Фильмография британского режиссёра Гая Ричи чётко делится на три части: первая это фильмы, которые он снимает в так называемом "своём" стиле, благодаря которому он заполучил ядро своей фанбазы - это такие картины, как "Карты, деньги, два ствола", "Большой куш", "Рок-н-рольщик" и "Джентльмены". Второй большой пласт творчества Гая Ричи - это коммерческие ироничные экшн-боевики, которые он, кажется, может делать уже под копирку и с закрытыми глазами: "Шерлок Холмс", "Агенты А.Н.К.Л.", "Меч короля Артура", "Аладдин" и два новых фильма, о которых ниже. Наконец, третья значимая часть фильмографии Ричи - это жанровые эксперименты: мелодрама "Унесённые", философская драма "Револьвер", брутальный боевик "Гнев человеческий". В последнее время Ричи стал невероятно много работать и буквально за год выпустил три новых фильма. К сожалению для его истовых поклонников, два из них ("Операция "Фортуна": Искусство побеждать" и "Министерство неджентльменских дел") попадают во вторую из вышеперечисленных категорий, а третий ("Переводчик") - в третью. После "Джентльменов" в "своём" стиле он пока ничего полнометражного не снял. Ну что ж, обсудим эти три премьеры.
"Операция "Фортуна": Искусство побеждать"
Operation Fortune: Ruse de Guerre
Год: 2022
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Гай Ричи
В главных ролях: Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт, Кэри Элвис, Багси Мэлоун, Хтю Грант, Эдди Марсан, Питер Фердинандо
Продолжительность: 114 минут
Ранним воскресным утром специалист по особым поручения Нейтан прибывает в расположение важного человека из правительства, который рассказывает Нейтану, что из секретной лаборатории неизвестные похитили какую-то важную разработку. Что там было конкретно - никто не знает, но по "рынку" уже пошло волнение: эту "штуку" выставили на продажу за 10 миллиардов долларов и посредником в сделке выступает скользкий и беспринципный торговец оружием и по совместительству миллионер и меценат Грег Симмондс. Сделку необходимо сорвать и Нейтан собирает команду спецов высшего уровня: суперагента Орсона, обаятельную хакершу Сару и исполнительного бойца Джей Джея. К тому же скоро к ним, не без прямого шантажа, присоединится звезда Голливуда Дэнни Франческо, от которого без ума тот самый Грег.
Как я уже писал выше, Гай Ричи собаку съел на лёгких, ни на что не претендующих, обаятельных, ироничных боевиках. Единственная проблема состоит в том, что время от времени они проваливаются в прокате, как, например, "Агенты А.Н.К.Л.", которые снимались с чётким прицелом на старт франшизы, но кассовый неуспех поставил крест на этих планах. Та же история произошла и с "Операцией "Фортуна" - забавный, весёлый фильм, который вроде бы обязан был понравиться массовому не самому притязательному зрителю, но вот беда - и он с треском провалился. И ведь здесь финал тоже явно намекает на продолжение, которого мы, видимо, уже никогда не увидим.
Не то чтобы я прям сильно жаждал увидеть сиквел "Операции "Фортуна", но мне как-то даже жаль - фильм-то неплохой. Не шедевр мирового кинематографа - нет. Но как развлечение на один вечер: очень и очень неплохо. Снято и смонтировано всё очень бодро и профессионально, экшн хороший, юмор забавный. Да, сценарий, конечно, донельзя клишированный и попросту глупый, но, мне кажется, от подобного рода фильмов было бы глупо ждать сценарных изысков. Актёрский состав тоже понравился. Для Джейсона Стэйтэма это уже пятый фильм Гая Ричи, в котором он принял участие, и здесь он прямо на своём месте: сыграно иронично и брутально одновременно. Понравилась Обри Плаза в роли обаятельной специалистки по компьютерным системам, хорошая весёлая роль у Джоша Хартнетта, но самый класс - это антагонист в исполнении Хью Гранта: великолепный образ.
В целом, я фильмом доволен. Да-да, это не "тот самый" Гай Ричи: подобный ироничный боевик мог снять почти кто угодно, фирменного стиля Ричи здесь нет ни на йоту. Ну и что? Весело и бодро - что ещё надо человеку вечером в пятницу после тяжёлой недели?
"Переводчик"
The Covenant
Год: 2023
Страна: Великобритания, Испания, США
Режиссёр: Гай Ричи
В главных ролях: Джейк Джилленхол, Дар Салим, Джонни Ли Миллер, Александр Людвиг, Энтони Старр, Эмили Бичем
Продолжительность: 123 минуты
Афганистан, 2018 год. Подразделение сержанта Джона Кинли занимается поиском мест, где талибы производят свои бомбы. После стычки на блок-посту Кинли "теряет" своего штатного переводчика - взамен ему предлагают взять Ахмеда. Это умный, натренированный афганец, у которого, как выяснится позже, к талибам есть свои счёты, и который не будет ограничиваться простыми переводами. К тому же Ахмеду любой ценой надо хорошо себя показать, чтобы получить визу в Америку для себя, жены и маленькой новорожденной дочки.
Гай Ричи совсем уж редко снимает кино без толики юмора. Да, бывает, что он ударяется в жанровые эксперименты, но забавные диалоги и сцены были даже в "Унесённых", "Револьвере" и "Гневе человеческом". Тем удивительнее, что его "понесло" в жанр сурового военного триллера, которым, безусловно, является фильм "Переводчик". В своих отзывах я часто пишу, что тот или иной фильм вызвал у меня двойственные чувства, но, пожалуй, ещё никогда это не проявлялось так явственно, как с этой лентой Ричи.
Вот смотрите. С одной стороны, "Переводчик" это довольно банальная и унылая политическая агитка, в которой бравые героические американцы с идеальной внешностью и без единого недостатка воюют с дикими террористами, которые предстают перед нами безликой толпой, состоящей из плохо организованных и откровенно туповатых людей, обмотанных тряпками по самые глаза. А когда действие фокусируется на трагедии взаимоотношений Джона и Ахмеда, то лучше не становится - штамп на штампе, ни одного интересного сюжетного поворота, всё банально и предсказуемо. К тому Ахмед вообще-то не геройский герой, а бывший торговец наркотиками, которого по-хорошему надо судить, а не спасать и везти в Америку.
С другой стороны, "Переводчик" это классное кино о героизме, благородстве и самопожертвовании. И даже правильно, что политической составляющей здесь уделено так мало внимания: к чему это здесь, если кино об общечеловеческих ценностях и настоящих мужчинах, которые не бросают друг друга в беде и платят по своим долгам. К тому же всё это невероятно профессионально снято, музыка подобрана идеально, экшн действительно захватывает и удерживает всё внимание зрителя, а Джейк Джилленхол и Дар Салим просто идеально справляются со своими достаточно сложными и неоднозначными ролями.
Казалось бы, два абзаца - два взаимоисключающих впечатления, но я действительно ощутил во время просмотра и то и другое, причём в достаточно равной степени. Как мне к этому теперь относиться? Да никак, просто вот такой вот фильм получился у Ричи - крайне противоречивый и тем по своему интересный.
"Министерство неджентльменских дел"
The Ministry of Ungentlemanly Warfare
Год: 2024
Страна: США, Великобритания, Турция
Режиссёр: Гай Ричи
В главных ролях: Генри Кавилл, Алан Ричсон, Рори Киннер, Генри Голдинг, Фредди Фокс, Эйса Гонсалес, Алекс Петтифер, Кэри Элвис, Тиль Швайгер, Бабс Олусанмокун
Продолжительность: 119 минут
Разгар Второй Мировой войны. Черчилль беспокоится, что американские союзники никак не могут прийти Британии на помощь, так как их суда снова и снова оказываются атакованы неуловимыми немецкими подводными лодками. Чтобы устранить это препятствие Черчилль и верные ему люди придумывают невероятно дерзкий план, заходящий за все рамки адекватных международных отношений. Для осуществления этого плана из под стражи освобождаются члены команды некоего Гаса Марч-Филлипса, специалиста по особым делам. Они пойдут напролом, а с тыла с врагом будет работать пара шпионов, включая талантливую еврейскую актрису Мардж.
Ещё один откровенно коммерческий проект Гая Ричи в жанре веселого боевика-капустника, встающий в один ряд с "Агентами А.Н.К.Л." и вышеупо мянутой"Операцией "Фортуна". Сюжет как под копирку - есть некое секретное и весьма деликатное задание от правительства, справиться с которым может лишь неофициальная команда с особыми полномочиями. И эта команда с шутками-прибаутками, но вполне квалифицированно и талантливо, хоть и не без приключений, с этим заданием справляется, после чего сценаристы дают нам явный намёк на продолжение. Финал. Титры. Повторяется и прокатная судьба - опять кассовый провал и никакой надежды на сиквел. Ричи как будто заколдован: то, что достаточно легко удаётся сделать его коллегам, а именно снять лёгкий, летний, успешный блокбастер, ему почему-то каждый раз оказывается не под силу. Дело тут, конечно, в его личности: молва о том, что Ричи опять снял какую-то пустышку вместо фильма в пресловутом "своём" стиле распространяется так быстро и оказывает на выбор людей такое влияние, что в кинотеатр они не идут уже просто из принципа.
При том, что фильм в целом - ну нормальный. Динамичный экшн, веселые персонажи, стильная картинка и музыкальное оформление, хорошие работы актёров, которые вволю оттягиваются на съёмочной площадке - прям чувствуется, как это всё легко и весело снимается. Ну да, конечно, нацисты тут невероятно тупые и бездарные - пули летят мимо, шпионы с лёгкостью проникают на самые секретные и защищённые объекты, а главный антагонист в исполнении Тиля Швайгера (кого ж ещё) оказывается ходячим штампом о жестоком садисте и вроде умном начальнике, который в самый ответственный момент проявит чудеса слабоумия и отваги. Ну и что с того? Фильм явно не претендует ни на что большее, чем получение одноразового удовольствия от вечернего сеанса, и в целом вполне справляется с этой задачей.
Отдельно отмечу набившее оскомину сравнение картины "Министерство неджентльменских дел" с "Бесславными ублюдками", например, глубоко уважаемый мною Антон Долин (Признан минюстом РФ иноагентом) написал свою рецензию на фильм Ричи в стиле чуть ли не покадрового её сравнения с картиной Тарантино. По мне так из общего тут только то, что это сюжет о противостоянии шпионов и нацистов. Всё. Стиль, манера постановки, целеполагание и даже попросту жанровая принадлежность - ничего не совпадает. С чего бы все так яро начали сравнивать эти две картины мне лично совершенно не понятно. Ну давайте ещё с "Семнадцатью мгновениями весны" сравним, чего мелочиться-то?
В общем, на мой взгляд, это бодрый, более-менее весёлый и динамичный, но откровенно одноразовый и ни на что не претендующий проект. Я посмотрел с удовольствием, но пересматривать не буду точно. В отличие от "Бесславных ублюдков", хе-хе.
Прошедший три года назад марафон Гая Ричи:
Часть 1: Карты, куш и Мадонна
Часть 2: Револьвер, рок-н-ролл и Шерлок
Часть 3: Детектив, агенты и король
Часть 4: Аладдин, джентльмены и гнев