Седьмая, последняя, часть моего 100-дневного марафона по эпохе "Нового Голливуда". Сегодня в программе следующие фильмы - "Дни жатвы", "Манхэттэн", "Весь этот джаз", "Бешеный бык", "Король комедии".
"Дни жатвы"
Days of Heaven
Год: 1978
Страна: США
Режиссёр: Терренс Малик
В главных ролях: Ричард Гир, Брук Эдамс, Сэм Шеппард
Продолжительность: 94 минут
США, начало XX века. На поля богатого техасского фермера прибывает большое количество рабочих, в том числе молодой парень Билл, его малолетняя сестра Линда и его девушка Эбби, которую он во избежание кривотолков выдает за ещё одну свою сестру. Фермеру, молодому парню со смертельной болезнью, понравилась Эбби, после чего Билл, предчувствуя возможность лёгкой наживы, уговаривает девушку принять ухаживания хозяина богатых угодий.
Что получится, если талантливый режиссер с четко выраженным авторским стилем возьмёт небольшой библейский сюжет (про фараона, Авраама и его жену) и при участии операторов и кинохудожников высокого уровня положит его на скрупулезно воссозданный визуальный стиль американской живописи первой половины XX века? Получится лента "Дни жатвы". Этот фильм многие критики называют одним из самых красивых фильмов в истории кинематографа, настолько тщательно Малик и его команда отнеслись к малейшим деталям визуала ленты. Возникает ощущение, что и сюжет-то в картину добавлен исключительно из соображений адекватного восприятия - фильмы без сюжета очевидно привлекают меньше зрителей. Поэтому всего, что касается диалогов, событий, смыслов (если не считать совсем уж метафизических) от ленты "Дни жатвы" особо не ждите. А вот изобретательных операторских решений, отсылок к живописи, и по-настоящему величественных сцен типа налета саранчи и грандиозного пожара здесь в избытке.
Поэтому, конечно, картина получилась строго на любителя. Мне, как приземлённому плебею, ценящему в кино в первую очередь сценарий и сюжет, "Дни жатвы" скорее не понравились. Мне вообще творчество Терренса Малика не очень заходит. Но знаю, что у этого стиля есть множество поклонников - для них этот фильм, безусловно, это один из краеугольных камней кинематографа. Каждому своё.
P.S. Терренс Малик настолько устал снимать эту ленту, что после её выхода приостановил свою карьеру режиссёра на 20 лет.
"Манхэттен"
Manhattan
Год: 1979
Страна: США
Режиссёр: Вуди Аллен
В главных ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон, Майкл Мёрфи, Мэриэл Хемингуэй, Мэрил Стрип
Продолжительность: 96 минут
Немолодой дважды разведённый нью-йоркский интеллектуал-юморист Айзек разрывается в своих симпатиях между 17-летней влюбленной в него студенткой и зрелой женщиной, бывшей любовницей его женатого друга. К тому же Айзек в порыве эмоций увольняется с надоевшей ему работы, а его вторая экс-супруга пишет откровенную книгу о разводе.
Вуди Аллен - ещё одно знаковое лицо Нового Голливуда. Интеллектуал, выскочка и мизантроп, фактически создавший в кинематографе новый жанр интеллектуальной комедии и воспевший новый тип главного героя - мнительного, ранимого и несколько тщеславного городского невротика. Несмотря на то, что Вуди Аллен снимает успешные картины и по сей день (к примеру, "Жасмин" и "Полночь в Париже" были отмечены наградами и имели успех у широких масс), многие критики считают вершиной его творчества так называемую "нью-йоркскую трилогию". Первая часть трилогии - почти автобиографическая комедия "Энни Холл", получившая в том числе главную премию Оскар и сделавшая Вуди Аллена звездой мировой величины (я её смотрел, поэтому в этот мой марафон она не попала). Затем Вуди Аллен снял фильм "Интерьеры" - мрачную драму со стилистическими отсылками к лентам Ингмара Бергмана. Ну и наконец, собственно "Манхэттен", в котором Аллен попытался совместить подходы из двух предыдущих фильмов, к тому же сделав картину чёрно-белой.
В итоге получилась ироничная романтическая комедия, построенная на диалогах и сложных отношениях героев друг с другом. Сейчас будет очень смелое сравнение, но если бы Квентин Тарантино при его любви к диалогам и ярким персонажам решил бы вдруг снять романтическую комедию, получился бы второй "Манхэттен". При этом лента отнюдь не такая плоская, как может показаться на первый взгляд. Если присмотреться внимательнее, то, конечно, Вуди Аллен смеётся над собой и ему подобными, он вообще не лишён самоиронии. Потуги выглядеть интеллектуалом, наполняя свою речь фамилиями режиссёров, композиторов и писателей, и до хрипоты споря о художественной ценности предметов современного искусства, выглядят смешно на фоне тотальное неспособности героев выстроить нормально свою личную жизнь.
Одним словом, очень приятный фильм, но, возможно, только для любителей картин Вуди Аллена, что само по себе уже является отдельным жанром. Как говорил один мой приятель-интеллектуал: "мне в кино нравятся две вещи: пыщ-пыщ и фильмы Вуди Аллена".
P.S. К слову сам Вуди Аллен почему-то считает "Манхэттен" своей худшей работой в кино. Сразу после окончания съёмок, он пытался договориться с боссами студии, чтобы ленту положили на полку, а ему дали бы возможность бесплатно снять что-то другое. Договориться не получилось, фильм стал кассовой бомбой, а у Вуди Аллена появился новый повод для язвительного самокопания.
"Весь этот джаз"
All That Jazz
Год: 1979
Страна: США
Режиссёр: Боб Фосси
В главных ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг, Энн Райнкинг, Лиленд Палмер
Продолжительность: 123 минут
Режиссер и хореограф Джо Гидеон буквально "горит" на работе. Не вынимая сигарету изо рта, он ставит новый мюзикл, параллельно с этим монтируя очередной свой кинофильм, а по вечерам снимая стресс алкоголем и относительно случайными связями с многочисленными танцовщицами. При этом у Джо есть постоянная девушка, бывшая жена и дочь-подросток, которая тоже требует внимания. Разумеется, подобный образ жизни не может привести ни к чему хорошему.
У режиссера этого фильма Боба Фосси была очень насыщенная творческая карьера. Ещё в сороковых он прославился, как танцор, в 50-м дебютировал на бродвейской сцене, затем начал сниматься в кино, а в 54-м поставил свой первый мюзикл. В качестве кинорежиссера Фосси впервые поработал уже в конце 60-х, сняв экранизацию своего же бродвейского мюзикла "Милая Чарити". Спустя три года Фосси снял "Кабаре" и приобрел невероятную популярность ещё и в мире кино.
Через два года после успеха "Кабаре" Фосси одновременно работал над монтажом ленты "Ленни" и постановкой мюзикла "Чикаго", сердце не выдержало нагрузок и Боб заработал свой первый инфаркт. Именно этот опыт лёг в основу его следующего фильма "Весь этот джаз". Фактически образ главного героя Джо Гидеона Фосси списал с себя, сделав слегка переиначенную автобиографию. Получилось, как минимум, интересно - фильм а-ля "саморазрушение главного героя" в нетипичном для такого сюжета жанре мюзикла. Получилась драма о пренебрежительном отношении к своей жизни и позднем осознании этого факта, приправленная фантастически поставленными танцевальными и музыкальными номерами.
Не могу сказать, что я испытал какой-то максимальный восторг при просмотре этой ленты, но было очень интересно и познавательно. А для любителей неклассических мюзиклов так и вовсе must see.
P.S. спустя восемь лет после выхода этого фильма Боб Фосси скончался в возрасте 60 лет в следствие очередного инфаркта.
P.P.S. про Боба Фосси недавно сняли мини-сериал "Фосси/Вердон", где его роль исполнил Сэм Рокуэлл. Как-нибудь обязательно посмотрю.
"Бешеный бык"
Raging Bull
Год: 1980
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Кэти Мориарти, Джо Пеши, Фрэнк Винсент
Продолжительность: 129 минут
Молодой американский боксер с итальянскими корнями Джейк Ламотта отличался неустрашимым характером на ринге, за что и получил прозвище "Бешеный бык", и столь же безумным нравом в бытовой жизни. Под его горячую руку попадали все - и младший брат, выполнявший роль его менеджера, и жена, которую Джейк ревновал к каждому проходящему мимо мужчине. Итогом такого поведения стал разрыв отношений со всеми близкими и проблемы с законом.
Фильмы Скорсезе с Де Ниро в главной роли - один из краеугольных камней эпохи Нового Голливуда. В рамках этого марафона я уже посмотрел "Злые улицы" и "Нью-Йорк, Нью-Йорк", а с главной "жемчужиной" в исполнении этого тандема, культовой лентой "Таксист", я ознакомился ранее. Завершить марафон я решил ещё двумя картинами из этого списка (вместе они, кстати, сделали 9 фильмов, десятый на подходе), первая из которых и называется "Бешеный бык".
Мартин Скорсезе ближе к концу 70-х на фоне бешеной популярности пристрастился к кокаину и в 78-м году едва не умер от передозировки. Де Ниро навестил его в больнице и у них состоялся серьезный разговор, в ходе которого актер убедил своего друга и коллегу навсегда отказаться от пагубной привычки и рассмотреть возможность экранизации автобиографии Джейка Ламотты. Де Ниро, безусловно, неспроста посоветовал Скорсезе именно эту книгу. Конечно, дело не в боксе как таковом, и не в популярности самого Ламотты, который к слову не был такой уж супер звездой даже в мире спорта. Де Ниро и Скорсезе увидели в этой истории нечто более глубокое, что впоследствии им с успехом удалось показать на экране.
"Бешеный бык" это фильм, нарушающий все штампы спортивных драм, которые тогда ещё только начинали формироваться, а в наше время уже успели надоесть практически всем. Обычно это ленты о преодолении, силе воли и способах добиться успеха, как честных, так и достаточно сомнительных. В "Бешеном быке" всё как будто бы наоборот, вместо преодоления вредительство, вместо стойкости мелочные обиды и ревность, вместо стремительного взлёта оглушительное падение. Режиссер намеренно создаёт впечатление, что успехи на ринге достались Ламотте без особых усилий и даже неудачные бои - это лишь глупое стечение обстоятельств. Зато во всех красках показано, как "бешеный бык" поддаётся всем низменным позывам своего характера и этим самым разрушает свою жизнь до самого основания. В нижней точке своего падения Ламотта что-то понимает, бьётся головой о стену и всё повторяет: "я не животное, я не животное". Но верим ли мы ему?
За эту роль Де Ниро получил свою вторую и на данный момент последнюю премию Оскар (первая была за второго "Крестного отца") и это полностью заслуженно - выдающаяся работа, в которой есть всё: и воссоздание неоднозначного характера, и потрясающие сцены и монологи, и физические трансформации ( в начале фильма накачанный боксер, в конце - неприятный толстяк) задолго до подвигов Бэйла. Очень классная роль.
В итоге мне очень понравилось. Сильное авторское высказывание на тему саморазрушительных сил, переполняющих человека, порой даже против его воли. Отличная режиссура, мощный Де Ниро, супер классика Нового Голливуда.
"Король комедии"
The King of Comedy
Год: 1982
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Джерри Льюис, Дайэнн Эбботт, Сандра Бернхард
Продолжительность: 109 минут
Руперт Папкин - обходительный, вежливый, с иголочки одетый молодой человек, считающий себя талантливым комиком, который никак не может добиться популярности. Мечтая о славе, Руперт пытается втереться в доверие к популярному ведущему вечернего шоу Джерри, а когда не получается - переходит к более активным действиям.
"Король комедии" - пятый фильм совместного производства режиссёра Мартина Скорсезе и актера Роберта Де Ниро и один из наиболее недооценённых из них, особенно на фоне массового признания "Таксиста", "Бешеного быка" и, например, "Славных парней". При бюджете в 20 миллионов эта картина собрала в прокате всего два с половиной и не получила никаких наград, хотя и была номинирована на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля. При этом в киносреде этот фильм помнят и любят, явные и неявные отсылки к нему встречаются во многих современных лентах, а, например, недавний "Джокер" Тодда Филлипса временами выглядит почти как ремейк "Короля комедии".
На мой взгляд, картину можно четко разделить на два неравных фрагмента. Процентов 80% своего хронометража фильм развивается хоть и в интересной, но достаточно предсказуемой манере. Да, всё шикарно поставлено и сыграно, но более или менее предугадать, что будет дальше не так уж и сложно. Но зато последние пятнадцать минут фильма.. ох, как же они всё переворачивают: и сюжет и зрительское восприятие. Абсолютно всё приобретает другой угол зрения, а главный герой Руперт Папкин из одномерного и в целом понятного персонажа мгновенно превращается в объёмную и неоднозначную личность. В этом месте должен следовать очередной мой пассаж о величии актерского дарования Де Ниро, но кажется, что эта тема уже не требует подробного раскрытия. Де Ниро - глыба, это просто факт.
Мне очень понравился этот фильм, прекрасное завершение марафона. Думаю, что следующим моим "кинопроектом" будет просмотр всех не вошедших в этот марафон совместных работ Скорсезе и Де Ниро.