До Оскара осталось три недели, а я продолжаю свой традиционный марафон подготовки. В прошлых постах мы уже поговорили про "Барбигеймер", про последний (как говорят) фильм Мартина Скорсезе "Убийцы цветочной луны", про европейский хит "Анатомия падения" и про отличную инди-драму "Оставленные". Сегодня речь пойдёт ещё о трёх фильмах оскаровской программы: сатирической драме "Американское чтиво", тонкой романтической мелодраме "Прошлые жизни" и довольно странном авторском фильме "Май декабрь".
"Американское чтиво"
American Fiction
Год: 2023
Страна: США
Режиссёр: Корд Джефферсон
В главных ролях: Джеффри Райт, Эрика Александр, Стерлинг К. Браун, Лесли Аггамс, Джон Ортис, Мира Лукреция Тейлор, Исса Рэй
Продолжительность: 116 минут
Чернокожий писатель и профессор Телониус Эллисон по прозвищу Монк жутко страдает от расизма. Нет-нет, вовсе не так, как вы могли бы подумать, а совсем даже наоборот. "Почему все такие нежные стали?" - вот, что заботит его ум. Монка раздражают стереотипы о чёрных, ещё больше раздражает, как эти стереотипы "продаются" среди белых, и уж совсем люто раздражает, когда сами чёрные продают эти стереотипы белым. В то время, как бульварное чтиво о чернокожих преступниках из гетто зарабатывает огромные деньги, его книги (осмысление "Персов" Эсхилла!) никто не хочет читать. А тут ещё столько проблем в семье...
"Американское чтиво" - классный фильм, появление которого уже давно напрашивалось. За последние годы маятник общественного настроения проделал гигантский путь от расовой сегрегации, повальной гомофобии и лютой мизогинии в сторону равноправия и толерантности. Однако маятник на то и маятник, чтобы, проскочив серединку пути, улететь в другую крайность - к самым раздражающим и глупым проявлениям пресловутой "новой этики", обратному расизму, насильному "бэлээму" и прочим оголтелым перегибам. Очевидно, что рано или поздно последует откат - и фильм "Американское чтиво" кажется одним из его предвестников.
Это очень сатирический фильм, бичующий приметы времени, о которых до недавней поры было не принято говорить в "приличном обществе". Монк, будучи чернокожим, прекрасно понимает, как далёк образ преступника-рэпера-наркомана из гетто от его жизненных проблем. "Да, такое тоже бывает, но мы этим не ограничиваемся!" - кричит он на всех вокруг, но утыкается в стену непонимания. И даже, когда он с истерики пишет книгу-шутку, доверху набитую стереотипами, все начинают воспринимать её серьёзно, чем доводят Монка просто до белого каления. Параллельно с этим нам показывают, какие проблемы действительно занимают Монка: у него нелады в семье, его мать серьёзно больна, его личная жизнь оставляет желать лучшего, а его "финансы поют романсы". Всё это проблемы типичного представителя middle класса, а никак не черного баскетболиста с пушкой за поясом.
Среди создателей этого фильма практически нет знакомых широкой публике лиц. Корд Джефферсон - режиссёр-дебютант, за плечами которого лишь несколько сценарных работ в сериалах. "Американское чтиво" - его первая проба пера в большом кино и сразу такой успех, это впечатляет. Главного героя, угрюмого циника Монка, сыграл Джеффри Райт - тоже не сказать, что суперзвезда Голливуда, хотя, конечно, многие знают его по работе в сериале "Мир Дикого Запада", и таких фильмах, как "Али", "Квант милосердия" или "Бэтмен". В любом случае для него это тоже первый успех такого масштаба в большом кино - вполне заслуженная номинация на Оскар.
Очень хороший фильм, снятый в очень правильное время. И успех этой ленты даёт надежду на то, что ситуация вокруг "новой этики" рано или поздно всё-таки нормализуется и мир придёт в точку, в которой не останется, как ужасных проявлений расизма, гомофобии и любой другой нетерпимости, так и кэнцеллинга за безобидный блэкфейс и шуточные подколы в твиттере.
"Прошлые жизни"
Past Lives
Год: 2023
Страна: США
Режиссёр: Селин Сон
В главных ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро
Продолжительность: 105 минут
На-ён и Хэ-сон - друзья детства, не разлей вода. Однако, когда девочке исполняется 12 лет, её семья иммигрирует из Сеула в Канаду и связь между друзьями прерывается. Они не виделись и почти не общались 24 года, за исключением краткого периода зарождающегося романа по Скайпу, который На-ён, к тому моменту продвигающая свою карьеру драматурга в Нью-Йорке, скрепя сердце, вынуждена была прервать. И вот спустя много-много лет Хэ-Сон прилетает к США, чтобы встретиться с той, кто мог стать любовью всей его жизни...
Некогда маленькая и независимая студия A24, сделавшая себе имя на инди-хоррорах, в прошлом году стала триумфатором премии Оскар. Фильм студии "Всё везде и сразу" взял 7 премий, включая "Лучший фильм", что ещё лет десять назад выглядело бы абсолютно невозможным. За прошедший с того времени год студия выпустила полтора десятка заметных фильмов, два из которых попали в номинации и в этом году. Один из них - романтическая мелодрама "Прошлые жизни".
Эту картину сняла молодая дебютантка Селин Сон и это до определённой степени автобиография. Как и На-ён, Селин когда-то иммигрировала из Южной Кореи в Канаду, а затем в США, и в её жизни тоже был подобный поворот сюжета - встреча со старым-старым другом детства. На главные роли Селин также выбрала корейцев-иммигрантов, хоть и во втором поколении. Грета Ли была рождена в США и многие её друзья, узнав о назначении на эту роль, были удивлены, что Грета говорит по-корейски. Про Тео Ю практически все рецензенты непременно пишут, что это именно он сыграл Виктора Цоя в фильме "Лето", но я не буду. Скажу лишь, что родился этот актёр в Германии.
Что получилось? Отличное, доброе и очень милое кино. Селин Сон было очень тяжело - она решила снять фильм об отношениях, которых фактически никогда не было, при этом ей удалось сделать это без лишнего пафоса и ненужного надрыва: в этой ленте никто не повышает голос, не ссорится, не кричит и почти не рыдает. Каждый раз, когда кажется, что фильм вот-вот сорвётся с цепи и скатится в мелодраматизм, Селин Сон включает полутона, лёгкие намёки, нежные взгляды, наполненные ностальгией по несбывшемуся. Помимо главных героев стоит также отметить американского мужа На-ён - молодого писателя Артура в исполнении Джона Магаро: великолепный образ. Ревнующий, боящийся потерять жену, но всё понимающий и принимающий ситуацию с достоинством.
В общем, классный фильм - очень понравился. Невероятно тонкий, нежный и тёплый. Всем советую.
"Май декабрь"
May December
Год: 2023
Страна: США
Режиссёр: Тодд Хейнс
В главных ролях: Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Гэбриел Чун, Элизабет Ю, Кори Майкл Смит, Пайпер Курда
Продолжительность: 117 минут
Популярная актриса Элизабет получила главную роль в байопике о необычной семейной паре. Много лет назад, запретная связь между 36-летней замужней женщиной Грейси и 13-летним подростком Джо привела к тому, что Грейси оказалась за решёткой и родила там дочь. После освобождения Грейси и Джо поженились и у них родилось ещё двое детей. Чтобы лучше понять эту историю и свою героиню, Элизабет приезжает в город и сближается с этой парой и с их детьми.
Режиссёр Тодд Хейнс, как правило, снимает неуютные, неудобные фильмы о психологических травмах и фобиях, о надломленных людях, о поступках за чертой моральных границ и о том, как эти границы могут быть иллюзорны. Это такой типичный инди-автор, имя которого широко известно в узких кругах. Фильм "Тёмные воды" - пожалуй, единственный более-менее коммерческий проект в фильмографии Хейнса, а наиболее обласканные критиками картины это "Бархатная золотая жила" (частично основана на биографии Дэвида Боуи), "Вдали от рая" (героиня Джулианны Мур заводит интригу с чернокожим садовником, пока её супруг изменяет ей с другим мужчиной), "Меня там нет" (Кейт Бланшетт, Кристиан Бэйл, Ричард Гир, Хит Леджер и Бен Уишоу играют разные ипостаси одного Боба Дилана) и "Кэрол" (трагическая любовь двух девушек в исполнении Кейт Бланшетт и Руни Мары). Так что имя режиссёра в данном случае говорит само за себя - нас ожидает непростой и странный фильм.
Так и вышло. "Май декабрь" - действительно непростой и странный фильм. Тодд Хейнс, с занудством более подходящим клиническому психологу, препарирует историю Грейси и Джо, которая, кстати, основана на реальных событиях. Он подходит к сюжету буквально со скальпелем, практически отбросив в сторону и эмоциональную составляющую и собственную оценку происходящего. Вот только непонятно, чего Хейнс этим добился. У кого-то были сомнения, что такая пара спустя много лет после начала отношений может на людях казаться вполне счастливой? Нет. А есть ли что-то странное или неожиданное в том, что внутри такой пары всё-таки могут тлеть неразрешённые психологические травмы? Тоже нет. Словно понимая, что тут не достаточно фактуры, Хейнс добавляет в кино ещё одну сюжетную линию: актриса Элизабет тоже ведёт себя неоднозначно, явно переходя границы дозволенного в попытках залезть в душу своей героини. И за этим, пожалуй, даже интереснее наблюдать, чем ковыряться в психологических нюансах отношений Грейси и Джо. Тем более, что работа Натали Портман в этом фильме получилась очень убедительной.
Одним словом, я не согласен со многими кинокритиками, которые разочаровались в том, что фильм "Май декабрь" был номинирован всего на одну премию Оскар - за "Лучший оригинальный сценарий". Я бы, если честно, тоже дал бы только одну номинацию - но это была бы "Лучшая женская роль" для Натали Портман. В остальном - ну такой типичный арт-хаус, в котором я, видимо, чего-то недопонял.