Сегодня мы поговорим о трёх относительно свежих триллерах, которые мне довелось посмотреть в последнее время: мистический детективный триллер "Призраки в Венеции", социальный триллер "Меню" и готический триллер "Всевидящее око".
"Призраки в Венеции"
A Haunting in Venice
Год: 2023
Страна: США
Режиссёр: Кеннет Брана
В главных ролях: Кеннет Брана, Кайл Аллен, Камилль Коттен, Джейми Дорнан, Тина Фей, Джуд Хилл, Келли Райлли, Мишель Йео
Продолжительность: 103 минуты
Всемирно известный детектив Эркюль Пуаро ушел на пенсию, осел в Венеции и даже нанял специального телохранителя, который не допускает до сыщика многочисленных просителей и потенциальных клиентов. Однако одной гостье удается добиться аудиенции Пуаро - это его давняя знакомая писательница Ариадна Оливер, которая просит старого друга принять участие в спиритическом сеансе известного медиума, чтобы вывести того на чистую воду. Пуаро нехотя соглашается и отправляется в старинный дом на вечеринку по случаю Хэллоуина.
В 2017-м году известный британский театральный и кинодеятель Кеннет Брана представил своё видение экранизации похождений культового бельгийского детектива Эркюля Пуаро. Брана подошёл к делу основательно. За основу он взял один из главных шедевров Агаты Кристи, роман "Убийство в "Восточном экспрессе". Сюжет фильма движется довольно близко к тексту, но при этом не является его побуквенной экранизацией: режиссер добавил в него этакого театрального драматизма, как выразился один мой друг - "поддал Гамлета", на котором театрал Брана собаку съел. К тому же каст в фильме был просто потрясающий: сам режиссер, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Дейзи Ридли, Оливия Колман - состав по-настоящему звездный. Получилось не бесспорно, но фильм показал неплохие сборы и Брана сразу же объявил о съёмках сиквела. Второй фильм "Смерть на Ниле", вышедший в 2020-м, был скроен по тем же лекалам - снято близко к тексту одного из самых известных романов Агаты Кристи, но с добавлением театральной глубины и предыстории персонажей, плюс известные актёры в кадре - Галь Гадот, Арми Хаммер, Софи Оконедо, Аннетт Беннинг. Однако эта картина не стала успешной в прокате.
И, видимо, из-за кассовой неудачи "Смерти на Ниле" к съемкам третьей части серии Брана и продюсеры подошли совершенно по-другому. Триквел получил название "Призраки в Венеции" и формально он снят по роману "Вечеринка в Хэллоуин". Книга, мягко говоря, не выдающаяся, так ещё и от текста остались только имена некоторых героев и пара-тройка эпизодов, сам же сюжет и его интрига целиком и полностью придуманы сценаристами картины. Каст тоже уже не назовешь звёздным - сам Брана да оскароносная Мишель Йео, которая, впрочем, ничем здесь себя не проявила. Ну да, ещё Тина Фей, Джейми Дорнан, да Келли Райлли, но это всё уже второй эшелон. Ну и фильм в итоге вообще не получился. Вся эта мистическая атмосфера абсолютно не сочеталась с даже такой альтернативной версией Пуаро, дух Агаты Кристи пропал полностью, сюжет стал вымученным, а все его интриги - предсказуемыми. Если в первых двух фильмах была заложена некая концептуальная идея, некий стержень, на котором всё держалось, то здесь ничего подобного не ощущалось и картина просто рассыпалась. Из плюсов - красиво снятая Венеция и интерьеры старинного дома, а также довольно удачная роль Тины Фей, которая сыграла Ариадну Оливер, одну из постоянных помощниц позднего Пуаро. Лента с треском провалилась в прокате, что, пожалуй, ставит крест на всей франшизе.
Как итог, "Призраки в Венеции" - это самая слабая и необязательная часть серии фильмов, которая и до этого получала весьма смешанные отзывы. Не советую.
"Меню"
The Menu
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Марк Майлод
В главных ролях: Рэйф Файнс, Аня Тейлор-Джой, Николас Холт, Хонг Чау, Джанет Мактир, Пол Адельштейн, Джон Легуизамо, Эйми Карреро
Продолжительность: 107 минут
Талантливый шеф-повар Словик достиг в своей профессии таких высот, что это позволило ему открыть уникальный ресторан на маленьком острове, где он проводит эксклюзивное дегустационное шоу, которое могут позволить себе только самые богатые ценители высокой кухни. На одном из таких представлений совершенно случайно оказывается молодая девушка-эскортница, которая быстрее всех начинает понимать, что на этот раз здесь творится что-то необычное и даже опасное, в то время как нувориши до поры до времени воспринимают все сюрпризы Словика за чистую монету.
"Меню"- тот случай, когда сначала ты думаешь, что смотришь хороший триллер, а в конце понимаешь, что посмотрел хорошую социальную драму и от этого ощущения от просмотра становятся ещё более яркими. Режиссер картины с самого начало очень умело нагнетает саспенс - маленький остров, мрачные интерьеры, пугающие речи инфернального Словика, которые предваряют его уникальные перформансы и блюда, которые становятся всё более и более жуткими. Однако довольно скоро выясняется, что за всем этим стоят действительно глубокие и интересные вопросы о сущности того уровня успеха, когда результаты твоей работы становятся доступны лишь избранным, которые однако не способны оценить твоё мастерство, а лишь пользуются тобой, как маркером своего личного успеха: я могу себе это позволить, значит я крутой. Очень многих "мастеров" такое положение вещей целиком и полностью устраивает, именно к этому они и стремятся. Однако настоящие творцы не могут не страдать от того, что они стали "клоунами" на потеху весьма сомнительной публики. Попутно досталось в этом фильме и ловцам хайпа - всем этим элитарным критикам, молодым бизнесменам, стареющим богачам и вышедшим в тираж кинозвездам. Словик их презирает, да и режиссер фильма по всей видимости относится к подобным развлечениям с известной долей презрения.
Райф Файнс - великолепное попадание в роль. Он умеет совмещать в себе и инфернальность и трагизм личности, в конце концов его Волдеморт тоже был не только воплощением самого зла, но и довольно драматическим героем с непростой мотивацией. Вот и Словик такой: да, безусловно, он сошёл с ума и съехал с катушек, но можем ли мы его понять и посочувствовать его ситуации - конечно, можем. Не подкачали и другие актёры: в особенности обаятельная и дерзкая Аня Тейлор-Джой, сомнительный поклонник Словика в изображении Николаса Холта, себе на уме Хонг Чау и основательно подзабытый актёр Джон Легуизамо, иронично сыгравший чуть ли не автобиографическую роль.
Фильм, конечно, не идеальный: временами избыточно декларативный, местами не вполне логичный, а где-то попросту без внятной мотивации героев, в особенности подручных Словика. Но общее ощущение исключительно положительное, а отдельные сцены сняты настолько мастерски, что надолго врезаются в память: визит полицейского, фотографии на лепешках, номер су-шефа и, в особенности, конечно, гениальная сцена с чизбургером - на мой взгляд, сердце и суть этой ленты.
Одним словом, очень советую. "Меню" - это стильный, социальный триллер с хорошим актёрским ансамблем.
"Всевидящее око"
The Pale Blue Eye
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Скотт Купер
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Гарри Меллинг, Саймон Макберни, Тимоти Сполл, Тоби Джонс, Гарри Лоути, Шарлотта Генсбур, Роберт Дювалл, Люси Бойнтон, Джиллиан Андерсен
Продолжительность: 128 минут
США, XIX век. К отставному констеблю Лэндору за помощью обращается руководство военной академии Вест-Пойнт. Одного из курсантов нашли повешенным, а пока он лежал в морге, кто-то вырезал его сердце. Лэндор принимается за расследование и начинает опрашивать свидетелей и других учащихся академии. Среди них находится молодой, сообразительный курсант, который проявляет большой интерес к делу и даёт Лэндору крайне полезные подсказки. Имя этого курсанта - Эдгар Аллан По.
Для режиссера Скотта Купера и актера Кристиана Бэйла фильм "Всевидящее око" - это уже третья совместная работа. Сотрудничество началось в 2013-м с триллера "Из пекла" и продолжилось в 2017-м драматическим вестерном "Недруги". Помимо этих фильмов Купер также снял музыкальную драму "Сумасшедшее сердце", криминальную драму "Черная месса" и драматический фильм ужасов"Оленьи рога". Одним словом, Скотт Купер - любитель экспериментировать в жанре суровой, монументальной, неторопливой, разговорной драмы. "Всевидящее око" - не исключение. Несмотря на то, что формально это всё-таки готический триллер, события развиваются очень неторопливо, и ярким событийным перепитиям сюжета Купер явно предпочитает диалоги и нюансы психологии. Кто-то даже может сказать, что фильм скучный и по-своему будет прав: нужен весьма определенный склад характера и киновкус, чтобы смотреть подобные разговорные драмы. А вот Кристиан Бэйл, кстати, в таком кино, как рыба в воде - это актёр, который умеет передавать сильные эмоции одним словом, взглядом, движением брови, что ему удалось продемонстрировать ещё раз.
Можно сказать точно, что этот фильм мне понравился бы гораздо меньше, если бы не одно но. А именно потрясающая актерская работа Гарри Меллинга, который сыграл роль молодого Эдгара Аллана По. Когда я увидел этого актёра в фильме братьев Коэнов "Баллада Бастера Скраггса", где он был чуть ли не лучшим в мощном актерском составе ленты, я мучительно долго вспоминал, где же я его уже видел. И лишь беглый гугл мне помог - это же похудевший Дадли Дурсль из "Гарри Поттера"! Ничего себе, каким крутым актером он стал, подумал я тогда. С тех пор я встречал Меллинга и в других проектах: "Ход королевы", "Дьявол всегда здесь", "Трагедия Макбета". И везде он был очень хорош. Не стал исключением и этот фильм, явным украшением которого стал этот актёр. Его Эдгар Аллан По получился с одной стороны очень умным, ироничным, разговорчивым интеллектуалом, а с другой - ранимым, трогательным юношей, который долгие годы страдает от буллинга. Очень тонкая и отлично исполненная роль. К слову, сюжет, разумеется, выдуман и все биографические совпадения заканчиваются на том, что легендарный писатель тоже проходил обучение в военной академии.
Таким образом, советовать этот фильм всем и каждому я не возьмусь. Это в хорошем смысле слова занудная драма, которая маскируется под готический триллер, смотреть которую может быть довольно скучно. Однако, если возьмётесь, будете вознаграждены шикарным перфомансом Гарри Меллинга.