Выживший
8 февраля 2016 г. 13:10
1445
8

США, начало XIX века. Убегая от индейцев, команда охотников за пушниной доверяется следопыту Хью Глассу (ДиКаприо), который ведёт людей по кружной тропе, через горы. Однако вскоре с ним случается несчастье: наткнувшись на маленьких медвежат, Хью подвергается чудовищному нападению медведицы. Нести израненного Гласса через перевал невозможно, и, кажется, скоро охотник умрёт, поэтому капитан Генри (Глисон) предлагает кому-то из своих людей за дополнительную плату остаться с Хью до его печального конца, а затем продолжить движение в лагерь. Добровольцами вызываются опытный охотник Фитцджеральд (Харди) и юный Джим (Поултер). Однако Фитцджеральд нарушает договор и убивает сына Гласса, оставив его самого умирать в заснеженной тайге. Сердце израненного охотника жаждет мести, и он начинает свой долгий путь выживания.

  • Год: 2015
  • Страна: США
  • Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
  • В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Форрест Гудлак, Пол Андерсон, Кристофер Йоннер, Джошуа Бёрдж, Дуан Ховард, Мила Нахеко, Лукас Хаас
  • Продолжительность: 156 минуты
  • Слоган:"До последней капли крови"

Несмотря на то, что контракт на съёмки "Выжившего" Алехандро Гонсалес Иньярриту подписал ещё в 2011 году, задолго до триумфа "Бёрдмэна" на Оскаре и других престижных премиях, основные творческие решения и непосредственно съёмочный процесс был начат всё же после отгремевших фанфар. Сложно сказать, повлияло ли как-то всемирное признание на Иньярриту, ощутил ли он какую-то дополнительную мотивацию или даже некую вседозволенность, чувство которой охотно приписывают ему многие критики, или всё-таки "Выживший" изначально планировался быть именно таким фильмом: суровым, жёстким, немного брутальным, а с технической точки зрения новаторским и экспериментальным. Мне всё же хочется верить, что так было придумано заранее.

Можно абсолютно ничего не знать о том, как именно снималась лента "Выживший", и всё равно при просмотре почувствовать ледяное дыхание горных рек, тьму сгустившихся снежных туч, суровость опасного дикого леса. В смысле атмосферы и настроения это, безусловно, один из лучших фильмов года — во многом благодаря неожиданным решениям принятым как самим мексиканским режиссёром, так и его гениальным оператором Эммануэлем Любецки. Эта картина проникает под кожу, остужает твои мысли и чувства, заставляет болезненно морщиться и мечтать о горячем чае с малиной. Это неприятное и колючее чувство жуткого холода, возникающее у зрителя, оплачено невероятным трудом и большой кинематографической смелостью создателей фильма.

Я намеренно не написал ещё ни строчки непосредственно о сюжете картины, потому что "Выживший" — это один их тех фильмов, где сюжет и атмосфера не просто дополняют друг друга, а становятся единым целым, сливаясь на экране в некое подобие медленного и завораживающего кинематографического танца. История, показанная в фильме, с одной стороны невероятна проста, казалось бы, ну какие тут откровения: "никогда не сдавайся" и "месть моя будет страшна". С другой стороны, при последующих раздумьях, сами персонажи, задействованные в истории, оказываются глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Благодаря обильно разбросанным по кинополотну символам и знакам, мы проникаемся не только историей мести и выживания главного героя, но и понимаем чувства и мотивацию Фитцджеральда, который неожиданно оказывается отнюдь не таким уж однозначным подонком, сочувствуем молодому капитану Генри, застрявшему в этом холодном и враждебном краю вдали от семьи, наблюдаем за развитием личности совсем юного ещё Джима, возможно, впервые встретившего на своём жизненном пути неразрешимую дилемму. "Выживший" это кино не об истории, это кино о людях в этой истории. По крайней мере, именно так я его вижу. Поэтому я готов простить этой ленте тот небольшой отрывок в середине, когда буквально на мгновение я поймал себя на мысли, что картина стала скучноватой. Прошло минут 15 и это ощущение полностью пропало. Хотя, конечно, такой провис — это небольшой, но всё-таки минус.

Нельзя писать об этом фильме и не затронуть тему актёрского мастерства Леонардо ДиКаприо. Это забавно: вот уже пять лет как не утихают разговоры о том, что он как никто другой заслуживает Оскара, и в тот самый момент, когда он только что сыграл одну из лучших ролей в своей жизни, многие вдруг неожиданно от него отворачиваются, сыпят оскорблениями, унижают и даже предъявляют абсурдные претензии в нечестной игре. На мой взгляд, Хью Гласс — одна из самых тонких и интересных ролей в его фильмографии. Это не суетливые, хоть и весьма убедительные, кривлянье в "Волке с Уолл-Стрит" и не комиксоидная экспрессия в "Джанго освобождённом" (хотя, конечно, и там и там Лео был очень крут). Здесь его игра базируется на полутонах, на едва заметных изменениях выражения лица, на особом блеске в глазах: да за один только финальный взгляд ему можно всё простить. По-моему, это гораздо сложнее, чем многое из того, за что его усиленно сватали на Оскар. Не могу не отметить, конечно, и трио второстепенных персонажей. Том Харди и Донал Глисон мне всегда нравятся и здесь меня не разочаровали. Уилл Поултер также отменно справился со своим персонажем.

Знаю, что остаюсь практически в меньшинстве, но считаю "Выжившего" достойным претендентом на звание лучшего фильма года. Это глубокая, атмосферная, непростая картина с очень скрупулёзно проработанными персонажами, талантливо сыгранными отличными актёрами первой величины.

Оценка: 9 из 10
Книга
Интерра ФМ