До Оскара осталось буквально несколько дней и сегодня я завершаю свой традиционный марафон подготовки. В прошлых постах мы обсудили такие фильмы, как ""Оппенгеймер", "Барби"", "Убийцы цветочной луны", "Анатомия падения", "Оставленные", "Американское чтиво", "Прошлые жизни" и "Май декабрь". В заключительной части марафона поговорим ещё о трёх лентах, номинированных в том числе в категории "Лучший фильм": жуткой картине о семье начальника концлагеря "Зона интересов", совершенно сумасшедшем фильме Йоргонса Лантимоса "Бедные-несчастные" и биографичечской драме о жизни Леонарда Бернстайна "Маэстро".
"Зона интересов"
The Zone of Interest
Год: 2023
Страна: США, Великобритания, Польша
Режиссёр: Джонатан Глейзер
В главных ролях: Кристиан Фридель, Сандра Хюллер
Продолжительность: 105 минут
Идиллическая картина: уютный домик, райский сад с бассейном и верандой, молодой симпатичный мужчина возвращается с работы, обнимает жену и детей, выпивает рюмочку и садится ужинать: всё чинно и благородно. Эту картину, правда, несколько портят доносящиеся откуда-то странные звуки: собачий лай, автоматные очереди, крики и плач. Ещё не очень красиво выглядят коричневые кирпичные постройки и высокие трубы, которые виднеются за забором, однако обитатели этого рая привыкли не обращать на это никакого внимания. Так со своей семьёй живёт Рудольф Хёсс - начальник Освенцима...
Британский режиссёр Джонатан Глейзер снимает большое кино буквально раз в десятилетку - его предыдущей картиной была психоделическая фантастика "Побудь в моей шкуре" 2013-го года, а ещё до этого - драматический фентези-триллер "Рождение", который Глейзер снял в 2004-м. Такая низкая продуктивность объясняется глубоким перфекционизмом режиссёра: для каждого своего нового "творения" (по-другому не скажешь) он долго и скрупулёзно подбирает интересные формальные ходы, которые будут подчёркивать заложенные в фильме мысли. "Зона интересов" с формальной точки зрения - это просто шедевр, я такого, если честно, не видел никогда. А если быть точнее - то не слышал, потому что львиную долю эффекта, производимого этой картиной, берёт на себя совершенно гениально выстроенная симфония, состоящая из ужасающих, страшных звуков, доносящихся со стороны Освенцима. Фильм во многом построен на противостоянии того, что мы видим и того, что мы слышим. Впрочем, этот парадокс существует и на экране: сначала только в виде мелких точечных намёков на страшную реальность, которая окружает семью Хёсса - вот его жена Хедвига примеряет шубу, которую Хёсс "добыл" на работе, вот тёща Рудольфа не может заснуть из-за едкого дыма, вот его садовник смывает кровь с сапог, а вот его старший сын играет в постели с зубами. За всеми этими деталями скрывается "оглушительная" бездна, в которую зритель вместе с героями фильма постепенно проваливается всё глубже и глубже.
При этом ничего нового нам этим фильмом Глейзер не рассказывает: мы и без "Зоны интересов" знаем, что это было страшнейшее из преступлений в истории человечества, мы много слышали и читали о Холокосте в самых подробных деталях, кто-то из нас, наверняка, был на экскурсии в Освенциме (я, например) и уж точно каждый из нас хотя бы слышал такое выражение, как "банальность зла". Однако, безусловно, время от времени нам всем надо напоминать об этой страшной странице в истории человечества: ну просто "чтобы помнили". А если ещё удаётся сделать это так смело и неординарно: так и вовсе браво!
Фильм "Зона интересов" - одно из главных событий уходящего киносезона. Эта лента получил "Гран-при жюри" (фактически второе место) в Каннах, несколько главных наград Британской киноакадемии и нет никакого сомнения, что фильм станет обладателем, как минимум, одной награды на Оскаре - приз за "Лучший фильм на иностранном языке", можно сказать, у Глейзера в кармане. И всё это, разумеется, более чем заслуженно. Я бы посоветовал не только посмотреть саму эту картину, но и почитать о её создании, там много всего любопытного. Как Глейзер прятал камеры в саду, чтобы актёры не знали, когда и откуда их снимают, как звукорежиссёр Джонни Бёрн год собирал информацию о том, какие именно звуки, в какой момент и на каком расстоянии они могли доноситься из лагеря, как Сандра Хюллер и Кристиан Фридель готовились к своим ролям. Всё это невероятно интересно.
Мне очень понравился этот фильм. Да, конечно, для любого нормального человека это будет ошеломляющий киноопыт, пытающийся вогнать его в тоску и депрессию - но это очень важное и не теряющее своей актуальности авторское высказывание, снятое в очень необычной, "цепляющей" манере.
"Бедные-несчастные"
Poor Things
Год: 2023
Страна: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия
Режиссёр: Йоргос Лантимос
В главных ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф, Кристофер Эббот
Продолжительность: 141 минута
Вымышленный викторианский Лондон. Гениальный, но несколько безумный учёный Годвин Бакстер вылавливает в реке труп беременной женщины, покончившей жизнь самоубийством, и делает совершенно логичную для него вещь: пересаживает женщине мозг её нерождённого ребёнка. Так на свет появляется Белла Бакстер - ребёнок в теле взрослой женщины, не ограниченный так называемыми "рамками приличий".
Я очень люблю творчество греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, хотя до "Бедных-несчастных" я смотрел только три его фильма, каждый из которых по своему прекрасен: жуткая антиутопия "Лобстер", не менее жуткая притча "Убийство священного оленя" и неожиданное переосмысление исторических костюмных драм "Фаворитка". Говорят, что в раннем "греческом" периоде Лантимоса тоже есть отличные фильмы - это мне ещё предстоит узнать. Пока же стоит констатировать, что и на этот раз Лантимос меня не разочаровал: "Бедные-несчастные" - ещё один странный, ни на что не похожий, совершенно завораживающий фильм.
"Бедные-несчастные", как и большинство хороших фильмов, это своего рода "луковица", которую можно исследовать слой за слоем. Первое, что в прямом смысле бросается в глаза, это, конечно, формальные решения, использованные для съёмок фильма. Мне понравилось определение Антона Долина: картина снята так, как будто ее создатели никогда не видели ни одной ленты до этого и им пришлось самим изобрести кинематограф, опираясь при этом на всё разнообразие существующего технического оснащения. Оператор фильма то и дело использует странные объективы и ставит камеры под непривычными углами. Композитор как будто только учится играть на всевозможных инструментах и одновременно с этим пытается настроить их. Декораторы и художники-постановщики как будто никогда не видели ни Лиссабона, ни Парижа, ни Лондона, а только что-то чуть-чуть слышали об этих городах. Всё это формирует уникальный киномир, в котором развиваются события этой ленты.
Следующий слой - очевидная, но не единственная, тема фильма: феминизм и путь женщины к обретению права на самостоятельные решения и поступки, как в индивидуальном плане, так и в историческом масштабе. Викторианский Лондон не зря взят за место действия - феминистки того времени внесли огромный вклад в общее дело. В этом смысле, "Бедные-несчастные" с одной стороны похож на ещё одну заметную ленту сезона "Барби", с другой стороны - выгодно отличается от неё более аккуратным и вдумчивым подходом. К тому же на феминизме Лантимос не останавливается, ещё одна важная сопутствующая тема, следующий слой, это в принципе влияние социальных норм на человека. Мы впитываем рамки приличий ещё будучи детьми и входим во взрослую жизнь уже обтесанные современным контекстом, в то время, как Белла Бакстер, вышла в общество без этих рамок, что позволило ей лучше понять, какие запреты и ограничения несут в себе рациональное зерно, а какие - атавизм и предрассудки. Третья важная тема фильма - образ родителя, создателя и даже бога. Ограничения, граничащие с гиперопекой, необходимость и важность сепарации, а затем возвращение и установление новых взаимоотношений с создателем, основанных на партнёрстве и уважении. Стоит ли говорить, что все эти темы идеально сочетаются с манерой повествования, суть и форма классно подчёркивают и усиливают друг друга.
Картина "Бедные-несчастные", безусловно, невероятно провокационная и откровенная - это касается, как натуралистичных, так и сексуальных сцен, которых здесь довольно много и которые заслуженно маркированы лейблом "18+". Однако, на мой взгляд, эта откровенность тоже играет на генеральную тему фильма. Время идёт, границы социально допустимых норм двигаются, то, что для современных зрителей обыденно сейчас, ещё какие-то 50 лет назад всех привело бы в шок. Ведь, как известно, в СССР секса не было, а в американском кино вплоть до шестидесятых действовал этический кодекс Хейса, который запрещал не то, что откровенные сцены, а любое изображение наготы и крови, а также ненормативную лексику и упоминания религии в негативном контексте. Возмущаться откровенностью "Бедных-несчастных" в наше время, это тоже, что падать в обморок от "Маленькой Веры" в конце 80-х или удивляться детской проституции в "Таксисте" в 70-е: понятно, но не продуктивно.
Отдельно, конечно, стоит отметить великолепную Эмму Стоун. Она не только сыграла лучшую роль в своей жизни, но и была полноценным создателем ленты, наряду с Лантимосом, выступив продюсером картины. Это была сложнейшая, тончайшая работа по конструированию всех этапов трансформации Беллы, идеально воплощённая на экране. Как итог: никто не сомневается, что она получит своего второго "Оскара". Очень хорош был и Марк Руффало. Отдельно отмечу их совместный танец: это просто что-то с чем-то.
Если бы не Нолан и не его "Оппенгеймер", то фильм Йоргоса Лантимоса был бы явным фаворитом Оскаровской гонки, и я сам бы точно болел бы именно за него. Это очень необычная, по-хорошему странная, яркая, провокационная картина.
"Маэстро"
Maestro
Год: 2023
Страна: США
Режиссёр: Брэдли Купер
В главных ролях: Брэдли Купер, Кэри Маллиган
Продолжительность: 117 минут
Лента "Маэстро" рассказывает историю Леонардо Бернстайна - выдающегося дирижёра и композитора, автора множества балетов, симфоний, мюзиклов и других произведений. Второй главный герой фильма - жена Бернстайна, чилийская актриса Фелиция Монтеалегре, которая родила от Леонардо троих детей и долгое время терпела его выходки и "закидоны".
Все мы учились в школе и каждый из нас, наверняка, сталкивался с двумя типажами: первый - обаятельный отличник, который всем нравится и добивается успеха с кажущейся лёгкостью и как будто бы абсолютно не напрягаясь. Второй - тоже отличник, но другого замеса: неприятный "заучка", нелепый в своей высокомерности, который "слишком старается", чтобы добиться успеха - так "слишком", что это вызывает негативную реакцию: от безобидного смеха вплоть до безотчётной ненависти. К сожалению, работа Брэдли Купера, которую он провёл для создания этого фильма (а он здесь не только исполнитель главной роли, но также режиссёр и продюсер) очень напоминает именно второй типаж из двух, описанных выше. Он "слишком старается", чтобы получить все премии мира, в то время, как у его коллег, например ещё у одного продюсера ленты Стивена Спилберга, обычно это получается не в пример более изящно и внешне легко.
"Маэстро" - это фильм, до такой степени снятый по лекалам так называемых "оскаровских лент", что временами становится даже смешно. Долгая, затянутая биографическая драма о безусловно великом и столь же безусловно неоднозначном человеке. Чётко выверенный коктейль из музыки, любви, смерти и актуальных тем. Шестиминутная сцена дирижирования, к которой Купер (конечно) готовился несколько лет. Лучшие мастера грима, музыкальное сопровождение из лучших работ самого Бернстайна, идеально выверенный актёрский состав, вычерченная по линейке драматургия: как же всё это скучно! Проблема Брэдли Купера в том, что он безнадёжно отстал от трендов: времена когда на Оскаре побеждали такие ленты, как "Храброе сердце", "Влюблённый Шекспир", "Игры разума" и "Миллионер из трущоб" канули в Лету. Последние три победителя - это "Всё везде и сразу", "CODA" и "Земля кочевников". Три совершенно разных фильма, которых объединяет одно - они совершенно не похожи на шаблонный "Оскаровский" формат, которым просто пропитана картина "Маэстро".
Поймите меня правильно, "Маэстро" сам по себе вовсе не плохой фильм. Видно, что Брэдли Купер и его команда сделали всё, что от них зависело, чтобы снять хороший классический байопик. К тому же сам Купер прекрасно исполнил роль Бернстайна, и таких же хороших слов, конечно, заслуживает работа Кэри Маллиган. Просто всё это мы видели уже десятки раз и всё это уже просто не может произвести сильного впечатления, если, конечно, вы не личный поклонник творчества Бернстайна или не фанат относительно современной классической музыки. Купер очень постарался и максимально хорошо снял страницу из Википедии во времена, когда успеха и зрительского внимания в голливудском "поле" добиваются те, кто всё делает "не так".