XX века. Жанр, разумеется, развивался, были отдельные успешные ленты, которые однако скорее воспринимались, как исключение из правил, так как в целом научная фантастика не пользовалась спросом у массового зрителя.
Все изменилось в 1977-м году, когда на экраны с небольшим перерывом вышли "Близкие контакты третьей степени" Спилберга и "Звёздные Войны" Лукаса (говорят, что они даже поспорили о том, чей фильм будет более прибыльным). Успех двух этих двух картин заложил основы грандиозных перспектив жанра научной фантастики. Можно посмотреть на значение этих лент ещё шире: начался закат эпохи Нового Голливуда, главной характерной чертой которой был кассовый успех авторских фильмов. В нахлест начался рассвет эпохи блокбастеров. Одним из "двигателей" этого перехода стал как раз Спилберг - его картина "Челюсти", вышедшая двумя годами ранее, оценивается, как первый "звоночек" грядущей эры. Логично, что некоторые фильмы этого периода сочетали в себе атрибуты обеих эпох: по своему строению и наполнению это были чистой воды блокбастеры, но по старой традиции имена их авторов ещё что-то значили для людей. Это сейчас большинство зрителей не знает, кто конкретно снял "Мстителей", тогда же имена Лукаса, Спилберга, а позже и Кэмерона, ещё являлись дополнительным фактором привлечения внимания.
Так что с исторической точки зрения фильм, безусловно, культовый. Понравился ли он мне? Нет. На мой взгляд, он очень устарел, гораздо сильнее, чем те же "Звёздные войны". Лента идёт почти три часа и по современным меркам сюжет развивается очень медленно. Особенно в последние сорок минут, когда казалось бы наступает кульминация, сюжет вообще перестает двигаться, превращаясь в нагромождение бессмысленных сцен. Конечно, есть в фильме удачные находки и элементы - классная роль Ричарда Дрейфуса, сыгравшего обаятельного отца семейства, постепенно сходящего с ума, интригующие изобретательные эпизоды с участием Франсуа Трюффо, который изобразил начальника научной комиссии, яркий эпизод с "нападением" НЛО на дом, где живёт маленький мальчик Брайан. Но в целом лента не производит яркого впечатления, особенно на фоне современных примеров научной фантастики.
Поэтому советовать эту картину я могу лишь исключительно с познавательно-исторической точки зрения. В контексте развития мирового кинематографа, это, конечно, важная веха. Также, наверняка, этот фильм любят те, кто посмотрел его ещё в детстве - ностальгические впечатления перебить очень сложно. Я же посмотрел "Близкие контакты третьей степени" в 35 лет и не испытал никаких особенных эмоций.
"Полуночный экспресс"
Midnight Express
Год: 1978
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Алан Паркер
В главных ролях: Брэд Дэвис, Джон Хёрт, Рэнди Куэйд, Бо Хопкинс, Айрин Миракл, Паоло Боначелли
Продолжительность: 121 минута
1970 год. Молодой американец Уильям Хэйс, возвращаясь из поездки в Турцию, пытается пронести в самолёт 2 килограмма гашиша, однако, попадает под антитеррористическую облаву и оказывается в турецкой тюрьме, где его ждут побои, унижения и психологический распад личности. В какой-то момент он и вовсе становится "козлом отпущения" в сложных геополитических играх Турции и США.
Немного о личностях. Фильм поставлен по одноименной автобиографической книге Уильяма Хэйса, который написал её через пару лет после возвращения домой. Впоследствии Хэйс утверждал, что турецкая тюрьма и в целом Турция в фильме утрированно демонизирована, и что в реальности всё было не так жутко, как это показано. В какой-то момент он даже приносил официальное извинение народу Турции за вред, который ему нанёс выход этого фильма. Но в целом, завязка истории правдива - он действительно был достаточно глуп, чтобы в разгар террористических акций попытаться вывезти из страны два килограмма гашиша, и затем он действительно стал разменной монетой геополитических трений.
Будущий мастер режиссуры Оливер Стоун на тот момент был ещё никому не известным молодым постановщиком и сценаристом. По сути это его первая громкая работа - он переработал книгу в киносценарий. Режиссёром ленты стал Алан Паркер, тоже начинающий кинематографист. Это потом он снимет "Стену", "Сердце ангела", "Миссисипи в огне", "Эвиту" и "Жизнь Дэвида Гейла". Тогда он был ярким новичком с одной удачной картиной за плечами ("Багси Мэлоун"). Наконец, актёры. Исполнитель главной роли, Брэд Дэвис, ярко заявил о себе этим фильмом и затем, к сожалению, очень быстро пропал с радаров, а потом при трагических обстоятельствах умер в возрасте 41 года. А вот Джон Хёрт, абсолютно заслуженно получивший за эту роль номинацию на премию Оскар, вырос в звезду огромной величины.
Что непосредственно по фильму? Картина "Полуночный экспресс" очень классно сделана - чувствуется крепкая рука режиссёра, отлично подобрана музыка, очень правильно расставлены эмоциональные точки в сценарии. Фильм действительно берёт за живое. К тому же за пятьдесят с лишним лет мир всё ещё не избавился от всех проблем пенитенциарных систем в разных уголках земного шара (уж мы-то в курсе). Единственный, но весомый минус заключается в том, что в фильме чувствуется некая манипулятивность повествования, как будто бы всё сделано по линейке специально для получения призов. Такой лёгкий налет искусственности, который "убивает" добрую половину от заложенного в сюжет потенциала. Особенно, учитывая признания Хэйса, что всё было не так ужасно.
А в целом, пожалуй, даже хорошо. Фильм тяжёлый, болезненный, но крепкий и вполне заслуживающий просмотра.
В последнем выпуске будут обзоры следующих фильмов: "Дни жатвы", "Манхэттэн", "Весь этот джаз", "Бешеный бык", "Король комедии".