Юра Борисов, безусловно, является одним из самых ярких и талантливых молодых российских актёров. И, как мне кажется, ровно в той же степени недооценённым. Казалось бы - количество громких проектов, фильмов и сериалов, в которых он появился за последние пять лет столь велико, что он обязан был стать новым звеном в цепи "Безруков - Козловский - Петров". Но не стал. О нём не шутят в юмористических проектах, про него не делают мемы, его имя не звучит на каждом углу, да и в целом создаётся ощущение, что широкая публика до сих пор этого имени и не знает. О нём почти не говорят - ни в позитивном, ни в негативном ключе. К нему как будто бы вообще ничего не прилипает.
Лично я вижу две причины, почему так сложилось. Во-первых, Юра Борисов умеет выбирать себе очень разные проекты: он снимается в кино очень широкого диапазона: от ультрапатриотичного ("Калашников", "Т-34", "Союз спасения") до откровенно оппозиционного ("Капитан Волконогов бежал", "Мама, я дома"), от громкого и заметного ("Вторжение", "Серебряные коньки") до тонкого и авторского ("Хрусталь", "Купе номер шесть"), от яркого жанрового ("Аванпост", "Кентавр") до сурового и драматического ("Бык", "Герда"). Вторая причина - он везде разный. Казалось бы - худой, лысый, фактурный парень со шрамами на лице, а какие разные образы ему удаётся воплощать на экране. В интервью у Дудя он очень ярко рассказывал о том, как он готовится к ролям (мягко говоря, не всегда в безопасном режиме) - и это реально впечатляет. А публика всё-таки не дура: она чувствует, когда её обманывают, а когда нет. Борисов никогда не филонит, не делает ничего впроброс и подходит к каждой своей работе очень серьёзно. И поэтому его роли не сливаются в один образ, а значит и шутить о нём в ключе "его много и он везде одинаковый" совершенно не хочется.
Сегодня хочу поговорить о некоторых фильмах с участием Юры Борисова, которые удалось посмотреть за последний год и о которых я здесь ещё не писал.
"Бык"
Год: 2019
Страна: Россия
Режиссёр: Борис Акопов
В главных ролях: Юра Борисов, Стася Милославская, Афина Лукиди, Игорь Савочкин, Алексей Филимонов
Продолжительность: 99 минут
90-е, Россия, провинциальный подмосковный город. Молодой парень Антон Быков по кличке "Бык" недавно вышел из тюрьмы и решил продолжить прокладывать свой жизненный путь через преступления, "стрелки", угоны и так далее. После очередного "залёта" в участок, его выручает московский криминальный авторитет, с сыном которого Бык сдружился на зоне. За свою помощь бандит просит Быка об одной услуге, которая приведёт его к фатальным последствиям.
Фильм "Бык" наследует традицию других российских киноработ о лихих девяностых, включая, конечно, "Бригаду" и "Бумера". Создатели фильма даже не пытались скрывать эту связь, а сам Борисов специально "сажал" себе голос, чтобы разговаривать в кадре с хрипотцой а-ля Данила Багров. Как и "Бригада" задолго до "Быка", как и "Слово пацана" спустя несколько лет после "Быка", так и сам "Бык", разумеется, не мог избежать упрёков в романтизации криминального образа жизни, который вели многие молодые люди в 90-е. "Слово пацана" я ещё не посмотрел, но вот в "Бригаде" и "Быке" я не вижу совершенно никакой романтизации. Да, персонаж Юры Борисова в этом фильме по своему обаятелен, однако он совершает отвратительные поступки и логичным образом это приводит его к гибели (это слишком очевидно, чтобы быть спойлером). На мой взгляд, главный посыл подобного рода фильмов - "а давайте сделаем так, чтобы эта ситуация никогда не повторялась". И чем ближе мы, как общество, будем подходить к этой черте, тем больше таких фильмов надо снимать.
P.S. Финальная сцена, в которой герои ленты сидят и смотрят культовое новогоднее обращение Ельцина к народу пробирает до дрожи. Совершенно гениально снято.
"Красный призрак"
Год: 2020
Страна: Россия
Режиссёр: Андрей Богатырёв
В главных ролях: Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин, Юра Борисов, Полина Чернышова, Вольфганг Черни, Михаил Горевой, Павел Абраменков, Олег Васильков, Константин Симонов
Продолжительность: 98 минут
Действие фильма происходит зимой 1941-го года в заброшенной деревне. В этом месте случайно пересекаются пути группы партизан, немецкого отряда во главе с жёстким карателем вермахта и таинственного, неуловимого снайпера, которого в народе называют "Красный призрак".
История создания фильма "Красный призрак" сродни настоящему чуду. Группа молодых, никому неизвестных кинематографистов в какой-то момент решила снять жанровый фильм о Второй Мировой войне. Однако слово "жанровый" в данном случае вовсе не означает "военный фильм" в общепринятом в России представлении. "Красный призрак" - это вестерн, снятый под явным влиянием работ Серджио Леоне, только место действия из привычных для вестерна локаций перенесено в заснеженную Россию 40-х. Идея снять вестерн в зимнем сеттинге в целом не нова - это, как минимум, делал Тарантино в своей "Омерзительной восьмёрке". Однако снять такой фильм о войне - рискованное предприятие. Агрессивно-патриотично настроенная публика могла уничтожить эту ленту за одну только попытку "надругаться над святым". Однако этого не произошло. Почему? Может быть, успех фильма был столь не велик, что "стукачи-хайпожоры" решили не тратить времени и усилий, а может быть даже они смогли почувствовать ту степень уважения и достоинства, с которым эта лента была снята. Это действительно одновременно и жанровое упражнение в стиле вестерн, и честное, серьёзное высказывание о войне, как бы сложно это не было себе представить.
К тому же этим молодым "киношникам" на голом энтузиазме удалось привлечь к съёмкам достаточно маститых актёров: в первую очередь Гостюхина и Горевого. Юрий Борисов в этой ленте сыграл не главную, но достаточно важную роль молодого, замёрзшего солдата, потерявшего голос, который прибился к отряду партизан. В итоге лента "Красный призрак", на мой взгляд, вполне получилась - это интересный и, что самое главное, качественно и уважительно сделанный эксперимент в области, которая крайне плохо подготовлена для подобного рода экспериментов. Это вызывает уважение.
"Купе номер 6"
Год: 2021
Страна: Финляндия, Эстония, Россия, Германия
Режиссёр: Юхо Куосманен
В главных ролях: Сейди Хаарла, Юра Борисов, Юлия Ауг
Продолжительность: 103 минуты
Лаура и Лёха знакомятся в купе поезда "Москва - Мурманск". Она - молодая финская студентка, которая бежит из Москвы из-за неудачных романтических отношений и отправляется на север с целью изучать петроглифы. Он - грубоватый, но душевный шахтёр, который едет на вахту.
Удивительно, но это одновременно и один из самых неизвестных для широкой российской публики фильмов с Юрой Борисовым, и один из самых успешных с точки зрения наград. Лента "Купе номер 6" на секундочку получила "Гран-при жюри" (вторая по величине награда) Каннского кинофестиваля, а также была номинирована на "Золотой глобус", "Сезар" и премию "Европейской киноакадемии". Вообще говоря, это невероятный успех для маленького эстонского кино, снятого в России. И это действительно очень тонкое, европейское кино, которое только на первый взгляд кажется набором разрозненных эпизодов истории сближения Лауры и Лёхи. Описывать этот фильм сложно - он весь соткан из ощущений и образов. Кому-то это понравится до крайней степени восторга, а кому-то покажется невыносимой "нудятиной". Я при просмотре фильма "поймал" оба этих ощущения и, если честно, не могу выбрать, какое из них было сильнее.
"Капитан Волконогов бежал"
Год: 2021
Страна: Россия, Эстония, Франция
Режиссёр: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
В главных ролях: Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Владимир Епифанцев, Анастасия Уколова, Наталья Кудряшова, Виктория Толстоганова, Юрий Кузнецов
Продолжительность: 126 минут
Ленинград, 1938-й год. Отдел молодого сотрудника НКВД капитана Волконогова попадает под внутреннюю чистку - и в отличие от всех его коллег, самому Волконогову удаётся сбежать. Вскоре к нему прямиком с того света является бывший сослуживец, который говорит, что единственный способ избежать адских мук - это покаяться и найти хотя бы одного человека из числа родных и близких репрессированных, который сможет искренне простить капитану Волконогову все его прегрешения.
Выход фильма "Капитан Волконогов бежал" пришёлся на очень непростой период. Сначала казалось, что у картины всё хорошо: у "Капитана Волконогова" состоялось фестивальное признание, причём как за рубежом на Венецианском кинофестивале, так и у нас - семь номинаций на премию "Золотой Орёл". Однако вскоре времена изменились и фильм "лёг на полку": в России он так и не вышел в прокат. Почему - додумайте сами, пожалуйста.
"Капитан Волконогов бежал" - очень классно снятое кино во всех его компонентах. В первую очередь не могу не отметить интересную идею, которую удалось реализовать художникам и костюмерам этого фильма: реальность ленты не является подлинным отображением того времени - всё чуть-чуть смещено, сдвинуто. Самая бросающаяся в глаза деталь - это, конечно, костюмы НКВДшников: яркие красные толстовки и штаны. Да и сам город воссоздан абсолютно не в документальном стиле. При этом события, показанные в ленте, нисколько не приукрашены: ужас, страх, террор, всё по-честному. Эта особенность фильма, на мой взгляд, работает на следующую идею: да, в деталях нас серьёзно может подводить наша память, конструируя образы, которых не было на самом деле, но это не меняет сути происходящего: мир не чёрно-белый, но это не означает, что нет чего-то однозначно белого и чего-то однозначно чёрного.
В ленте "Капитан Волконогов бежал" снялось очень много отличных актёров, одно только перечисление займёт слишком много места. Помимо героя этого поста, Юры Борисова, выделю ещё двоих: отличная работа Тимофея Трибунцева, сыгравшего сотрудника органов, которому поручено поймать сбежавшего капитана, а также Наталью Кудряшову - одну из первых, к кому пришёл за прощением герой Борисова. Ещё отмечу музыкальное сопровождение, написанное группой "Shortparis" - как всегда интересно и самобытно получилось
"Капитан Волконогов бежал" - это очень сильный и тяжёлый фильм. Советовать его смотреть надо аккуратно, далеко не каждому по душе придётся такое смелое и местами философское высказывание. А прокатная судьба ленты говорит о том, что "Капитан Волконогов бежал" - это "покаяние", время которого ещё не пришло. Придётся пока полежать на полке, авось когда-нибудь пригодится.
"Мама, я дома"
Год: 2021
Страна: Россия
Режиссёр: Владимир Битоков
В главных ролях: Ксения Раппопорт, Юра Борисов, Александр Горчилин, Екатерина Шумакова
Продолжительность: 104 минуты
Женщина по имени Тоня работает водителем автобуса в небольшом кабардино-балкарском селе. Её любимый сын Женя уехал воевать в Сирию в составе частной военной компании, и вскоре Тоне приходит сообщение о том, что её сын был убит. Женщина не верит этому письму и начинает активно добиваться поисков своего сына от представителей местных властей - вплоть до одиночных пикетов. В это же время молодой местный чиновник готовится к торжественному визиту некоего влиятельного лица и ему такие скандалы совсем ни к чему.
Фильм "Мама, я дома" является очередным "кусочком" поистине грандиозного наследия личной инициативы великого режиссёра Александра Сокурова, который однажды решил открыть творческую студию в Нальчике. Самый яркий и известный выходец этого курса - это Кантемир Балагов, однако также среди успешных "питомцев" Сокурова можно выделить и Владимира Битокова, чей дебютный фильм "Глубокие реки" был отмечен несколькими престижными наградами. "Мама, я дома" это вторая картина Битокова - местами неровная и странная, но достаточно глубокая, острая и с, как минимум, одной восхитительной актёрской работой. Речь идёт о Ксении Раппопорт, которая, без всякого сомнения, является великой российской актрисой. Вот и здесь она сыграла на таком уровне надрыва, что остаётся только аплодировать. Также понравилась и молодая "поросль": в первую очередь "гоголевец" Александр Горчилин в роли неприятного чиновника-карьериста. Юра Борисов исполнил роль загадочного отставника, который неожиданно появляется в квартире Тони и представляется её сыном, причём некоторые из людей, входящих в ближайший круг общения женщины, признают парня за своего, что мешает Тоне вести свою подрывную деятельность. Персонаж у Борисова получился яркий, но, на мой взгляд, слегка недокрученный - что скорее минус сценария, чем актёра.
Не могу сказать, что фильм "Мама, я дома" прямо шедевр и что это жемчужина российского кино, но это, безусловно, кино, которое заслуживает просмотра, в первую очередь благодаря выдающейся игре Ксении Раппопорт и того социального посыла, которое оно в себе несёт.
"Кентавр"
Год: 2023
Страна: Россия
Режиссёр: Кирилл Кемниц
В главных ролях: Юра Борисов, Анастасия Талызина, Сергей Гилёв, Григорий Верник, Кирилл Мелехов, Ксения Кутепова
Продолжительность: 101 минута
"Кентавр" это история молодого парня-таксиста, который почти не может ходить, но зато является виртуозным водителем. Однажды всю его ночную смену оплачивает девушка-эскортница, которой нужно съездить к нескольким клиентам. Вскоре выясняется, что и девушка не простая, и таксист не простой, и вообще где-то в округе орудует маньяк-убийца.
В нашем кинематографе всегда было всё достаточно плохо с такими жанрами, как фильм ужасов и триллер (особенно со вторым), поэтому попытки снять что-то в этом ключе можно только приветствовать - больше будут снимать, быстрее нарастут "жанровые мускулы". И надо признать у "Кентавра" есть определённые достоинства, о которых говорить хочется больше, чем о недостатках. Во-первых, фильм очень стильно снят. Цветокор, постановка кадра, звук - всё играет на атмосферу и саспенс. Это, как мне кажется, можно поставить в заслугу продюсерской компании Ильи Найшуллера, который также значится здесь генеральным продюсером. Чувствуется его рука и опыт. Во-вторых, мне понравились актёрские работы - и Юра Борисов хорош, и молодая, обаятельная Анастасия Талызина, и лютый Сергей Гилёв, и даже эпизодическое появление Ксении Кутеповой очень порадовало.
В-третьих, "Кентавр" - это очень динамичное и захватывающее зрелище, которое смотрится на одном дыхании. Но тут мы неизбежно подходим и к минусам этого кино: при последующих попытках критически оценить финальный твист и "отмотать" события назад оказывается, что сценарий содержит многочисленные натяжки и ляпы. Это не смертельно, но очень обидно. Поэтому при всех своих достоинствах, "Кентавр" это фильм, который надо смотреть ровно один раз и постараться при этом особо не задумываться.