Церемония вручения наград премии Оскар 2023 состоится уже в это воскресенье, а если говорить по нашему времени, то рано утром в понедельник. Это будет последняя серия обзоров в преддверии этого события, но может быть будут ещё какие-то рецензии после - не всё успел посмотреть, что хотелось. Хочется также напомнить, что по традиции здесь в отдельном посте состоится текстовая онлайн-трансляция церемонии, подключайтесь! Сегодня же речь пойдёт о следующих трёх картинах: "Жить", "Ради Лесли" и "Солнце моё".
"Жить"
Living
Год: 2022
Страна: Великобритания, Япония, Швеция
Режиссёр: Оливер Херманус
В главных ролях: Билл Найи, Алекс Шарп, Эдриан Роулинз, Майкл Кокрейн, Эйми Ли Вуд, Зои Бойл, Лия Уильямс, Том Бёрк
Продолжительность: 102 минуты
У этой картины очень интересная судьба. Всё началось ещё в 1881-м году, когда от тяжёлой болезни скончался тульский прокурор Иван Ильич Мечников, старший брат знаменитого биолога Ильи Ильича Мечникова. По воспоминаниям Льва Толстого тяжело больной Иван Мечников поражал всех окружающих "разговорами о бесплодности проведённой им жизни". Это так запомнилось нашему классику, что в 82-м он начал работать над повестью "Смерть Ивана Ильича", которая была опубликована в 1886-м году. В начале 50-х этим произведением вдохновился Акира Куросава - он написал сценарий и снял по нему ленту "Жить", которая вышла в прокат в 1952-м году и пошумела на японских и европейских фестивалях. Спустя годы большим поклонником этой ленты стал японский писатель Кадзуо Исигуро, Нобелевский лауреат, автор романов "Остаток дня", "Не отпускай меня", "Погребённый великан" и других. Он осовременил сценарий, перенёс место действия в послевоенный Лондон и, как говорят, лично договорился с Биллом Найи о съёмках в новой ленте. Так появился новый фильм "Жить".
Как и в оригинальной ленте, в этой картине рассказывается история непробиваемого чинуши мистера Уильямса, являющегося олицетворением бюрократического "кафкианского" абсурда. В какой-то момент врач сообщает мистеру Уильямсу печальные новости и только тогда этот замкнутый, застёгнутый на все пуговицы человек, понимает, что он фактически ещё и не начинал жить по-настоящему. Последние дни своей жизни мистер Уильямс решает провести по-особенному.
Несмотря на кажущуюся сложность и драматичность завязки, лента "Жить" не оставляет после себя никакого ощущения безнадёги и тяжести. Это довольно деликатная, аккуратная и даже духоподъёмная лента, которая если и давит на слёзные железы, делает это бережно и как будто даже немного извиняясь. Билл Найи абсолютно заслуженно получил номинацию на премию "Оскар" за роль мистера Уильямса - он сыграл её в очень спокойной манере, на полутонах и с истинно британской сдержанностью.
В итоге получилась лента, которая, конечно, не станет хитом проката, не запомнится потомкам и не станет отдельной страницей в истории мирового кинематографа, но она точно не испортит вам вечер и не поселит в вашей душе тяжёлые мысли.
Прогноз на Оскар: к сожалению, Биллу Найи в компании с Оскаром Батлером, Колином Фарреллом и, в особенности, Бренданом Фрейзером ловить особо нечего. В номинации "Лучший адаптированный сценарий" Кадзуо Исигуро в принципе может потягаться с лентами "Говорят женщины" и "На Западном фронте без перемен". Я даже, пожалуй, буду за него болеть.
"Ради Лесли"
To Leslie
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Майкл Моррис
В главных ролях: Андреа Райзборо, Оуэн Тиг, Стивен Рут, Эллисон Дженни, Джеймс Хеберт, Марк Мэрон, Андре Ройо
Продолжительность: 119 минут
Шесть лет назад мать-одиночка Лесли выиграла в лотерею баснословную сумму денег. Под камеры в эфире местного телеканала она объявила о желании купить себе и сыну дом или забегаловку и зажить более счастливой жизнью. Планам не было суждено сбыться: всё дело в том, что Лесли запойная алкоголичка. Все деньги она пропила, плюс ещё и бросила своего 13-летнего сына на произвол судьбы. Спустя годы Лесли вернулась в город - без денег и с кучей проблем.
Номинация Андреа Райзборо на Оскар в номинации "Лучшая женская роль" за работу в этой ленте вызвала мощнейший скандал в кинематографических кругах. Дело в том, что картина "Ради Лесли" настолько авторская и настолько независимая, что условно за месяц до объявления номинантов про этот фильм знало считанное число академиков. Однако к лоббированию Андреа Райзборо активно подключилось её агентство, представители которого массово приглашали на показы или рассылали копию фильма своим подопечным с просьбами посмотреть фильм и написать отзыв в Сети. В итоге в поддержку Райзборо выступили такие её коллеги по агентству, как Дженнифер Энистон, Шарлиз Терон, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт, Шарлиз Терон и Эдвард Нортон. Справедливости ради, речь не идёт о прямом подкупе - денег никто никому не предлагал. Это была просто просьба об услуге - посмотрите фильм и напишите позитивный отзыв. Как итог: Андрея Райзборо попала в номинацию, а часть индустрии была настроена против Академии, что поставило крест на любых шансах актрисы на победу.
Всё это, однако, не имеет особого отношения к самому фильму. "Ради Лесли" - это дебютный авторский инди-фильм, который почти ничего не собрал в широком прокате и абсолютно точно так и остался бы никем не замечен, если бы не эта неожиданная номинация. Но раз уж номинировали - давайте поговорим. История стара, как мир: обитательница социального дна неожиданно осознаёт всю убогость своего существования и, собрав всю свою волю в кулак, пытается вытащить себя из ямы за волосы. Другие атрибуты подобных фильмов в ассортименте: маленький город, все жители которого презирают, а временами даже ненавидят нашу героиню, логичные проблемы в общении с сыном, омерзительность пьяных дебошей в начале фильма и героизм преодоления в его конце. Ничего нового здесь нет, никаких новых горизонтов фильм не открывает, никакой новой перспективы не даёт.
Но Андреа Райзборо действительно очень хороша. Какие бы там интриги не крутило её агентство, номинация в итоге оказалась вполне заслуженной. В целом, роль пьяницы - это экзамен для любого актёра или актрисы, и кажется, что Райзборо сдала его на отлично. В первой половине она очень убедительно сыграла омерзительную пьянчугу, во второй половине - обаятельную скромницу, которая скрывалась за этой завесой. Однако стоит признать, что других очевидных достоинств у этого фильма нет: средняя картина, которая не должна испортить вам просмотр, но точно не станет откровением и не вспомнится уже через месяц после просмотра, если, конечно, у вас нет схожих проблем.
Прогноз на Оскар: в номинация "Лучшая женская роль" в равной борьбе сойдутся Мишель Йео из "Всё везде и сразу" с Кейт Бланшетт из "Тар". Остальные номинатки, включая Райзборо - простые статистки в этой битве.
"Солнце моё"
Aftersun
Год: 2022
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Шарлотта Уэллс
В главных ролях: Пол Мескал, Фрэнки Корио, Селия Роулсон-Холл, Сайли Мессэм
Продолжительность: 102 минуты
В фильме показана одна неделя из жизни 31-летнего разведённого молодого человека Калума Патерсона и его 11-летней дочки Софи. Вместе они отправляются на небольшой отдых в Турцию, которому суждено стать финалом их взаимоотношений: дальше Софи очевидно начнёт взрослеть и всё реже и реже будет вспоминать своего непутёвого отца, который к тому же уехал жить из родной Шотландии в Англию. И хоть сейчас они ещё счастливы рядом друг с другом, в отношениях уже явно намечаются первые ростки дальнейшего раскола...
Фильм "Солнце моё" - один из самых тихих и незаметных представителей нынешней Оскаровской гонки. У него всего одна номинация, но зато какая - "Лучшая мужская роль" в исполнении молодого актёра Пола Мескала, имя которого вы скорее всего даже не слышали. Самая заметная его роль, помимо ленты "Солнце моё", это работа в телесериале "Нормальные люди". И на фоне таких мощных конкурентов, как Колин Фаррелл, Брендан Фрейзер и Билл Найи, номинация уже выглядит огромным достижением. На мой взгляд, Мескал сыграл в этой картине очень хорошо, но если бы его не номинировали в этом году - скандалом бы это точно не стало.
Картина "Солнце моё" очень понравилась критикам и киножурналистам и вошла в большое число самых разных списков лучших фильмов года. Это очень нежное, трогательное кино, которое тем не менее достаточно хитро снято. На первый взгляд, события в ленте выглядят максимально просто и приземлённо - здесь очень много диалогов "ни о чём" и типичных, бытовых ситуаций. Однако практически в каждую сцену создатели фильма спрятали интересные "штучки" - то это какая-то занятная метафора, то интересный поворот камеры, то неожиданная монтажная склейка. Дополнительной глубины этому фильму придаёт сюжетная ретроспектива - мы не просто смотрим историю одного отпуска, мы видим эти события глазами повзрослевшей Софи, которая спустя 20 лет вспоминает это время с тёплой ностальгией. И всё это смешивается в очень приятный коктейль из оттенков самых разнообразных чувств. Одним словом, получился фильм-настроение с кучей мельчайших деталей, за которыми кому-то следить будет скучно, а кому-то невероятно увлекательно. В любом случае, советовать ленту "Солнце моё" всем без исключения я бы не стал.
Прогноз на Оскар: как я уже писал выше, номинация Пола Мескала уже огромное достижение для него и, разумеется, награда ему не достанется.