В начале девяностых иметь отношение к компьютерам было чрезвычайно круто: никто толком не знал что это, а стоили они примерно как новенький автомобиль. Основными потребителями оргтехники являлись финансовые учреждения и различные госструктуры. Но если первые приобретали компы как бы по делу, для вторых компьютер играл роль престижного антуража наравне со служебной новенькой «Волгой» и радиотелефоном «Алтай». Не удивительно, что хозяин кабинета, где обитало новомодное чудо, едва ли умел его включать – не требовалось. Даже в бухгалтериях компьютерная техника приживалась с величайшим трудом: матёрые тётки с сорокалетним стажем искренне ненавидели её, предпочитая клавиатуре процессора клавиши калькулятора, а зачастую и просто костяшки ручных счёт.
Естественно, на прогрессе наживались. Денежный поток растекался двумя могучими руслами: тем, кто мог провернуть поставку компьютеров и тем, кто способен напичкать железо соответствующим программным обеспечением. Последние участники рынка назывались «программистами» и поднимали невероятные бабки, поскольку до наступления эпохи Windows запуск каждого компьютера считался чуть ли не подвигом. А под каждую задачу (считать, писать, каталогизировать) писалась индивидуальная программа.
С поставками тоже всё было непросто. Как правило, в теме участвовали три обязательных участника: покупатель, посредник и продавец. По сути посредник и держал сделку: выбивал деньги, контролировал, чтобы они ушли именно на счет продавца, следил, чтобы продавец не кинул, а нормально отгрузил товар. Именно посредник осуществлял движение товара от покупателя к продавцу, и вообще, брал на себя все риски по сделке, коих было хоть пруд пруди: запросто мог кинуть продавец – получить деньги, обналичить и свалить в неизвестном направлении; могли надуть с товаром, всучив вместо нормального компьютера «пустышку», где по сути, имелся только корпус; груз запросто могли отобрать бандиты. По большому счету, даже при наличии каких-то бумаг и договоров, все гарантии звучали «чисто на словах». И конечно, случись чего, отдувался исключительно покупатель. Но зато если всё срасталось…
Что особенно характерно для того времени: в сделке зарабатывали абсолютно все участники. Естественно, зарабатывал продавец. Следует отметить, что самые первые компьютеры поступали в страну не совсем тем, чем декларировались. Поначалу работал принцип, который успешно применяли колонизаторы в работе с туземцами: за кордон отправлялось сырье (цветной металл), а оттуда – бусы, то есть компьютерная техника. Чистый бартер. Причем на тот момент было удобнее ввозить компы в виде программного обеспечения, то есть импортёр приобретал как бы некую программу, а железо прилагалось вроде как бесплатным бонусом. Поступив в столицу, «бонус» расползался по крупным сбытовым фирмам, оттуда уже раскупался конечными клиентами. Много ли народу поднялось на этой теме? Да практически все нынешние олигархи.
Разумеется, зарабатывал посредник. Комиссионные как правило оплачивались именно продавцом. Отстегнуть в такой сделке двадцать-тридцать процентов считалось нормой, а если вспомнить о стоимости данной техники, становилось понятным, что сколотить капитал можно было очень быстро.
Наконец, зарабатывал покупатель. Удивительно? Ничуть. Технически это выглядело так: с представителем покупателя обсуждался размер личного «отката», цифра перетиралась с продавцом, а поскольку тот был не первый день замужем, то соглашался задрать стоимость изделия и скорректировать финансовые документы на сию сумму. Получив товар, посредник получал и пачку банкнот: комиссионные и «откатные». И все были довольны…
Эпоха «диких компов» продолжалась примерно года три. Потом появились более или менее централизованные поставки техники в регионы, появилась первая Windows 3.1, первые магазины, конкуренция, рынок… Любой желающий мог купил толстенный «Пульс цен» и выбрать что нужно. Посредники, безусловно, отмерли как класс. Которые поумней, обросли собственными магазинами. Многие просто-напросто вернулись на завод. Или сели на стакан. А откаты… Они просто перешли на другой уровень. Как в компьютерной игре, знаете ли…