В центре внимания: Эдгар Райт
9 декабря 2024 г. 21:45
326
2

Эдгар Райт - британский режиссер, прославившийся в первую очередь иронично-пародийной трилогией "трёх вкусов мороженого Корнетто" при участии двух классных актёров Саймона Пегга и Ника Фроста, которая состоит из лент "Зомби по имени Шон", "Типа крутые легавые" и "Армагеддец" (это же надо было такому случиться, чтобы названия всех трёх фильмов так ужасно локализовали у нас).

Эдгар Райт - самый настоящий гик и нерд. Расшифрую - он большой фанат поп-культуры (особенно ему нравятся периоды 60-х и 70-х). В сферу его интересов попадают популярные фильмы, сериалы, книги, песни, клипы, игры, комиксы и так далее. Благодаря этому, фильмы Райта испещрены отсылками, пародиями, цитатами, стилевыми атрибутами и, пожалуй самое главное, музыкой. Райт - один из самых музыкальных режиссёров современности, как никто другой умеющий подобрать интересный саундтрек к своим фильмам.

Также Эдгар Райт очень тонко чувствует жанровые правила. Собственно, в этом и секрет трилогии "Корнетто" - в каждой из лент он разобрал соответствующий жанр на "винтики", а затем собрал обратно, подменив некоторые из них на намеренно гипертрофированные элементы. После успеха этой трилогии Райт, видимо, решил, что теперь ему больше не интересно издеваться над жанрами и сделал два жанровых фильма без элемента иронии. Получилось, скажем так, спорно. Но это мы обсудим ниже.

В ближайших планах Эдгара Райта - экранизация романа Стивена Кинга "Бегущий человек". К слову, предыдущая версия со Шварценеггером была очень далека по сюжету от литературного оригинала - настолько, что Стивен Кинг потребовал убрать своё имя из титров. Возможно, Райт снимет более каноническую версию. Жалко только, что оригинальный текст не содержит в себе никакого юмора и иронии. Видимо, к этому стилю Райт уже не вернётся.

Переходим к топу полнометражных фильмов Эдгара Райта. Сразу уточню, что среди шедевров и бриллиантов этого режиссера есть ещё и сериал "Spaced" (с теми же Саймоном Пеггом и Ником Фростом), но о нём мы поговорим как-нибудь в другой раз, сегодня же именно кино.

7 место. Пригоршня пальцев (1995)

Самый первый полнометражный фильм Эдгара Райта, в котором сразу "заявляются" все его будущие приёмы - пародия и сатира над жанровыми атрибутами, в данном случае вестерна. Фильм очень малобюджетный, хороших актеров в нём нет, и по большому счёту, всё это напоминает длинный видео конкурс какой-нибудь команды КВН средней руки. Сначала весело местами, потом быстро надоедает.

6 место. Малыш на драйве (2017)

Первый фильм из, скажем так, "серьёзных" лент Райта. Это самый настоящий криминальный боевик - быстрый, динамичный, напряжённый и максимально тупой. Главная фишка фильма - музыка и то, как она вплетена в сюжет и синхронизирована с действиями на экране. Этот элемент сделан действительно великолепно, остальное - ну, на троечку.

5 место. Прошлой ночью в Сохо (2021)

Второй фильм из "серьезной" линейки, на этот раз хоррор, сдобренный огромной порцией ностальгии по свингующим 60-м. Получилось лучше, чем "Малыш на драйве", но ощущения все равно смешанные: хоррор как будто не очень получился, а вот социальное высказывание об изнанке ностальгии и вечности некоторых социальных проблем - вполне. Несколько сцен просто потрясающе сделаны - особенно танец персонажей Мэтта Смита, Ани Тейлор-Джой и Томасин Маккензи.

4 место. Зомби по имени Шон (2004)

Фильм, с которого началась история успеха трио "Райт-Пегг-Фрост". Классная, тонкая британская пародия на зомби-хорроры и, неожиданно, романтические мелодрамы. Интересные визуальные решения, классные британские актёры и юмористы, отличная история. Первый из четырёх успешных "классических" фильмов Эдгара Райта.

3 место. Типа крутые легавые (2007)

Второй фильм линейки "Корнетто" - на этот раз пересобранный полицейский экшн-детектив в сеттинге маленькой деревушки, где обычно ничего и никогда не происходит, но конкретно в этом месте главному герою приходится расследовать серию жестоких, кровавых убийств. Всё сказанное о ленте "Зомби по имени Шон" применимо и в этом случае, только Райт-Пегг-Фрост набили руку и стали профессиональнее и круче (а ещё здесь есть действующий и один будущий лауреаты премии Оскар в ролях второго плана).

2 место. Скотт Пилигрим против всех (2010)

Между вторым и третьим фильмами своей британской трилогии Эдгар Райт сделал "перерыв", чтобы снять похожую ленту в США. Это была картина, поставленная по одноименным комиксам "Скотт Пилигрим против всех" и на тот момент времени она стала вершиной творческого метода Райта - пародии, музыка, бесконечные поп-культурные отсылки, абсурдный юмор, интересные визуальные и сценарные находки - всё это про "Скотта Пилигрима". Да, скорее всего, многим этот фильм покажется максимально "отбитым", как спустя более десяти лет далеко не все поняли в чём-то похожую картину "Всё, везде и сразу". Но мне такой странный юмор близок, часто пересматриваю эту ленту и каждый раз смеюсь в голос.

1 место. Армагеддец (2013)

Завершение трилогии "трёх вкусов", которая во многом похожа на двух своих предшественников, но также многим и отличается от них. Именно поэтому многие считают эту часть худшей из трёх, а другие говорят, что это идеальное завершение пародийного периода Райта. Я отношу себя ко вторым, поэтому и поставил "The World's End" на вершину этого топа. В этой ленте есть все плюсы двух других частей трилогии, но также добавляется тонкая драматическая линия, связанная с историей жизни двух главных героев, сыгранных, разумеется, Саймоном Пеггом и Ником Фростом. Оба играют просто восхитительно, особбено Пегг - даёт то мощнейшую драму, то отвязную комедию, и при этом остаётся максимально убедительным в обоих жанрах. Классное кино!

А какие фильмы Эдгара Райта у вас любимые? Что смотрели, что не смотрели? Делитесь в комментариях!

ИТПицца
ЕКБушка