Оскар 2023. "Топ Ган: Мэверик", "На Западном фронте без перемен", "Элвис", "Мост через озеро"
26 февраля 2023 г. 14:44
354
5

Время летит стремительно. До церемонии награждения лауреатов премии "Оскар-2023" осталось чуть больше двух недель, поэтому я продолжаю свой марафон по главным фильмам наградного сезона. Время летит слишком быстро, поэтому приходится ускоряться, так что сегодня в обзоре четыре фильма и "многобуков": легасиквел культового американского боевика "Топ Ган: Мэверик", первая немецкая экранизация романа "На Западном фронте без перемен", неожиданно крутой байопик от База Лурмана "Элвис" и типичная инди-драма "Мост через озеро".

"Топ Ган: Мэверик"

Top Gun: Maverick
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Джозеф Косински
В главных ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер
Продолжительность: 130 минут

Как известно, первый "Топ Ган" (или "Лучший стрелок") вышел в прокат в далёком 1986-м году на заре эпохи блокбастеров и супер звёзд. Это был один из первых маскулинных боевиков: яркий, нахрапистый, воспевающий дружбу, храбрость и доблесть. Режиссёром тогда выступил Тони Скотт, который быстро раскусил фишку и построил на похожих фильмах всю свою длинную и очень успешную карьеру. Этим он, кстати, отличался от своего старшего брата Ридли Скотта, который всегда пытался усидеть на двух стульях: условно авторском и условно блокбастерном. Символично, что и Том Круз, сыгравший в "Топ Гане" главную роль, впоследствии стал одним из главных лиц эпохи "блокбастеров с супер звёздами", которая постепенно сошла на нет с приходом эры франшиз.

В наше время маскулинный боевик со звездой первой величины на постере уже не является гарантией кассового успеха. Тем рискованнее была затея с продолжением такого кинематографического реликта. И тут надо отдать продюсерам и Тому Крузу должное - они всё отлично продумали. Дело в том, что "Топ Ган: Мэверик" это не просто сиквел, это, извините, легасиквел. Этот относительно новый кинематографический термин означает сочетание двух ипостасей - сиквела и ремейка. Сюжетно новый "Топ Ган" - фактически ремейк первой части, все основные линии бережно перенесены в новую реальность, временами буквально покадрово. Таким образом в формулу зрительского восприятия был насильно внедрён компонент ностальгии. Казалось бы, простой приём - бах, и кассовая бомба на выходе, к тому же отяжеленная номинацией на главную премию Оскар.

При этом концептуально это всё тот же зубодробительный боевик, пропитанный духом маскулинности, милитаризма, патриархальных ценностей. В отрыве от культурного наследия всё это в наше время смотрится, мягко говоря, странно, если не сказать сильнее - непозволительно. Однако в контексте ностальгии по ушедшей эпохе отношение к фильму должно быть другим - это отлично снятый, крепкий, жанровый фильм, авторы которого четко понимали, что и для кого они снимают.

Одним словом это очень бумерская картина, к оценке которой нельзя подходить с современными мерками. Совет - предварительно посмотрите или пересмотрите первую часть, а там уж принимайте решение. Я сделал именно так и в итоге мне даже удалось получить от нового "Топ Гана" определенное удовольствие, не замутненное никакими умными мыслями и теориями. Чего и вам желаю.

Прогноз на Оскар: главный приз, конечно, не получит, а в технических номинациях главная задача - хоть что-то "откусить" у "Аватара".

"На Западном фронте без перемен"

Im Westen nichts Neues
Год: 2022
Страна: Германия, США, Великобритания
Режиссёр: Эдвард Бергер
В главных ролях: Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Мориц Клаус, Адриан Грюневальд, Эдин Хасанович, Даниэль Брюль
Продолжительность: 148 минут

Все вы, конечно, знаете, что "На Западном фронте без перемен" - это одно из самых известных произведений немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Оно было написано в 1928 году и впоследствии стало самым популярным антивоенным романом XX века с очень непростой судьбой. Долгие годы в Германии его запрещали, отменяли, сжигали и преследовали. Киносудьба романа "На Западном фронте без перемен" тоже весьма любопытна. Первая экранизация вышла уже в 30-м году в США и получила две главные премии Оскар - как лучший фильм года и за лучшую работу режиссёра. В 78-м году была выпущена не самая заметная американо-британская телеверсия. И наконец в 2022-м году при содействии стриминг-компании Netflix была снята первая немецкая экранизация культового романа Ремарка.

Прежде чем перейти к моим личным впечатлениями от увиденного, сделаю две оговорки: во-первых, я не читал роман, хотя и знаком с кратким изложением основных сюжетных линий. Это избавило меня от постоянных невольных сравнений фильма и книги, которые постоянно возникают при просмотре экранизации по знакомому тебе литературному источнику. Во-вторых, я очень ждал выхода этого антимилитаристского фильма (объяснять почему?) и возлагал на него большие надежды, что не могло не породить эффекта завышенных ожиданий.

То, что я был свободен от сравнений с романом, помогло мне не "вспыхивать" и не возмущаться каждый раз, когда я видел на экране отхождения от сюжета книги, коих, насколько я понимаю, здесь очень много. Вообще, как выяснилось, этот фильм скорее даже не экранизация одноименного романа Ремарка, а лента, снятая по его мотивам. Да, здесь есть практически все его главные герои, но их судьба и взаимоотношения сильно отличаются от книжных. Также важно, что роман по сути был субъективным монологом человека о том, что он видел своими глазами (во многом книга автобиографичная - Ремарк действительно прошёл все ужасы Первой Мировой), а в фильме сюжет помещён в исторический контекст: здесь много сцен, никак не связанных с главным героем Паулем, и это придаёт ленте более широкий горизонт восприятия. В целом, я посчитал этот ход приемлемым - я вообще не против, когда режиссёр привносит в историю свое видение и интерпретации.

Другое дело, что многое из того, что я увидел на экране, показалось мне манипулятивным и сделанным, как будто, по учебнику. Так и кажется, что авторы сценария перед началом работы, набросали на листочке список обязательных атрибутов антивоенного фильма и затем аккуратно помечали каждый пункт галочкой. "Дождь, грязь, окопы с водой по колено" - чек, развороченные тела с оторванными конечностями - чек, "резкий контраст между мирной жизнью и боем" - чек (ради этого целиком отказались от сюжетной линии романа, посвященной учебной части), "переход от озверения к пониманию, что с той стороны такие же ребята, и обратно к озверению" - чек, "нежелание персонажа становиться калекой и жить так после войны" - чек, "круассаны с кофе в переговорном штабе, смонтированные параллельно с озверевшими от холода и голода солдатами" - чек. Список можно продолжать ещё и ещё. Практически каждый кадр, каждая сцена фильма - это очередное антивоенное клише, которое мы уже где-то видели, будь то "Спасти рядового Райана", "Цельнометаллическая оболочка", "Апокалипсис сегодня" или любой другой культовый антивоенный фильм. Производит ли это впечатление? Безусловно, производит. Можно ли было сделать искуснее, изящнее, сильнее? Мне кажется, что можно было. Сказался ли на моём впечатлении эффект завышенных ожиданий? Скорее всего, да.

Отдельно хотелось бы выделить ещё две вещи. Во-первых, это невероятно крутая музыка авторства немецкого композитора Фолькера Бертельманна, более известного под псевдонимом Хаушка, номинированная на премию Оскар. Очень классный саундтрек, некоторые композиции - прямо до дрожи. Во-вторых, это актерская работа Альбрехта Шуха, сыгравшего роль Катчинского - на мой взгляд, лучший перформанс в этом кино. Ни Феликс Каммерер, исполнитель главной роли, ни звезда ленты Даниэль Брюль меня так не впечатлили, как этот довольно известный в Германии актер.

Одним словом, впечатления немного смазанные. Я ждал шедевра, который катком прошёлся бы по самым болезненным и актуальным темам современности, а получил хоть и достаточно сильную, но по-ученически аккуратно выверенную драму, которая не удивила меня ничем, кроме музыки. Понравилось, но ожидал большего.

Прогнозы на Оскар: шанс получить статуэтку в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" - процентов этак 99. "Лучший фильм", "Лучший режиссёр" и "Лучший адаптированный сценарий" - очень вряд ли. Последние две номинации, как вы понимаете, мне вообще непонятны. За "Лучший саундтрек" буду очень болеть, и кажется, что шансы есть.

"Элвис"

Elvis
Год: 2022
Страна: США, Австралия
Режиссёр: Баз Лурман
В главных ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия Дейонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург, Келвин Харрисон, Дэвид Уэнэм, Коди Смит-Макфи
Продолжительность: 159 минут

У режиссёра База Лурмана, как и у многих других постановщиков, обладающих ярким индивидуальным стилем, большое количество персональных поклонников уравновешивается таким же огромным количеством самых яростных хейтеров. Это логично, ведь, наблюдая на экране такой вычурный, яркий, гламурный стиль, сложно оставаться нейтральным зрителем, так или иначе это буйство визуальных "примочек" должно вызвать эмоции. Однако, мне кажется, что нельзя подходить к оценке авторского стиля без учёта контекста, ведь художественные приёмы хороши тогда, когда они идеально сочетаются с сюжетом, с главной темой картины. Мне кажется, что Баз Лурман практически идеально подбирает себе материал, будь то патетика шекспировских страстей в "Ромео + Джульетта", французский бурлеск в "Мулен Руж", или же эстетика ревущих двадцатых в "Великом Гэтсби". Что-что, а подогнать материал под свой стиль этот режиссер умеет, как мало кто другой.

В этом смысле "Элвис" - ещё одно точное попадание. Бешеный успех с привкусом скандала, фанатское обожание, сравнимое только с более поздним эффектом "битломании", неоднозначные и громкие личные решения, столь же неоднозначные последствия вмешательства полковника Паркера в жизнь Элвиса, а также яркий и грустный финал всей этой истории. Кажется, что в XXI веке личности такого грандиозного масштаба заслуживают более яркого байопика, нежели классическое "родился, женился, прославился, сторчался, скончался". И Баз Лурман даёт нам нечто большее - его фильм это шоу, балаган, парад-алле. Удивительно, кстати, что реакция на эту ленту была преимущественно позитивной, привыкли что ли все к Лурману наконец? Отличные кассовые сборы, восемь номинаций на Оскар, высокий рейтинг критических статей.

Впрочем, без неоднозначности всё же не обошлось: при повсеместном восторге от работы молодого Остина Батлера, воплотившего на экране роль Элвиса, столь же повсеместному хейту подвергся Том Хэнкс, сыгравший полковника Паркера. Да-да, великий и всем всё доказавший Том Хэнкс умудрился попасть в номинацию на антипремию "Золотая малина" за роль в "Элвисе", хотя я и не совсем понимаю, почему так вышло. Безусловно, образ Паркера с тяжёлым гримом и странным акцентом получился гиперболизировано нелепым, даже фриковатым, но ведь это вполне в духе всей ленты. Здесь в ярком луче относительной достоверности предстает только сам король рок-н-ролла (это отмечают в том числе все его живые родственники), а всё остальное вокруг, включая Паркера - клоунские пляски в шуточных масках. Таков был замысел и его совсем неплохо воплотил на экране маэстро Хэнкс.

Картина "Элвис" - это яркое, аляповатое зрелище, чего и стоило ожидать от Лурмана. Как к этому относиться - решайте сами. Я не могу назвать себя большим поклонником этого стиля и я совершенно точно не был восхищён этим фильмом, но, мне кажется, что получилось гораздо лучше, чем если бы этот же материал попал в руки режиссёра, придерживающегося традиционных взглядов на жанр байопика.

Прогнозы на Оскар: в серьезную схватку за "Лучшую мужскую роль" вступит Остин Батлер. Не данный момент кажется, что его единственным серьёзным конкурентом является Колин Фаррел с работой в фильме "Банши Инишерина", и я пока оцениваю шансы каждого, как фифти-фифти. Также что-то может перепасть фильму за костюмы и прически.

"Мост через озеро"

Causeway
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Лайла Нойгебауер
В главных ролях: Дженнифер Лоуренс, Брайан Тайри Генри
Продолжительность: 92 минуты

Молодая девушка Линси возвращается в родной провинциальный город. В ходе службы в инженерных войсках США в Афганистане она получила черепно-мозговую травму и теперь ей надо пройти долгий путь реабилитации. Линси хочет как можно быстрее вылечиться и вновь уехать из старого отчего дома и пьющей матери. Во время этого вынужденного простоя она знакомится с механиком Джеймсом, в жизни которого тоже случилась ужасная трагедия.

Фильм "Мост через озеро" (в оригинале "дамба") был снят за "три копейки" постановщицей-дебютанткой Лайлой Нойгебауер. Это очень типичная инди-драма с медитативным неторопливым повествованием, основанном исключительно на диалогах. Основная тема тоже стандартная для таких лент - психологические травмы и способы с ними справиться. Собственно больше сказать о фильме было бы нечего, если бы не имена исполнителей главных ролей.

Дженифер Лоуренс приобрела мировую популярность после выхода очередных "Людей Икс" и первых "Голодных игр", но давайте не будем забывать, что у неё на тот момент времени уже была номинация на Оскар за роль в инди-драме "Зимняя кость". С тех пор Лоуренс снималась только в больших фильмах, но перевалив за 30 и родив ребенка, кажется решила ухватиться за возможность хоть ненадолго вернуться к корням. И пусть новый инди-перформанс не получился таким же выдающимся, видеть эту безусловно очень талантливую актрису в такой роли было весьма приятно.

Однако главным магнитом для наград в этой ленте стал актёр Брайан Тайри Генри - в том числе ему перепала и номинация на Оскар. Про этого актёра я мало, что знаю. "Вечных" я не смотрел, "Атланту" тоже, а в "Джокере" и "Женщине в окне" я его совсем не помню. В картине "Мост через озеро" его работа мне понравилась, но как будто бы на Оскар он не наиграл.

Прогноз на Оскар: Брайан Тайри Генри - видимо, актер хороший, но шансов получить награду у него нет. В конкурентах Глисон и Киган из "Банш Инишерина", а также Ке Хюи Куан, сыгравший мужа главной героини во "Всё везде и сразу", и Джадд Херш с фееричным монологом в "Фабельманах". Без шансов.

ИТПицца
Кондиционер
ЕКБушка